Исследователи предложили новую биокультурную модель возникновения языка |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-12-06 12:51 Долгое время среди научных журналистов и даже среди лингвистов была популярна идея «серебряной пули». Считалось, что уникальная языковая способность человека возникла благодаря одному конкретному событию — например, случайной генетической мутации. Эта теория объясняла язык как внезапно возникший инстинкт, но оставляла за скобками вопрос: почему другие животные, обладающие развитым мозгом, так и не заговорили. Новая работа, опубликованная в авторитетном журнале Science, предлагает отказаться от поиска одной причины и принять «биокультурную» концепцию. Международная группа ученых, объединившая генетиков, нейробиологов и лингвистов, утверждает, что язык — это не дар природы, а результат сложного пазла. Его появление стало возможным благодаря конвергенции (схождению) множества независимых факторов: биологической готовности мозга, анатомических изменений и, что критически важно, культурной передачи знаний через поколения. Авторы выделяют три одинаково важных аспекта, без которых речь была бы невозможна: 1) Биологическое «железо». Способность обучаться звукам (вокальное научение) не уникальна для людей — она есть у певчих птиц, китов и летучих мышей. В частности, ген FOXP2, который считается важнейшим для развития речи, является общим для многих позвоночных. У людей он лишь немного видоизменился, улучшив пластичность мозга. Но главное открытие — роль системы вознаграждения. Младенцы лепечут не ради еды, а потому что сам процесс извлечения звуков приносит им удовольствие. Это внутреннее биологическое подкрепление, работающее так же, как у птенцов, разучивающих трели. 2) Социальный «софт». Почему обезьяны, которых обучали языку жестов, используют его только для просьб («дай банан»), но не для того, чтобы делиться впечатлениями? Потому что последнее — уникальная потребность, свойственная людям. Авторы связывают ее появление с гипотезой самоодомашнивания: в ходе человеческой эволюции выживали самые дружелюбные и неагрессивные особи. Снижение уровня стресса и агрессии (как у домашних животных по сравнению с дикими) позволило развить более сложную коммуникацию. 3) Культурные фреймворки. Грамматическая структура языка не заложена в нас с рождения в готовом виде, считают авторы. Она возникает и оттачивается в процессе передачи языка от родителей к детям. Авторы приводят пример глухих детей, которые, не имея доступа к языку жестов, создают свои простые знаковые системы («хоумсайн»). Однако полноценная грамматика появляется только тогда, когда этот язык начинает передаваться новым поколениям учеников. Именно процесс культурной передачи превращает хаотичные сигналы в стройную систему правил. Таким образом, авторы призывают отказаться от поисков единого события, приведшего к возникновению языка, и не воспринимать его появление как исключительно удачную развилку в эволюции нашего вида или, напротив, только как результат появления культуры. У исследования могут быть и практические выводы, подчеркивают специалисты. Например, биокультурная перспектива может подтолкнуть разработчиков к созданию моделей, которые обучаются через социальное взаимодействие, а не только на статических наборах данных, могут формировать более естественные коммуникативные навыки (мы уже писали о подобных экспериментах). А еще это поможет комплексно смотреть на нарушения речи и использовать междисциплинарные методы для их коррекции. https://www.science.org/doi/10.1126/science.adq8303 Источник: www.science.org Комментарии: |
|