Взгляд ОТЦА на АУТИЗМ (РАС)

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-11-24 20:07

память

Мой сын имеет расстройство аутистического спектра и я бы хотел поделиться с вами той картиной мира, которую я попытался сформулировать, живя бок о бок с таким удивительным и непохожим на остальных ребенком. Я хочу сделать это не как врач-невролог, а как любящий отец, который пытается помочь психически несформированной личности найти фундамент, якорь, точки опоры в нашем "нормальном" мире.

Данная тема чрезвычайно актуальна в наше время, таких детей все больше и больше с каждым годом, они окружают нас, но мало кто понимает их особенности. Кто-то считает, что это "дети нового времени", мира, который грядет, а кто-то лишь психическим отклонением от нормы. Аутизм и РАС меняются, уже известные формы смешиваются, формируются новые и пусть такие дети и не адаптированы к нашему миру, но они имеют право прожить счастливую жизнь наравне с нами. Я хочу приоткрыть для вас эту завесу и вербально сформулировать некоторые особенности мировосприятия моего сына.

В 2018 году в семье невролога и педагога родился Лев. Парадокс?

Лев, который по гороскопу оказался рак. Но на самом деле его можно сравнить с пингвином, который каким-то образом родился в Южной Америке, вместо Арктики! А может быть он просто не из нашего мира? На самом деле он здесь лишь телом, но сознание постоянно блуждает меж двух миров. Но иногда я называю его Бамблби, как жёлтый спорткар из фильма "Трансформеры", который вместо речи использовал радиостанции, за одну удивительную особенность: он не умеет формулировать мысли, как обычный человек, а выражается иными готовыми фразами, взятыми отовсюду - фрагментами песен, фильмов, мультиков и своих собственных сгенерированных звуков.

Раньше он использовал лишь свой язык, но сейчас все более активно вовлекается в наш мир речи.

Выражение мыслей дается ему крайне тяжело и вот почему. Представьте, что ваше сознание это человек, идущий по полю при свете солнца, с картой и компасом, взаимодействующий со всем вокруг. Он прекрасно ориентирован и идёт вперёд.

Сознание же ауиста подобно человеку, который находится в вакууме, в полной темноте, без звуков и каких-либо способов ориентироваться в своем психическом пространстве. Он не может просто парить в невесомости, ему нужны точки опоры! И такими точками становятся ритуалы.

Мозг аутиста, подобно персональному компьютеру имеет оперативную память. Но, в отличие от ПК, который может ее не загружать постоянно, она всегда перегружена. Это своего рода якорь, который поддерживает корабль при быстром течении, чтобы его не унесло. В оперативную память Лёвы постоянно загружается новая информация, перезаписывается старая, формируются причудливые сочетания, переходящие одни в другие. Мысль формирует действие - так рождаются ритуалы. Они во всем: вся повседневная активность это сочетание ритуалов, при нарушении или несоблюдении которых будет резкая эмоциональная реакция. Постоянные стереотипные действия перед сном, перед выходом на улицу, во время игр, просто в рандомный период дня, постоянные песни, фразы из мультиков, фильмов и музыкальных клипов - все это постоянно крутится у него в голове и воспроизводится. Его психика спокойна только тогда, когда все ритуалы соблюдаются, а для коррекции нежелательных реакций нужно глубокое понимание психологии такого ребенка, которое формируется путем многолетних наблюдений, анализа и правильных действий.

Ритуалы пронизывают всю его жизнь и, соответственно, мою и тех, кто рядом.

Раньше я пытался с этим бороться и постоянно возвращать его в реальность, но потерпел неудачу. Вместо изоляции я стал наоборот помогать загружать его RAM чем-то более полезным либо тем, что он сам хочет. Например, он услышал песню на ТНТ music и поет ее половину дня, путая слова: я загружаю ему эту песню на телефон или планшет и он полностью в нее уходит, пропускает через себя и спустя 1-2 дня он уже теряет интерес, а его RAM перезаписывается на что-то новое... И так постоянно 24/7.

Вы верите в параллельные миры? Сознание обычного человека находится в нашем мире, за исключением бессознательного состояния, в том числе и сна. Сознание аутиста постоянно раздвоенно или расстроенно... Он не может быть только с нами в нашем мире, одновременно его сознание находится в других мирах: том, что он придумал сам, а может и в том, что реально существуют вне нашего поля восприятия. Его сознание можно перенести в наш мир лишь ненадолго, степень может лишь варьироваться. Никакие лекарства и психотерапия не могу изменить этот базис. Его психика не сформирована и существует лишь фрагментированно. Для наглядности: сознание Левы в нашем мире лишь 10-20% времени, а 80-90% оно в другой реальности. Нельзя сделать это соотношение 100-0. Можно лишь варьировать и повышать процент в сторону нашей реальности, что очень сложно, но достижимо. Я был хотел, чтобы это соотношение было хотя бы 70-30%.

Аутисты и дети с РАС имеют уникальный взгляд на мир. Несмотря на известные проблемы и сложности они имеют и множество преимуществ.

Для начала стоит отметить их уникальную память. Память уровня гипермнезии. Лева в 4 года знал по порядку русский и английский алфавиты, считал до 20 на двух языках, сейчас его цифровой словарь ушел далеко за 100. Он очень любит цифры и они пронизывают буквально все вокруг в его картине мира. Он запоминает все и всех, его практически невозможно обмануть. Конечно, такая память может мешать обычной жизни, однако ее можно и нужно направлять в правильное русло.

Другим пунктом является его любовь к музыке и ритмике. Музыкального образования у него, конечно, нет (если только оно не передается генетически от родителей), но врождённая музыкальная грамотность однозначно присутствует. Он слышит ноты, улавливает ритмы, запоминает мелодии и очень хорошо поет на русском, английском, испанском и может даже китайском, знает несколько десятков музыкальных инструментов и может воспроизвести мелодию большинства.

Плюсом к вышеперечисленному у Льва большая усидчивость, он может выполнять кропотливую, монотонную работу длительное время и делает все с максимальным перфекционизмом. Поговорка: Делай хорошо - плохо само получится про него, только "хорошо" стоит заменить на "идеально", а "плохо" на "хорошо".

Он прекрасно ладит с современными гаджетами и быть может в будущем его увлечет программирование.

Одной из главных задач родителей состоит в том, чтобы найти сферу, в которой такой ребенок сможет себя реализовать и во благо использовать свои способности. Думаю это 3 кита: музыка, программирование и различные творческие направления, возможно даже лингвистика. Но в какую сферу окунется его сознание в конечном итоге - вопрос открытый.

Это мой первый опыт написания мини-статьи о собственном сыне. Он не один. Все больше и больше детей рождаются со своими особенностями и расстройствами аутистического спектра в том числе. Они видят мир по-другому, не как мы. Но они живут среди нас, они хотят жить и познавать нашу реальность. Более того, они хотят быть счастливыми и любимыми.

Мой сын не сможет получить стандартное образование, изучать предметы в школе и сдавать экзамены, он не сможет общаться со сверстниками как другие дети, не сможет водить автомобиль и стать врачом. Ещё много чего можно перечислить...

Пока задача лишь в том, чтобы Лева был социализирован в обычном бытовом плане, задача максимально адаптировать его к нашему миру в сжатые сроки. Да, пингвин не станет ягуаром, если его перенести в другую климатическую зону, но если он оказался здесь, среди нас - значит в этом есть смысл и есть возможности для развития и адаптации. Он может прожить счастливую жизнь - и мы проживем ее вместе.


Источник: vk.com

Комментарии: