Все мы – дети условной любви

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-11-26 11:52

Психология

Это не красивая метафора, это клинический факт. В терминах теории привязанности мы выросли в семьях с преобладанием тревожно-избегающего, тревожно-амбивалентного или дезорганизованного стиля привязанности. Нам транслировали: ценность личности зависит от выполнения внешних критериев.

Любовь выдавалась по системе «если – то», что в психоанализе называется интроекцией «ложного Я» (Винникотт) и формированием базового дефекта самооценки (Кохут).

Результат предсказуем и диагностируем: нарциссическое расстройство личности или субклинические нарциссические черты, избегающее расстройство личности, тревожно-избегающий или тревожно-преоккупированный тип привязанности у взрослых, хронический стыд, токсическое чувство вины, невозможность выдерживать близость без страха отвержения.

И вот главный вопрос, который не дает покоя годами: как в реальном мире, а не в идеальных книжках, выглядит безусловная любовь к ребенку? Как она воплощается в конкретных действиях, если мы не можем отменить законы причинно-следственной связи и социальные нормы?

Как объяснить трехлетке с незрелой префронтальной корой, слабым контролем импульсов и эгоцентрической стадией развития (Пиаже), что игрушки нужно убрать, иначе мы не пойдем гулять и при этом не превратить это в условие его базовой ценности?

Любое «если не сделаешь - не получишь» по форме является условным подкреплением, то есть оперантным обусловливанием (Скиннер). Значит ли это, что мы неизбежно дрессируем ребенка и повторяем травму?

Как быть с подростком в разгар пубертатного бунта, с гиперактивной лимбической системой и ещё не сформированной дорсолатеральной префронтальной корой, когда ложь, агрессия и рискованное поведение становятся нормой развития?

Отказ от любых границ приводит к хаосу и вторичной травматизации (ребенок теряет ощущение безопасности). Но введение границ через лишение, запреты и наказание воспринимается как «ты плохой, поэтому страдаешь» - и снова активирует ту же нейронную сеть стыда и покинутости.

Я годами ношу эту внутреннюю боль, близкую к экзистенциальному отчаянию: если я ставлю границу - я предаю. Если не ставлю - предаю тоже.

И все-таки, изучая клинику и работая с собственной травмой, я начинаю видеть отличие.

Безусловная любовь - это не отсутствие последствий и не отсутствие границ. Это радикальное разделение двух уровней:

1 Бытийный уровень («Ты есть - и этого достаточно. Ты принадлежишь мне навсегда. Твоя ценность не подлежит обсуждению»).

2 Поведенческий уровень («Некоторые твои действия причиняют боль мне, тебе или другим, другим, и я не могу это допустить, потому что слишком тебя люблю»).

Безусловная любовь - это когда последствие подается не как отвержение личности, а как защита отношений и защита самого ребенка. Это когда ребенок в любой момент может проверить: «Ты все еще здесь, даже когда я невыносимый?» - и получает подтверждение не только словами, а всей нервной системой родителя.

Конкретно это выглядит так:

Трехлетке, который разбрасывает лего и орет: «Я вижу, ты очень злишься и устал. Я тебя люблю даже когда ты кричишь и кидаешь игрушки. Сейчас я помогу тебе убрать, потому что мне больно наступать на лего и я не хочу, чтобы ты поранился. Мы сделаем это вместе, а потом пойдем гулять. Ты мой самый важный человек, и это не изменится никогда».

Подростку, который нагрубил и хлопнул дверью: «Я слышу, что ты сейчас ненавидишь меня и весь мир. Это нормально чувствовать так сильно. Я остаюсь. Я люблю тебя даже когда ты орешь и ненавидишь меня. Интернет будет выключен до завтра, потому что я не могу позволить, чтобы ты всю ночь сидел в телефоне, мне слишком страшно за твое здоровье и за наши отношения. Но я здесь.

Когда будешь готов – я рядом».

Это не отсутствие «нет».

Это «нет», которое не разрывает привязанность.

Это граница, которая защищает, а не наказывает.

Это последствие, которое подается из позиции «я на твоей стороне против проблемы», а не «я против тебя».

Я до сих пор учусь этому каждый день - в терапии, в отношениях, в своих реакциях. Учусь выдерживать собственный стыд и страх «а вдруг я снова делаю больно».

Учусь не путать дисциплину с отвержением.

Учусь держать одновременно два сообщения: «Ты безупречен в своей сути» и одновременно некоторые твои действия недопустимы».

Потому что я больше не хочу передавать дальше эту ледяную пустоту внутри - ощущение, что любовь можно потерять, если будешь «неправильной».

Хочу, чтобы однажды мой внутренний ребенок – и дочь, которая будет рядом со мной, могла вдохнуть полной грудью и знать на уровне тела, а не ума:

«Я любима целиком. Даже когда ошибаюсь. Даже когда злю. Даже когда мир рушится. Ты остаешься. И этим все сказано».

(с).


Источник: vk.com

Комментарии: