На фоне информации о том, что в Австралии решили ограничить доступ подростков к социальным сетям, в ГД прокомментировали, что в России не планируют вводить подобные запреты

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


На фоне информации о том, что в Австралии решили ограничить доступ подростков к социальным сетям, в ГД прокомментировали, что в России не планируют вводить подобные запреты. Акцентировали внимание на том, что вредный контент должен удаляться незаметно и быстро, чтобы он не успел заинтересовать подростков.

Я хотел бы посмотреть на вопрос социальных сетей и детей в них не только с точки зрения заведомо вредного и противоправного контента, но и самого механизма социального взаимодействия в цифровой среде.

Социальные сети имеют значительные сходства с действием психоактивных веществ при формировании зависимости у детей через активацию дофаминовой системы вознаграждения мозга. Лайки, короткие и яркие видео, сетевые игры, стремление к известности через количество просмотров — это всё то, что провоцирует выброс дофамина, создавая кратковременное удовольствие и тягу к повтору, что перестраивает нейронные связи в развивающемся подростковом мозге и снижает самоконтроль. У ребят соцсети вызывают бесконечный скроллинг, аналогичный импульсу к алкоголю, приводя к импульсивности, потере социальных навыков в реальной жизни и риску изоляции. Зависимость от экранов меняет химию мозга, нарушая систему вознаграждения и особенно опасна для префронтальной коры больших полушарий мозга, ответственной за принятие решений. ?

Соцсети добавляют такие проблемы, как кибербуллинг и идеализированные образы мира, малоподвижность и потерю времени, которое могло бы быть потрачено на учебу и развитие. При этом сами цифровые платформы и их алгоритмы построены таким образом, чтобы максимально долго удержать пользователя внутри. ?

В недавнем докладе ВОЗ подчеркивается неспособность подростков контролировать время в соцсетях, что снижает интерес к реальной жизни и усиливает психологические проблемы, особенно при игровом поведении. Мета-анализы показывают связь чрезмерного использования (больше 3 часов/день) с тревогой, депрессией, бессонницей, ожирением и СДВГ, где проблемное использование предсказывает падение самооценки и успеваемости. Корреляция времени в сетях с самооценкой отрицательная (r=-0.55), а 78% подростков тратят больше 4 часов/день, отмечая рост тревоги. ??

Такие данные о взаимодействии подростков с цифровыми платформами говорят о том, что опасность социальных сетей для них заключается не столько в конкретном "плохом" контенте, сколько в их архитектуре, которая эксплуатирует уязвимости развивающегося мозга для формирования зависимого поведения, что ведет к серьезным психофизиологическим и социальным последствиям. ?

Стратегия, основанная лишь на скрытой фильтрации контента, является неполной и реактивной. Она не решает корневую проблему — намеренно созданные алгоритмы и интерфейсы, вызывающие зависимость. Необходимо регулирование, затрагивающее дизайн цифровой среды (например, "этичный дизайн"), ограничение времени использования для несовершеннолетних, отключение бесконечной ленты и "лайков" в детских аккаунтах. Отдельно бы отметил то, что часто источниками проблемы в социальных сетях являются “взрослые” аккаунты, а дети просто зеркалируют то, что видят.

Обсуждение регулирования соцсетей для подростков должно быть смещено с темы контента на тему правильного, формирующего социального взаимодействия. Целью должно стать не только ограждение от зла, которое приносят взрослые, но и создание здоровой цифровой среды, которая не препятствует, а способствует когнитивному и социальному развитию ребенка в реальном мире. ?

Человек развивается в деятельности. Нужны модели такого развития ребят с учётом влияния и наличия цифровой среды. Такие ценности как гуманизм, милосердие, взаимопомощь и взаимоуважение, достоинство, возможно формировать только в здоровом общении. Социальная сеть не место для развития ребёнка, всё таки мы живём в реальном мире, а не в матрице.

А пока в Австралии, Малазии, Норвегии, Дании, Франции, Турции введен или запланирован к введению возрастной ценз на использование соц.сетей.


Источник: vk.com

Комментарии: