Андрей Латышев:

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Доброе субботнее утро, дорогие друзья.

Ниже очень много букв про ИИ. С 1 по 10 декабря почти каждый день или делал образовательные программы по ИИ или вёл мастер-класс или модерировал сессии или выступал на семинарах и конференциях.

Финально, 10 декабря, выступил онлайн на научном семинаре с темой, которую впервые поднял в июле в Тюмени на конференции "ИИ в высшем образовании".

Ниже текст моего доклада и презентация, надеюсь будет интересно.

Последние 3 – 4 года мы особенно много говорим о массовой диффузии технологий ИИ в самые разные сферы и сфера высшего образования здесь не исключение.

И мне бы хотелось предложить вам три философских сценария будущего высшего образования под воздействием искусственного интеллекта на горизонте 20 – 50 лет. 

Это не прогнозы. Это зеркала, в которые мы можем смотреть уже сегодня и если нам не нравится отражение, то это не проблема зеркала.

С древних времен образование — рассматривалось как освобождение от тьмы иллюзий, заблуждений и невежества, выход к свету понимания.

Генеральный директор Google Сундар Пичаи говорит, что технологии ИИ значительнее письменности, электричества или огня.

Я во много согласен. Это — новая онтологическая сила. Мы можем вспомнить, что в диалогах Платона приводится случай, когда Египетский Бог Мудрости Тот, принеся людям различные дары, был подвергнут критике, за дар письменности. Ибо царь, принимающий эти подарки увидел в этой технологию угрозу человечеству, которое ослабнет и памятью, и мышлением.

Как мы знаем, письменность, напротив определила развитие нашей цивилизации на тысячелетия.  

Важно понимать, что технологии ИИ сами по себе не несут ни угрозы, ни прорывов. И угрозы, и прорывы они создают, когда работают в синергии с человеком и командами людей, обеспечивая прорыв и зачастую революционные научные открытия в целом спектре смежных областей.

При этом важно помнить, что технологии и термину более 75 лет и на этом пути развития она пережила две глубокие технологические зимы.

В то же время многие эксперты и исследователи утверждают, что сегодня мы находимся на нарастающем гребне волны, когда генеративный ИИ, большие языковые модели, AI агенты и мультиагентные системы буквально «шагнули в каждый смартфон» и тем более в большинство бизнесов и моделей организационного управления.

Также существует и обширный класс критиков, пророчащих третью технологическую зиму или сатурацию и громкий хлопок надутого пузыря ИИ технологий и финансирования. 

Что все это значит для Высшего образования в долгосрочной перспективе? Я использовал три греческих слова, три сценария:

Первый — ????????. Оправдание.

Второй — ????????. Восхождение.

Третий — ??????????. Откровение или разрушение

. Оправдание. Здесь ИИ — равный партнер, симфония разумов. С 2025 по 2035 он заберет всю рутину: проверку работ, администрирование, базовый анализ. Преподаватель освобождается для главного: для наставничества, для развития критического мышления, для вопроса «почему?».

К 2050 году нас ждет гиперперсонализация, когнитивные усилители, глобальные симуляторы в дополненной реальности.

А к 2077 году фокус образования окончательно сместится с передачи информации — которую ИИ сделает тривиальной — на формирование мудрости: этики, креативности, междисциплинарного синтеза.

Образование снова станет элитарным.

Возможно, мы увидим "бессмертных" цифровых профессоров.

Это сценарий симбиоза, где технология усиливает человеческий потенциал.

 ????????. Восхождение.

Здесь ИИ — не партнер, а катализатор хаоса, инструмент радикальной трансформации.

До 2035 года мы увидим растущее неравенство доступа — «цифровой каньон».

Традиционные дипломы потеряют легитимность, потому что прикладные навыки будут устаревать быстрее, чем формироваться. Университеты не исчезнут, но мутируют. Они станут центрами проверки компетенций, сетевыми хабами, островками философской рефлексии в океане фрагментированного знания.

Образование станет модульным, любое знание будет доступно «по запросу». Центр тяжести сместится от институтов к индивиду.

Это мир мутации истины, где мы выживаем, пересобирая себя и свои институты в режиме реального времени.

. Откровение. Или разрушение.

Здесь ИИ — гегемон.

Не партнер, а доминант. Личный ИИ-тьютор станет дешевле и эффективнее профессора.

Все знания МГУ и MIT — в вашем кармане.

Курсы будут генерироваться с нуля под любой запрос мгновенно.

К 2050 году появятся полностью виртуальные образовательные среды «с рождения», корпоративные тренажеры навыков. Родится (уже рождается) «когнитивный пролетариат» — те, кто потребляет знание как сервис, не владея процессом его создания.

К 2077 году критическое мышление для 99% населения может атрофироваться.

Глубина будет заменена скоростью.

Университет как башня из слоновой кости, как автономное пространство поиска истины, станет руиной.

Но, возможно, именно в этих руинах родится новый смысл — в мире постгуманизма, где нужно будет заново отстаивать человеческое начало.

Эти сценарии — не предсказания. Будущее невозможно предсказать, но можно изобрести, как писали Стругацкие.

Мои сценарии -  это философские развилки, которые ставят перед нами три фундаментальных вопроса, которые я описал через идиомы масок. 

Первое: Лик или маска Власти. Как писал Мишель Фуко, знание — это элемент власти. ИИ в образовании — не нейтральная сила. Он воплощает определенные ценности, представления об эффективности, успехе, истине. Кто программирует алгоритмы? Какие ценности они кодируют? Не стоим ли мы на пороге новой, алгоритмической дисциплинарной власти, невидимой и всепроникающей?

Второе: Лик или маска Понимания. Истинное понимание — это творческая генерация смысла, а не манипуляция данными. ИИ рискует создать иллюзию понимания, ослабив саму нашу способность к глубокому вопрошанию. Задача образования будущего — защитить пространство вопроса «почему?» от тирании ответа «как?».

И, наконец, третья главная маска — Лик Выбора. В чьих руках наше будущее? ????????, ????????, ?????????? — это зеркала наших сегодняшних решений. Какую роль мы отводим человеку в познании? Как распределяем власть над знанием? И, самое главное, как мы защищаем невыгодную сложность?

Ту самую сложность, которая не оптимизируется, не масштабируется, но которая и составляет суть человеческого духа, творчества, мудрости.

Здесь важно остановиться и обозначить два блока вопросов:

Центральный вопрос образования XXI века.

Зачем?

Зачем университет в мире, где все знания доступны?

Зачем преподаватель, когда есть персональный тьютор, быстрее, лучше, умнее и лояльнее «живого профессора»

Зачем критическое мышление, когда есть быстрый ответ?

Ответ, который я предполагаю, лежит не в области технологий, а в области антропологии.

Образование — это не передача данных. Это развитие способности вопрошать мир и себя. Оставаться автором вопроса и судьей истины (пусть временной), хранителем и творцом непредсказуемого.

Наши решения сегодня определят, станет ли ИИ инструментом нашего восхождения или могильщиком нашей автономии.

А второй, самый масштабный вопрос, на который нам предстоит ответить в ближайшие 25–50 лет:

Останется ли прежним человечество?

Научно-технологическое развитие в рамках которого ИИ начинает играть глобальную акселерационную роль, ведет к разрыву привычных рамок «человека» и выводит нас в область сценариев, где в уравнениях нашего будущего появляется глобальная неизвестная — не просчитываемая и не понимаемая:

Зачем и как мы будем учить людей, если машину учиться быстрее?

Как мы будем творить и потреблять искусство если нейросети станут писать, рисовать и снимать лучше человека?

Как мы будем жить если не нужно будет умирать?

Зачем мы будем узнавать новое если все знания человечества в пределах досягаемости нашего нейрочипа?

В подготовке этого текса участвовали нейросети GigaChat, Grok, DeepSeek и другие.

Но ни один ИИ не пострадал, потому что последнее слово, последний вопрос, последний выбор — остаются за нами.

За людьми.

За теми, кто, по словам Бернара Вербера, предпочитает читать книги, а не только слушать тех, кто их читает.

Презентация в моем уютном тг канале


Источник: vk.com

Комментарии: