Каким будет образование в эпоху ИИ? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-12-05 11:21
В последнее время много думаю про то, каким будет образование в эпоху ИИ. И чем больше думаю, тем абсурднее для меня звучит выражение «программа обучения на 5 лет». То, что происходит сейчас в учебных заведениях, можно назвать организованным притворством. Все делают вид, что если достаточно усердно преподавать по методичкам 1997 года, то студенты органически впишутся в рынок труда 2030-го. У моего товарища есть бот с ChatGPT в Телеграме на 1 млн пользователей. Среди них 70% — это школьники, которые просто списывают ответы через чат. Потом эти ответы родители проверяют через Алису или Гигачат и получается трогательная картина: ИИ пишет работу, ИИ проверяет работу, и все делают вид, что это и есть процесс обучения. С университетами всё примерно так же. Если бы я сейчас был на втором курсе, уже завтра писал бы заявление на отчисление. Потому что большинство первокурсников сейчас осваивают профессии, которые к моменту получения диплома уже исчезнут или изменятся до неузнаваемости. Проблема в том, что система образование не успевает адаптироваться под мир, где многие профессии меняются каждые 6–12 месяцев, а доступ к знаниям и обратной связи теперь можно получить не на лекциях, а через диалог с нейросетью. И пока всё это происходит, уже появляется новая модель обучения, где метод «снизу вверх» меняется на «сверху вниз». Если раньше вы сначала пять лет изучали теорию и только потом получали доступ к реальным задачам, то теперь, среди продвинутых ребят, всё наоборот: сначала берёшь сложную задачу, и уже по ходу разбираешься, что вообще происходит. Например, хочешь понять, как работает двигатель. Вместо того чтобы пять лет слушать лекции по термодинамике, просто открываешь чат и включаешь режим рекурсивного уточнения: задаёшь 100–200 вопросов за сессию, пока сам не сможешь объяснить это кому угодно. ChatGPT не осудит, даже если ты в третий раз спросишь, где у двигателя перед. Вы сами удивитесь, как быстро от вопроса «а куда тут вставляется поршень?» дойдёте до обсуждения особенностей сгорания топливной смеси при разной компрессии. В подтверждение этого на днях посмотрел подкаст с Габриэлем Петерссоном — шведом, который бросил школу в 18 лет, а теперь работает исследователем в OpenAI. Он за короткий срок освоил диффузионные модели на уровне студентов с PhD, на который обычно уходит 5–7 лет. Просто потому что учил только то, что сразу применял, и использовал ИИ как бесконечно терпеливого преподавателя. А как же диплом? Можно оставить себе на память, так как они почти полностью потеряют свою ценность. Компании вроде OpenAI, Anthropic и других прогрессивных ребят уже смотрят только на то, что ты сделал, а не на то, что сдавал. Рабочие проекты, инструменты, демки — вот новый диплом. Так чему же тогда учиться? Во-первых, освоить промптинг как новый язык. Потому что знания теперь есть у всех, а вот навык задать вопрос так, чтобы получить действительно полезный ответ, — пока редкость. Во-вторых, учиться учиться. Не жить в иллюзии, что кто-то обязан тебе всё объяснить, а самому видеть свои пробелы и закрывать их — без расписаний, оценок и ожидания, что кто-то всё разложит по полочкам. В-третьих, использовать ИИ не как источник быстрых ответов, а как преподавателя. Задавать по 30 вопросов и не бояться выглядеть тупо. ChatGPT (пока) не умеет закатывать глаза и это прекрасно. И пока система образования не успела перестроиться под новый мир, вы уже можете учиться в 10 раз быстрее. Потому что через 3–5 лет разница между тем, кто использует ИИ как учителя, и тем, кто продолжает учиться по-старому, будет как между человеком с калькулятором и тем, кто до сих пор считает в столбик — в сотни раз. Источник: vc.ru Комментарии: |
|