Все мы – дети условной любви |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-11-26 11:52 Это не красивая метафора, это клинический факт. В терминах теории привязанности мы выросли в семьях с преобладанием тревожно-избегающего, тревожно-амбивалентного или дезорганизованного стиля привязанности. Нам транслировали: ценность личности зависит от выполнения внешних критериев. Любовь выдавалась по системе «если – то», что в психоанализе называется интроекцией «ложного Я» (Винникотт) и формированием базового дефекта самооценки (Кохут). Результат предсказуем и диагностируем: нарциссическое расстройство личности или субклинические нарциссические черты, избегающее расстройство личности, тревожно-избегающий или тревожно-преоккупированный тип привязанности у взрослых, хронический стыд, токсическое чувство вины, невозможность выдерживать близость без страха отвержения. И вот главный вопрос, который не дает покоя годами: как в реальном мире, а не в идеальных книжках, выглядит безусловная любовь к ребенку? Как она воплощается в конкретных действиях, если мы не можем отменить законы причинно-следственной связи и социальные нормы? Как объяснить трехлетке с незрелой префронтальной корой, слабым контролем импульсов и эгоцентрической стадией развития (Пиаже), что игрушки нужно убрать, иначе мы не пойдем гулять и при этом не превратить это в условие его базовой ценности? Любое «если не сделаешь - не получишь» по форме является условным подкреплением, то есть оперантным обусловливанием (Скиннер). Значит ли это, что мы неизбежно дрессируем ребенка и повторяем травму? Как быть с подростком в разгар пубертатного бунта, с гиперактивной лимбической системой и ещё не сформированной дорсолатеральной префронтальной корой, когда ложь, агрессия и рискованное поведение становятся нормой развития? Отказ от любых границ приводит к хаосу и вторичной травматизации (ребенок теряет ощущение безопасности). Но введение границ через лишение, запреты и наказание воспринимается как «ты плохой, поэтому страдаешь» - и снова активирует ту же нейронную сеть стыда и покинутости. Я годами ношу эту внутреннюю боль, близкую к экзистенциальному отчаянию: если я ставлю границу - я предаю. Если не ставлю - предаю тоже. И все-таки, изучая клинику и работая с собственной травмой, я начинаю видеть отличие. Безусловная любовь - это не отсутствие последствий и не отсутствие границ. Это радикальное разделение двух уровней: 1 Бытийный уровень («Ты есть - и этого достаточно. Ты принадлежишь мне навсегда. Твоя ценность не подлежит обсуждению»). 2 Поведенческий уровень («Некоторые твои действия причиняют боль мне, тебе или другим, другим, и я не могу это допустить, потому что слишком тебя люблю»). Безусловная любовь - это когда последствие подается не как отвержение личности, а как защита отношений и защита самого ребенка. Это когда ребенок в любой момент может проверить: «Ты все еще здесь, даже когда я невыносимый?» - и получает подтверждение не только словами, а всей нервной системой родителя. Конкретно это выглядит так: Трехлетке, который разбрасывает лего и орет: «Я вижу, ты очень злишься и устал. Я тебя люблю даже когда ты кричишь и кидаешь игрушки. Сейчас я помогу тебе убрать, потому что мне больно наступать на лего и я не хочу, чтобы ты поранился. Мы сделаем это вместе, а потом пойдем гулять. Ты мой самый важный человек, и это не изменится никогда». Подростку, который нагрубил и хлопнул дверью: «Я слышу, что ты сейчас ненавидишь меня и весь мир. Это нормально чувствовать так сильно. Я остаюсь. Я люблю тебя даже когда ты орешь и ненавидишь меня. Интернет будет выключен до завтра, потому что я не могу позволить, чтобы ты всю ночь сидел в телефоне, мне слишком страшно за твое здоровье и за наши отношения. Но я здесь. Когда будешь готов – я рядом». Это не отсутствие «нет». Это «нет», которое не разрывает привязанность. Это граница, которая защищает, а не наказывает. Это последствие, которое подается из позиции «я на твоей стороне против проблемы», а не «я против тебя». Я до сих пор учусь этому каждый день - в терапии, в отношениях, в своих реакциях. Учусь выдерживать собственный стыд и страх «а вдруг я снова делаю больно». Учусь не путать дисциплину с отвержением. Учусь держать одновременно два сообщения: «Ты безупречен в своей сути» и одновременно некоторые твои действия недопустимы». Потому что я больше не хочу передавать дальше эту ледяную пустоту внутри - ощущение, что любовь можно потерять, если будешь «неправильной». Хочу, чтобы однажды мой внутренний ребенок – и дочь, которая будет рядом со мной, могла вдохнуть полной грудью и знать на уровне тела, а не ума: «Я любима целиком. Даже когда ошибаюсь. Даже когда злю. Даже когда мир рушится. Ты остаешься. И этим все сказано». (с). Источник: vk.com Комментарии: |
|