«Как стать мыслителем-визионером. Интегральный подход к трансформации мыслящего субъекта (К интегральной культуре мышления)» (видео) |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-12-09 11:50 Доклад Евгения Пустошкина — клинического психолога, специалиста по интегральной метатеории и психологии взрослого развития, исследователя-практика интегрального подхода Кена Уилбера, члена президиума Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП). Прочитан 27.11.2025 на IV Большом Философском Соборе «О единой культуре мышления. Основания и пределы» (t.me/rusobor4), организованном Объединённым Движением «Русская Философия». Краткое изложение основной идеи доклада: Способность к мышлению и познаванию проходит целый ряд стадий развития (начиная с эгоцентрированных форм и переходя ко всё большей децентрации), прежде чем выйти на подлинно зрелые (визионерско-диалектические, а в итоге — и трансрациональные) формы познавания, поэтому для создания интегральной культуры мышления нужно выстроить иерархическую лестницу развития и трансформаций самой мыслящей структуры — мыслящего субъекта. Тезисы доклада (полная версия): Способность человека к мышлению и познаванию не является статичной данностью, но проходит определённые, выявленные исследователями психического развития этапы, или стадии, зрелости — уровни взросления и созревания, которые задают пределы глубины, объёма и масштабов мыслей и мыслимых объектов (от простейших наглядно-образных, до конкретных, абстрактных, формально-логических, постформально-диалектических и, наконец, трансрациональных), поэтому создание интегральной культуры мышления требует сперва осмыслить и трансформировать саму мыслящую структуру — мыслящего субъекта — и понять, какие условия необходимы для развития целостных способов мышления у индивидов и целых коллективов. Сознание и мышление не тождественны: сознание — чистое пространство, в котором возникает и проявляется мышление с его дискурсивными, или концептуальными, формами (мыслями). Через посредство мышления сознание о(с)мысляется — становится мыслящим, однако при этом оно не ограничено одним лишь дискурсивным мышлением. Более общим в сравнении с мышлением понятием также является познание (познавание, или когниция — от англ. cognition): как часть познания, мышление чаще всего познаёт мир посредством мыслей, однако само познание может осуществляться за счёт до-мыслительной активности (например, познавание, основанное на перцепции, или восприятии), равно как и за счёт над-мыслительной активности (обретаемой в созерцательных состояниях или же на трансрациональных уровнях мышления, которые правильнее было бы называть не мышлением, но прямым познаванием, сочетающим непосредственное интуитивное постижение с использованием мыслительного аппарата в качестве подчинённой субструктуры). Когда мы говорим о культуре мышления и о мышлении вообще, чаще всего мы мыслим в категориях мыслимых объектов (то есть объектов мысли, а не субъекта). Мы ложно думаем, будто есть некое единое, универсальное мышление (мыслящая структура-субъект), которое способно мыслить мысли различного масштаба. В действительности сама мыслящая структура, или субъект, который мыслит, многоуровнева, а доступный в данный момент уровень предопределяет пределы мысли: чтобы их расширить, необходимо перевести структуру мыслящего субъекта на более высокий уровень комплексности. В докладе мы рассматриваем траектории преобразований структуры мыслящего субъекта — от примитивного наглядно-действенного мышления к мышлению конкретными операциями (мысли о конкретных ситуациях), затем к мышлению формальными операциями (мысли о мыслях) — стандарту рационального взрослого человека. Однако за пределами этих уровней мышления есть постформальные стадии мышления и познавания — визионерско-логическое (по К. Уилберу), диалектическое, метапарадигматическое мышление (или вероятностное мышление по В. В. Налимову) и надмыслительное неопосредованное концептуально-дискурсивными методами познание (трансрациональность по С. Л. Франку). В духе генезисной эпистемологии Ж. Пиаже каждый уровень мышления интерпретируется как целое миропространство, структурированное по правилам той когнитивной структуры, которая его со-порождает. Таким образом, для возникновения интегральной (целостной) культуры мышления должны иметь место следующие условия: интегральный уровень мыслящего субъекта (находящегося в сообществе других интегрально мыслящих субъектов) в аспекте эпистемологии ? интегральная методология (раз)мышления (и познавания) ? направленная на выявление и продумывание интегральных Целостностей-объектов, в аспекте онтологии формирующих представление о Реальном. Важный здесь момент состоит в следующем: какой бы продуманной ни была методология мышления, без создания условий для роста и развития мыслящего субъекта (его структур-уровней мышления, конституирующих аспект эпистемологии), объединённого с другими такими же развивающимися субъектами, не может возникнуть подлинно высокая, или интегральная, культура мышления. В заключительной части доклада рассматривается ответ на вопрос: «Как можно способствовать развитию интегрального мышления с точки зрения интегрального подхода?» Рекомендуется введение практик систематической интегральной аскезы (йоги), направленной на гармоничное развитие личности и поддержку интеллектуального развития человека, включая общую практику целостной жизни. Среди рекомендуемых практик: • Аскеза (или йога) мышления и познавания • Взаимодействовать мышлением с комплексными проблемами, находящимися в зоне ближайшего развития (ЗБР) • Психогигиена мыслительных объектов • Использование ментальных карт и конспектирования вручную • Использование письменных практик • Активация разных каналов восприятия и множественных интеллектов (по Говарду Гарднеру) • Практики систематической объективизации мышления • Практики здоровья и др. Postscriptum дополнение: В рамках выступления докладчик не успел остановиться на важности прохождения психотерапии для развития и раскрытия способности к чистому, незамутнённому мышлению. Неврозы искривляют мышление, происходит слипание субъективных проекций с объективным внешним миром (проблема реификации). Интегральная психотерапия, а также некоторые другие направления психокоррекции, помогают как усиливать ясные структуры мышления, так и «лечить» сухие умствования (ментально-рассудочную дефицитарность по Ж. Гебсеру). Отдельное внимание при анализе психотерапевтических проблем мышления необходимо уделять феномену защитных механизмов, включая рационализацию как неосознаваемую защиту от непосредственного переживания витальной энергии жизни. О докладчике: Евгений Пустошкин (Москва) Консультирующий интегральный психолог. Клинический психолог, выпускник кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ. Гл. ред. философско-психологического журнала «Эрос и Космос». Переводчик книг Кена Уилбера —ведущего мыслителя современности, основоположника интегральной метатеории. Член президиума Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП). Соведущий и соавтор (с Татьяной Парфёновой) методологии «Интегральное сознавание» и долгосрочных программ и семинаров интегральному подходу Уилбера и психологии взрослого развития (http://integralmeditation.ru), а также курсов по основам интегральной психологии и психотерапии на программах по трансперсональному консультированию и психотерапии в Московском институте психоанализа. Ведёт частную психологическую практику онлайн и в Москве. Блог и сайт: http://pustoshkin.com Источник: www.pustoshkin.com Комментарии: |
|