Как наш мозг создаёт слова и мысли?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Мы считаем речь, мышление чем-то само собой разумеющимся. Но за ними стоит одна из сложнейших систем мозга, которая делает нас людьми.

Да, говорят попугаи, а горилла Коко знала больше 1000 слов на языке жестов. Но наш мозг — чемпион по созданию речевых ассоциаций и обобщений. И дело не в размере (у слона и кита мозг в разы больше), а в уникальных зонах теменно-височно-затылочного сопряжения.

Именно в этой части больших полушарий нейросети учатся связывать звучание и написание слов с образами из реального мира. Здесь «чашка» становится не одной конкретной чашкой, а понятием для любой чашки. Здесь рождаются обобщения — от простых классификаций предметов (игрушки, одежда) до философских категорий. Академик И.П. Павлов называл это «второй сигнальной системой», где слово — «сигнал сигналов». А мы сейчас говорим "большая лингвистическая модель мира" - LLM.

Очень важно, что процесс обучения этих сетей подпитывается любопытством и дофамином.

Итог работы данной системы — создание внутренней образно-речевой модели мира. К трём годам у ребёнка в ней уже 1500-2000 слов, и этого хватает, чтобы думать, планировать и манипулировать родителями.

Да-да, знаменитая истерика в супермаркете — сбой в этой модели. Мозг ребёнка, получив однажды «подкрепление» (например, купили шоколадку), запоминает стратегию: «Работает!». И теперь нужно не воспитывать, а переучивать нейросети.

Когда мы, например, видим фокус, мощно возбуждается именно теменно-височно-затылочная область — мозг лихорадочно ищет объяснение «чуду». Но стоит узнать секрет манипуляций иллюзиониста, как зона активности смещается в лобные доли, отвечающие за планирование конкретных действий: «А я сам так смогу?» А еще лобные доли превращают мышление в слова, которые мы произносим.

Наше мышление и речь — это не магия, а результат работы сложных, но познаваемых нейросетей коры больших полушарий. Они создают наш внутренний мир, учатся на опыте (даже не самом удачном) и продолжают удивляться, когда сталкиваются с Новогодним волшебством.

Дубынин о мозге


Источник: vk.com

Комментарии: