Андрей Латышев: |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-12-13 16:06 Доброе субботнее утро, дорогие друзья. Ниже очень много букв про ИИ. С 1 по 10 декабря почти каждый день или делал образовательные программы по ИИ или вёл мастер-класс или модерировал сессии или выступал на семинарах и конференциях. Финально, 10 декабря, выступил онлайн на научном семинаре с темой, которую впервые поднял в июле в Тюмени на конференции "ИИ в высшем образовании". Ниже текст моего доклада и презентация, надеюсь будет интересно. Последние 3 – 4 года мы особенно много говорим о массовой диффузии технологий ИИ в самые разные сферы и сфера высшего образования здесь не исключение. И мне бы хотелось предложить вам три философских сценария будущего высшего образования под воздействием искусственного интеллекта на горизонте 20 – 50 лет. Это не прогнозы. Это зеркала, в которые мы можем смотреть уже сегодня и если нам не нравится отражение, то это не проблема зеркала. С древних времен образование — рассматривалось как освобождение от тьмы иллюзий, заблуждений и невежества, выход к свету понимания. Генеральный директор Google Сундар Пичаи говорит, что технологии ИИ значительнее письменности, электричества или огня. Я во много согласен. Это — новая онтологическая сила. Мы можем вспомнить, что в диалогах Платона приводится случай, когда Египетский Бог Мудрости Тот, принеся людям различные дары, был подвергнут критике, за дар письменности. Ибо царь, принимающий эти подарки увидел в этой технологию угрозу человечеству, которое ослабнет и памятью, и мышлением. Как мы знаем, письменность, напротив определила развитие нашей цивилизации на тысячелетия. Важно понимать, что технологии ИИ сами по себе не несут ни угрозы, ни прорывов. И угрозы, и прорывы они создают, когда работают в синергии с человеком и командами людей, обеспечивая прорыв и зачастую революционные научные открытия в целом спектре смежных областей. При этом важно помнить, что технологии и термину более 75 лет и на этом пути развития она пережила две глубокие технологические зимы. В то же время многие эксперты и исследователи утверждают, что сегодня мы находимся на нарастающем гребне волны, когда генеративный ИИ, большие языковые модели, AI агенты и мультиагентные системы буквально «шагнули в каждый смартфон» и тем более в большинство бизнесов и моделей организационного управления. Также существует и обширный класс критиков, пророчащих третью технологическую зиму или сатурацию и громкий хлопок надутого пузыря ИИ технологий и финансирования. Что все это значит для Высшего образования в долгосрочной перспективе? Я использовал три греческих слова, три сценария: Первый — ????????. Оправдание. Второй — ????????. Восхождение. Третий — ??????????. Откровение или разрушение . Оправдание. Здесь ИИ — равный партнер, симфония разумов. С 2025 по 2035 он заберет всю рутину: проверку работ, администрирование, базовый анализ. Преподаватель освобождается для главного: для наставничества, для развития критического мышления, для вопроса «почему?». К 2050 году нас ждет гиперперсонализация, когнитивные усилители, глобальные симуляторы в дополненной реальности. А к 2077 году фокус образования окончательно сместится с передачи информации — которую ИИ сделает тривиальной — на формирование мудрости: этики, креативности, междисциплинарного синтеза. Образование снова станет элитарным. Возможно, мы увидим "бессмертных" цифровых профессоров. Это сценарий симбиоза, где технология усиливает человеческий потенциал. ????????. Восхождение. Здесь ИИ — не партнер, а катализатор хаоса, инструмент радикальной трансформации. До 2035 года мы увидим растущее неравенство доступа — «цифровой каньон». Традиционные дипломы потеряют легитимность, потому что прикладные навыки будут устаревать быстрее, чем формироваться. Университеты не исчезнут, но мутируют. Они станут центрами проверки компетенций, сетевыми хабами, островками философской рефлексии в океане фрагментированного знания. Образование станет модульным, любое знание будет доступно «по запросу». Центр тяжести сместится от институтов к индивиду. Это мир мутации истины, где мы выживаем, пересобирая себя и свои институты в режиме реального времени. . Откровение. Или разрушение. Здесь ИИ — гегемон. Не партнер, а доминант. Личный ИИ-тьютор станет дешевле и эффективнее профессора. Все знания МГУ и MIT — в вашем кармане. Курсы будут генерироваться с нуля под любой запрос мгновенно. К 2050 году появятся полностью виртуальные образовательные среды «с рождения», корпоративные тренажеры навыков. Родится (уже рождается) «когнитивный пролетариат» — те, кто потребляет знание как сервис, не владея процессом его создания. К 2077 году критическое мышление для 99% населения может атрофироваться. Глубина будет заменена скоростью. Университет как башня из слоновой кости, как автономное пространство поиска истины, станет руиной. Но, возможно, именно в этих руинах родится новый смысл — в мире постгуманизма, где нужно будет заново отстаивать человеческое начало. Эти сценарии — не предсказания. Будущее невозможно предсказать, но можно изобрести, как писали Стругацкие. Мои сценарии - это философские развилки, которые ставят перед нами три фундаментальных вопроса, которые я описал через идиомы масок. Первое: Лик или маска Власти. Как писал Мишель Фуко, знание — это элемент власти. ИИ в образовании — не нейтральная сила. Он воплощает определенные ценности, представления об эффективности, успехе, истине. Кто программирует алгоритмы? Какие ценности они кодируют? Не стоим ли мы на пороге новой, алгоритмической дисциплинарной власти, невидимой и всепроникающей? Второе: Лик или маска Понимания. Истинное понимание — это творческая генерация смысла, а не манипуляция данными. ИИ рискует создать иллюзию понимания, ослабив саму нашу способность к глубокому вопрошанию. Задача образования будущего — защитить пространство вопроса «почему?» от тирании ответа «как?». И, наконец, третья главная маска — Лик Выбора. В чьих руках наше будущее? ????????, ????????, ?????????? — это зеркала наших сегодняшних решений. Какую роль мы отводим человеку в познании? Как распределяем власть над знанием? И, самое главное, как мы защищаем невыгодную сложность? Ту самую сложность, которая не оптимизируется, не масштабируется, но которая и составляет суть человеческого духа, творчества, мудрости. Здесь важно остановиться и обозначить два блока вопросов: Центральный вопрос образования XXI века. Зачем? Зачем университет в мире, где все знания доступны? Зачем преподаватель, когда есть персональный тьютор, быстрее, лучше, умнее и лояльнее «живого профессора» Зачем критическое мышление, когда есть быстрый ответ? Ответ, который я предполагаю, лежит не в области технологий, а в области антропологии. Образование — это не передача данных. Это развитие способности вопрошать мир и себя. Оставаться автором вопроса и судьей истины (пусть временной), хранителем и творцом непредсказуемого. Наши решения сегодня определят, станет ли ИИ инструментом нашего восхождения или могильщиком нашей автономии. А второй, самый масштабный вопрос, на который нам предстоит ответить в ближайшие 25–50 лет: Останется ли прежним человечество? Научно-технологическое развитие в рамках которого ИИ начинает играть глобальную акселерационную роль, ведет к разрыву привычных рамок «человека» и выводит нас в область сценариев, где в уравнениях нашего будущего появляется глобальная неизвестная — не просчитываемая и не понимаемая: Зачем и как мы будем учить людей, если машину учиться быстрее? Как мы будем творить и потреблять искусство если нейросети станут писать, рисовать и снимать лучше человека? Как мы будем жить если не нужно будет умирать? Зачем мы будем узнавать новое если все знания человечества в пределах досягаемости нашего нейрочипа? В подготовке этого текса участвовали нейросети GigaChat, Grok, DeepSeek и другие. Но ни один ИИ не пострадал, потому что последнее слово, последний вопрос, последний выбор — остаются за нами. За людьми. За теми, кто, по словам Бернара Вербера, предпочитает читать книги, а не только слушать тех, кто их читает. Презентация в моем уютном тг канале Источник: vk.com Комментарии: |
|