Философия Канта по сути – это вариант решения философских проблем знания, то есть, проблем гносеологии и философии науки (они находятся в очень крепкой связи), возникших в Новое время и исходящих от |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-12-03 15:42 Философия Канта по сути – это вариант решения философских проблем знания, то есть, проблем гносеологии и философии науки (они находятся в очень крепкой связи), возникших в Новое время и исходящих от полемики рационалистов и эмпириков, которая достигла своего пика и «взорвалась» на философии Юма. Трансцендентальная философия – это, безусловно, самый интересный вариант решения таких проблем, ведь ради этого решения была создана целая гносеологическая система, причем включающая такие вопросы, которые ранее не поднимались. К Канту обращается много мыслителей, а его труды стоит прочесть каждому человеку, ведь после них никто не оставался прежним, если, конечно, достаточным образом их понять и осмыслить. Итак, философия Канта является реакцией на философские проблемы знания, а в первую очередь проблемы философии науки Нового времени. Одним из самых видных философов науки тех лет является Дэвид Юм. Он обозначил такие проблемы гносеологии и философии науки, которые вышли далеко за границы Нового времени, не приходили в упадок и актуальны до сих пор. Главная из них – это проблема индукции. В «Трактате о человеческой природе» и в «Исследовании о человеческом познании» Юм уделяет рассуждениям о причинности большое внимание. Он критикует представления о причинных связях с помощью скептических аргументов, но самым важным для философии науки последствием является именно формулировка Юмом проблемы индукции. Философия Канта была во многом вызвана эффектом, который произвёл Юм. Трансцендентальный идеализм Канта является также одним из вариантов решения проблемы индукции (самым известным вариантом является фальсификационизм Поппера; дальше идут философия логических позитивистов, прагматическая философия и т. д.). Кант очень положительно отзывается о Юме и рассматривает проблемы, поставленные им. Всё это происходит в обстановке противостояния рационализма и эмпиризма, поэтому Кант разбирает также проблемы из этой сферы. В ходе вышеупомянутого противостояния решается судьба метафизики, которая до тех времен был спекулятивной и представляла из себя традиционный подход древних греков. Кант исследует и этот вопрос. Но это пытались сделать и другие философы. В чем же принципиальное отличие от них Канта? Уникальность Кантовского подхода заключается в том, что он решает создать новую гносеологическую систему, которая находила бы решения на проблемы познания, знания, науки, метафизики и сознания. Эту систему Канту приходится выстроить с нуля, ведь рационализм и эмпиризм объявляются им невозможными, потому что эмпиризм неудовлетворителен, а рационализм вообще ложен, и, исходя из этих положений, брать фундамент для своего учения Канту неоткуда. Многие философские проблемы знания в Новое время были провозглашены эмпириками, особенно Локком и Юмом. Неизбежным же следствием эмпирического подхода является то, что обнаруживаются некоторые понятия и принципы, которые не могут быть выведены из опыта. Их решение так же невозможно найти в опыте, поэтому остается негативно решать такие вопросы, как это делает, например, Поппер, провозглашая фальсификацию. Но Кант предлагает совершенно иной, третий вариант решения таких проблем, отличный от классических эмпиризма и рационализма. Кант идёт вслед за эмпириками, провозглашая, что всё знание начинается из опыта. Для Канта такой опыт становится возможным вследствие наличия трансцендентальных форм чувственности, относящихся к чистому созерцанию – пространства и времени. Только при наличии таких форм можно получить опыт. Они необходимы для возникновения опыта вообще, поскольку представляют собой первоначально обязательные элементы в аппарате познания, без которых опыт был бы не просто сомнителен, но и вообще невозможен. Для Канта материя всех явлений дана нам a posteriori, но их формы (пространство и время) целиком находятся в сознании до опыта, встроены в него. Уже заметно расхождение Канта с эмпириками, хотя и основной тезис эмпиризма заключается в отрицании врожденных идей, но, всё-таки, эмпиризм предполагает и отрицание таких форм и категорий, о которых писал Кант; однако, пропасть между Кантом и эмпириками увеличится еще сильнее в дальнейшем, по ходу «Критики чистого разума». Помещенный в формы чувственности опыт еще недостаточен. Без чувственности ни один предмет бы нам вообще не был дан, а без рассудка его нельзя было бы познавать и мыслить. Кант говорит, что трансцендентальная логика имеет многообразное в чувственности, доставляемое трансцендентальной эстетикой как материя для чистых рассудочных понятий (!), без которой их не было бы, они были бы пусты. Опыт нам позволяют соединить, познавать как объект и мыслить априорные категории рассудка, которые не выводятся из опыта и являются, так сказать, вечными законами разума, чистыми формами мысли. Заметно, как Кант уходит от опыта и обращается к разуму, под который опыт, в свою очередь, подстраивается; это и есть ключевая особенность кантовского подхода. Кант обращается к логике и анализирует типы суждений (количества, качества, отношения, модальности), вследствие чего составляет свою таблицу априорных категорий рассудка (чистых рассудочных понятий). Кант уже на этом этапе говорит, что такая таблица необходима для того, чтобы набросать план науки как целого, опирающейся на чистые рассудочные понятия; более того, путем выявления априорных категорий рассудка Кант также отвечает на проблему Юма, ведь одна из таких категорий – это причинность. Таким образом, Кант решает проблемы знания и науки, которые возникли в ходе спора рационалистов и эмпириков и были еще больше актуализированы Юмом. Но как же могут категории, не выводимые из опыта и являющиеся субъективными «выдумками рассудка», иметь объективную значимость и всеобщий, универсальный характер (это, по Канту, и есть характеристики априорных знаний – эти положения Канта тоже относятся к попыткам решения проблем, стоящих перед философией науки)? Обращаясь к опыту, а тем более при помощи индукции, на такой вопрос ответить нельзя, в связи с чем Кант совершает трансцендентальную дедукцию чистых рассудочных понятий. Задача этой дедукции, как мы помним, в том, чтобы обосновать, что априорные категории рассудка необходимы для того, чтобы многообразие, данное в чувственности, могло быть представлено как объект. Какое же условие необходимо для того, чтобы я мог собрать многообразие, данное в опыте, в единый акт сознания? – спрашивает Кант. Это, отвечает Кант, трансцендентальное единство апперцепции, позволяющее собрать опыт в целое. Синтез опыта происходит именно с помощью априорных категорий рассудка, позволяющих его мыслить; необходимые условия трансцендентального единства апперцепции – это, как раз таки, категории рассудка, которые, таким образом, делают объекты возможными: любой объект подчиняется категориальным правилам; объект – это результат применения категорий. На этом моменте необходимо вспомнить, что Кант разделял суждения на аналитические и синтетические. Проведенное Кантом исследование категорий рассудка позволяет ему обосновать синтетическое априори (то есть, ответить на основной вопрос «Критики чистого разума» – «как возможны синтетические априорные суждения?»), что открывает путь объективному знанию, науке и метафизике. В этом и заключается ответ Канта на философские проблемы его времени. Кант предлагает применить синтетическое априори как универсальный метод разумного познания к областям интеллектуальной деятельности, чтобы достичь наибольшего успеха. Среди этих областей находится и метафизика, которую Кант хотел реабилитировать после критики со стороны эмпиризма. И если до Канта повсюду встречался традиционный метафизический подход античных авторов, то Кант предлагает от него отказаться, поскольку он не является верным, а метафизика при таком подходе не может быть знанием («Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука»). Кант определяет такой подход как попытку познать вещь в себе (вещь саму по себе), которая в кантовской системе понимается негативно, как чистая неопределенность. Вместо этого Кант смещает фокус метафизики на вопросы человеческого познания и разума. Философия Канта - это настолько грандиозный проект, что в конечном итоге она привела к возникновению немецкой философии. У представителей более поздней мысли можно увидеть различные рассмотрения и реакции на Канта. На мой взгляд, одним из лучших последователей Канта является Шопенгауэр, который изложил наиболее влиятельные и хорошие идеи в области философии воли (https://vk.com/wall835223881_950). Источник: vk.com Комментарии: |
|