«Как стать мыслителем-визионером. Интегральный подход к трансформации мыслящего субъекта (К интегральной культуре мышления)» (видео)

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-12-09 11:50

Работа разума

Доклад Евгения Пустошкина — клинического психолога, специалиста по интегральной метатеории и психологии взрослого развития, исследователя-практика интегрального подхода Кена Уилбера, члена президиума Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП).

Прочитан 27.11.2025 на IV Большом Философском Соборе «О единой культуре мышления. Основания и пределы» (t.me/rusobor4), организованном Объединённым Движением «Русская Философия».

Краткое изложение основной идеи доклада:

Способность к мышлению и познаванию проходит целый ряд стадий развития (начиная с эгоцентрированных форм и переходя ко всё большей децентрации), прежде чем выйти на подлинно зрелые (визионерско-диалектические, а в итоге — и трансрациональные) формы познавания, поэтому для создания интегральной культуры мышления нужно выстроить иерархическую лестницу развития и трансформаций самой мыслящей структуры — мыслящего субъекта.

Тезисы доклада (полная версия):

Способность человека к мышлению и познаванию не является статичной данностью, но проходит определённые, выявленные исследователями психического развития этапы, или стадии, зрелости — уровни взросления и созревания, которые задают пределы глубины, объёма и масштабов мыслей и мыслимых объектов (от простейших наглядно-образных, до конкретных, абстрактных, формально-логических, постформально-диалектических и, наконец, трансрациональных), поэтому создание интегральной культуры мышления требует сперва осмыслить и трансформировать саму мыслящую структуру — мыслящего субъекта — и понять, какие условия необходимы для развития целостных способов мышления у индивидов и целых коллективов.

Сознание и мышление не тождественны: сознание — чистое пространство, в котором возникает и проявляется мышление с его дискурсивными, или концептуальными, формами (мыслями). Через посредство мышления сознание о(с)мысляется — становится мыслящим, однако при этом оно не ограничено одним лишь дискурсивным мышлением. Более общим в сравнении с мышлением понятием также является познание (познавание, или когниция — от англ. cognition): как часть познания, мышление чаще всего познаёт мир посредством мыслей, однако само познание может осуществляться за счёт до-мыслительной активности (например, познавание, основанное на перцепции, или восприятии), равно как и за счёт над-мыслительной активности (обретаемой в созерцательных состояниях или же на трансрациональных уровнях мышления, которые правильнее было бы называть не мышлением, но прямым познаванием, сочетающим непосредственное интуитивное постижение с использованием мыслительного аппарата в качестве подчинённой субструктуры).

Когда мы говорим о культуре мышления и о мышлении вообще, чаще всего мы мыслим в категориях мыслимых объектов (то есть объектов мысли, а не субъекта). Мы ложно думаем, будто есть некое единое, универсальное мышление (мыслящая структура-субъект), которое способно мыслить мысли различного масштаба. В действительности сама мыслящая структура, или субъект, который мыслит, многоуровнева, а доступный в данный момент уровень предопределяет пределы мысли: чтобы их расширить, необходимо перевести структуру мыслящего субъекта на более высокий уровень комплексности.

В докладе мы рассматриваем траектории преобразований структуры мыслящего субъекта — от примитивного наглядно-действенного мышления к мышлению конкретными операциями (мысли о конкретных ситуациях), затем к мышлению формальными операциями (мысли о мыслях) — стандарту рационального взрослого человека. Однако за пределами этих уровней мышления есть постформальные стадии мышления и познавания — визионерско-логическое (по К. Уилберу), диалектическое, метапарадигматическое мышление (или вероятностное мышление по В. В. Налимову) и надмыслительное неопосредованное концептуально-дискурсивными методами познание (трансрациональность по С. Л. Франку). В духе генезисной эпистемологии Ж. Пиаже каждый уровень мышления интерпретируется как целое миропространство, структурированное по правилам той когнитивной структуры, которая его со-порождает.

Таким образом, для возникновения интегральной (целостной) культуры мышления должны иметь место следующие условия: интегральный уровень мыслящего субъекта (находящегося в сообществе других интегрально мыслящих субъектов) в аспекте эпистемологии ? интегральная методология (раз)мышления (и познавания) ? направленная на выявление и продумывание интегральных Целостностей-объектов, в аспекте онтологии формирующих представление о Реальном. Важный здесь момент состоит в следующем: какой бы продуманной ни была методология мышления, без создания условий для роста и развития мыслящего субъекта (его структур-уровней мышления, конституирующих аспект эпистемологии), объединённого с другими такими же развивающимися субъектами, не может возникнуть подлинно высокая, или интегральная, культура мышления.

В заключительной части доклада рассматривается ответ на вопрос: «Как можно способствовать развитию интегрального мышления с точки зрения интегрального подхода?» Рекомендуется введение практик систематической интегральной аскезы (йоги), направленной на гармоничное развитие личности и поддержку интеллектуального развития человека, включая общую практику целостной жизни.

Среди рекомендуемых практик:

• Аскеза (или йога) мышления и познавания

• Взаимодействовать мышлением с комплексными проблемами, находящимися в зоне ближайшего развития (ЗБР)

• Психогигиена мыслительных объектов

• Использование ментальных карт и конспектирования вручную

• Использование письменных практик

• Активация разных каналов восприятия и множественных интеллектов (по Говарду Гарднеру)

• Практики систематической объективизации мышления

• Практики здоровья и др.

Postscriptum дополнение:

В рамках выступления докладчик не успел остановиться на важности прохождения психотерапии для развития и раскрытия способности к чистому, незамутнённому мышлению. Неврозы искривляют мышление, происходит слипание субъективных проекций с объективным внешним миром (проблема реификации).

Интегральная психотерапия, а также некоторые другие направления психокоррекции, помогают как усиливать ясные структуры мышления, так и «лечить» сухие умствования (ментально-рассудочную дефицитарность по Ж. Гебсеру).

Отдельное внимание при анализе психотерапевтических проблем мышления необходимо уделять феномену защитных механизмов, включая рационализацию как неосознаваемую защиту от непосредственного переживания витальной энергии жизни.

О докладчике:

Евгений Пустошкин (Москва)

Консультирующий интегральный психолог. Клинический психолог, выпускник кафедры медицинской психологии и психофизиологии СПбГУ. Гл. ред. философско-психологического журнала «Эрос и Космос». Переводчик книг Кена Уилбера —ведущего мыслителя современности, основоположника интегральной метатеории. Член президиума Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии (АТПП). Соведущий и соавтор (с Татьяной Парфёновой) методологии «Интегральное сознавание» и долгосрочных программ и семинаров интегральному подходу Уилбера и психологии взрослого развития (http://integralmeditation.ru), а также курсов по основам интегральной психологии и психотерапии на программах по трансперсональному консультированию и психотерапии в Московском институте психоанализа. Ведёт частную психологическую практику онлайн и в Москве. Блог и сайт: http://pustoshkin.com


Источник: www.pustoshkin.com

Комментарии: