Владимир Вернадский. Часть 2

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Сторонники «зачистки» Homo sapiens нередко выдают себя за продолжателей гуманистических идей, а на деле искажают эти идеи и скрывают их настоящее содержание

Продолжение, начало в № 649

Продолжаем наш краткий обзор жизни и деятельности великого русского ученого Владимира Ивановича Вернадского.

Скажем еще несколько слов о «Братстве». «Братство» не было формальной организацией с уставом, протоколами собраний и др. атрибутами, поэтому о «Братстве» мы узнаем в основном из писем, дневников, воспоминаний его участников и т. д. Возникающий при этом образ ясно указывает на то, что «Братство» было гораздо большим, чем дружеская компания. Мы не ставим здесь целью исследование феномена «Братства», но хотим хотя бы пунктирно наметить его контуры и поставить в связи с этим некоторые вопросы.

Ядро «Братства» составили Д. И. Шаховской, В. И. Вернадский, Ф.Ф. и С. Ф. Ольденбурги, И. М. Гревс, А. А. Корнилов — все они были представителями дворянства, включая высшую аристократию (Шаховской происходил из княжеского рода). Члены «Братства» были не только друзьями-единомышленниками, но и родственниками — сначала в «Братство» пришли братья и сестры Ольденбурги, Корниловы, Тимофеевы, Зарудные-Старицкие. А потом участники «Братства» образовали несколько семейных пар: Зарудная — Гревс, Сиротинина — Шаховской, Старицкая — Вернадский, Тимофеева — Ольденбург, Корнилова — Харламов. То есть это была группа людей с сильными близкими связями.

«Братство» оказывало огромное влияние на мировоззрение и формирование личностей своих участников. Общие духовные ценности и ощущение единства участники «Братства» пронесли через всю жизнь и оставили об этом свидетельства. Например, в 1927 году С. Ф. Ольденбург утверждал, что хотя жизнь разбросала участников «Братства», внутренняя связь между членами «Братства» сохранилась. А в 1944 году, когда в живых осталось всего двое «приютинцев», Анна Шаховская в письме Вернадскому написала, что теперь в нем одном воплощаются мечтания «Братства» «служить не только своему народу, своей родине, но и всему человечеству и миру».

Хотя «Братство» было организацией «без присяги» (по выражению Шаховского), его участники вместе осмысляли действительность, занимались духовными поисками и формировали программные документы (вроде «Что нам делать и как нам жить»). «Братство» намеревалось приобрести имение, куда его участники могли бы съезжаться для общения. Участники «Братства» договорились ежегодно встречаться, а те, кто не мог приехать — должен был отправить письмо. По существу, эти встречи и чтения писем продолжались, пока были живы участники «Братства»: формально последняя встреча состоялась в 1938 году, однако исследователи отмечают, что и в 1941 у Вернадских собиралась типично «братская» компания.

Поиск путей практического воплощения взятых на вооружение идей привел «Братство» в политику, в частности, ядро «Братства» активно участвовало в деятельности партии кадетов, Сергей Ольденбург вошел во Временное правительство и т. д. «Братство» сознательно влияло на науку и в царской России, и в СССР, задавая нравственные идеалы ученого, разрабатывая вопросы будущего и места науки и ученых в этом будущем и пр. С наукой так или иначе были связаны все члены «Братства», в частности, Владимир Вернадский посвятил значительную часть рассуждений научной мысли в планетарном масштабе. И здесь участники «Братства» также претворяли свои взгляды в жизнь: Сергей Федорович Ольденбург стал постоянным секретарем Академии наук с 1904 по 1929 год — то есть оказывал существенное влияние на академическую систему России. Владимир Вернадский стал ученым с мировым именем и построил свою научную жизнь в тесной связи с Академией наук и ее развитием и т. д.

Даже такое поверхностное знакомство с «Братством» дает основания задаться некоторыми вопросами. Например, каким образом группа дворян прониклась идеей служения человечеству и миру, прониклась настолько, что посвятила этой идее жизнь? Может ли такое происходить без некоей инициации? Какой могла быть такая инициация в аристократической среде в 1886 году? Эти и другие вопросы могли бы стать предметом отдельного исследования. Однако сейчас мы только сделаем пометку на полях и вернемся к биографии Владимира Вернадского.

С Советской властью у Вернадского отношения поначалу складывались сложно. Летом 1917 года Вернадский вошел в состав Временного правительства и стал заместителем министра народного просвещения, которым на тот момент был его товарищ по «Братству» Сергей Ольденбург. Октябрьскую революцию он воспринял как поражение демократии и вошел в подпольный Малый совет министров Временного правительства, опубликовавший в ноябре 1917 года воззвание, где правительство большевиков было объявлено незаконным.

Члены Малого совета министров подлежали аресту, поэтому Вернадский уехал на Украину. В 1918 году он стал главным идеологом, организатором и первым президентом Украинской академии наук. В 1919 году переехал в Крым и был избран ректором Таврического университета. После возвращения в 1921 году в Петроград был арестован, но через два дня освобожден — его друг Сергей Ольденбург и президент Академии наук Александр Карпинский вовремя отправили телеграммы Ленину и наркому просвещения Луначарскому.

В 1922 году Вернадский организовал государственный Радиевый институт при Академии наук, директором которого оставался до 1939 года, а также возглавил Геологический и Минералогический музеи и продолжил работать в Комиссии по изучению естественных производительных сил России при Академии наук (КЕПС).

С 1922–1926 годах был приглашен президентом крупнейшего Парижского университета Сорбонны для чтения курса лекций по геохимии. В Сорбонне Вернадский прочел знаменитый курс лекций, которые были изданы на французском языке под названием «Геохимия».

Исследования минерального вещества привели Вернадского к пониманию того, что его свойства в огромной степени зависят от того, в каких условиях — температуре, давлении, растворенных в горной породе флюидах — возникают различные минералы. А также как сказываются на минералах их дальнейшие трансформации в истории формирования включающих эти минералы горных пород. Эти исследования внесли огромный вклад в понимание геохимической природы практически всех полезных ископаемых. Именно потому Вернадский стал учителем большой плеяды крупных советских геохимиков.

Далее, в ходе этих исследований Вернадский отметил, что огромная часть минералов, попадающих в руки исследователя, оказываются в той или иной мере «наследниками» древних живых организмов, заполняя их переработанные скелеты, раковины и полости внутренних органов. Он понял, насколько большую роль в формировании горных пород играло и продолжает играть живое вещество. И это привело к созданию отдельной новой науки — биогеохимии.

Именно Вернадский стал ее основателем. С 1927 года и до самой смерти был директором Биогеохимической лаборатории при Академии наук СССР. В 1926 году была опубликована его книга «Биосфера». После возвращения в Ленинград Вернадский создал при КЕПС Отдел живого вещества, а в 1928 году преобразовал его в Биогеохимическую лабораторию Академии наук (БИОГЕЛ), в этой лаборатории были заложены основы биогеохимического направления исследований.

В 1925 году Вернадский разработал представление о научной мысли как о планетном явлении — силе, действующей в биосфере, которую далее Пьер де Шарден определил как «сферу разума» — ноосферу.

Рассуждения Вернадского о сфере разума как единой целостности неизбежно приводили к пониманию «энергетической стоимости» совместной жизни миллиардов людей. В связи с этим его острый интерес вызывали новые источники энергии. В частности, он живо участвовал в обсуждении парижских опытов Марии Кюри-Склодовской с энергией излучения радия.

Еще 29 декабря 1910 (11 января 1911) года на общем собрании Академии наук Вернадский выступил с докладом «Задачи дня в области радия», в котором обосновал необходимость систематического изучения с геологической и минералогической точек зрения проявлений радиоактивности в природе. В том же году в России была по его инициативе создана Радиевая комиссия. В том же году Вернадский определил и районы возможного залегания в России радиевых руд: Кавказ, Урал и Ферганская область.

В советские годы Вернадский стал организатором экспедиций и лабораторий по поискам и изучению радиоактивных минералов («Труды Радиевой экспедиции Академии наук»). А летом 1940 года по инициативе Вернадского начались исследования с целью возможности получения из урана ядерной энергии.

В 1915–1930 годах Вернадский являлся председателем КЕПС, а также был одним из создателей плана ГОЭЛРО. Комиссия внесла огромный вклад в геологическое изучение Советского Союза и создание его независимой минерально-сырьевой базы.

В 1940 году впервые была на русском языке опубликована статья «Автотрофность Человечества», в которой Вернадский рассуждал о новых возможностях питания и источников энергии для человека.

В 1930-е годы Вернадский активно занимался проблемами времени и пространства и, в частности, исследованием законов симметрии и диссиметрии в строении минералов и кристаллов в применении к живому веществу.

Методы и подходы кристаллографии Вернадский распространял на вещество живых организмов. Живое вещество развивается в реальном пространстве, которое обладает определенной структурой, симметрией и диссимметрией. Строение вещества соответствует некоему пространству, а их разнообразие свидетельствует о разнообразии пространств. Таким образом, живое и косное вещество не могут иметь общее происхождение, они происходят из разных пространств, извечно находящихся рядом в космосе.

Важным этапом необратимой эволюции биосферы Вернадский считал ее переход в стадию ноосферы. Основными предпосылками возникновения ноосферы, по Вернадскому, являются:

  • расселение Homo sapiens по всей поверхности планеты и его победа в соревновании с другими биологическими видами;
  • развитие всепланетных систем связи, создание единой для человечества информационной системы;
  • открытие таких новых источников энергии, как атомная, после чего деятельность человека становится важной геологической силой;
  • победа демократий и доступ к управлению широких народных масс;
  • все более широкое вовлечение людей в занятия наукой, что также делает человечество геологической силой.

Работам Вернадского был свойствен исторический оптимизм: в необратимом развитии научного знания он видел единственное доказательство существования прогресса.

Отметим, что Вернадский весьма негативно отнесся к кампании по украинизации 1920–1930-х годов, считая ее насильственной. Язык украинских вывесок, а также сочинений профессора М. С. Грушевского он называл не иначе как «язычием». Своим главным культурно-общественным заданием Вернадский считал сохранение главенствующего положения русской культуры в УНР, а также объединение украинцев, которым дорога русская культура, и развитие их связей с российскими научными учреждениями.

В 1934 году Академия наук СССР была переведена из Ленинграда в Москву.

В 1941 году Вернадский был эвакуирован в Боровое Казахской ССР, где пробыл два года, здесь умерла и похоронена его жена.

После возвращения в Москву в 1944 году была опубликована статья Вернадского «Несколько слов о ноосфере» о преобразовании планеты под влиянием разума и труда человека. Умер Владимир Вернадский 6 января 1945 года, похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Единство Земли и космоса, живого и неживого

Характерной чертой научных взглядов Вернадского было стремление к целостному мировоззрению, поиск объединяющего начала для всех процессов, происходящих на нашей планете. От изучения «неподвижного» и застывшего камня Вернадский перешел к процессу планетарной миграции химических элементов. Убежденный в том, что живое является активнейшим фактором этой миграции, Вернадский стал рассматривать живое и неживое как единую систему и создал новую науку — биогеохимию. А придя к заключению, что процессы на Земле неразрывно связаны с космосом, Вернадский сосредоточился на исследовании системы Земля — космос и области их соприкосновения. В итоге он сделал предметом изучения целостную эволюционирующую систему, включающую в себя атомы, состоящие из них планетарные оболочки (биосферу, гидросферу и т. д.), живое и неживое вещество, звезды и космические излучения и т. д.

Биосферу Вернадский понимал как область непосредственного соприкосновения космоса и земного вещества. «В нашем столетии биосфера получает совершенно новое понимание. Она выявляется как планетное явление космического характера», — утверждал ученый. Он считал, что биосфера формируется и преобразуется под действием космических излучений.

«Космические излучения вечно и непрерывно льют на лик Земли мощный поток сил, придающий совершенно особый, новый характер частям планеты, граничащим с космическим пространством. <…> Благодаря космическим излучениям биосфера получает во всем своем строении новые, необычные и неизвестные для земного вещества свойства… Вещество биосферы благодаря им проникнуто энергией; оно становится активным… Лик Земли ими меняется, ими в значительной мере лепится. Он не есть только отражение нашей планеты, проявление ее вещества и ее энергии — он одновременно является и созданием внешних сил космоса», — писал Вернадский.

Связь земной биосферы и космоса была важна для Вернадского также в контексте его представлений, что мир вступает в новую эпоху — ноосферы, когда человеческий разум становится главной преобразующей силой.

Вечность жизни

Вернадский пришел к предположению, что жизнь — это «такая же вечная часть космоса, как энергия и материя». Вечность жизни, писал он, проявлена в геологической истории Земли: она существует на планете начиная с самых древних геологических эпох — то есть в рамках наблюдаемого нами космоса мы не можем зафиксировать точку «начала» жизни. А значит, рассуждал ученый, жизнь так же вечна, как и сам космос, и всегда передавалась биогенезом — от одних живых видов к другим.

Гипотезу о вечности жизни Вернадский считал перспективной для дальнейшей научной разработки. Он также предполагал, что в космосе может быть другая разумная жизнь.

Направленность эволюции

Вернадский также считал, что эволюция на Земле идет не хаотично, она движется в определенном направлении. «Твари Земли являются созданием сложного космического процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма, в котором, как мы знаем, нет случайности», — утверждал он. Частью этого процесса он считал и появление разума, рассматривая его как нечто закономерное и неизбежное. Человек виделся Вернадскому как участник огромного эволюционного космического процесса.

Ученый соотносит человеческий разум с планетой, с космосом, с пространством и временем. При таком взгляде задачи человечества приобретают планетарный масштаб и даже выходят за его пределы. В отличие от сторонников радикального сокращения человечества, которые низводят человека до «мусора», Вернадский утверждал огромную значимость Homo sapiens. «Возникновение человека было актом величайшей важности, единичным в течение геологической истории: ему нет ничего аналогичного в среде мириадов предшествовавших веков», — писал он.

Выход за пределы

Экологические мальтузианцы требуют, чтобы Homo sapiens был заперт в предназначенной ему экологической нише и не делал попыток из нее выйти. Вернадский утверждал прямо обратное: нельзя устанавливать человеку пределы в рамках «наблюдаемых сейчас возможностей»; свойство человека — расширять доступные ему границы, и это свойство носит не случайный характер. «Человек, одаренный разумом и умело направляемой волей, может достигать областей, недоступных для остального живого», — писал он.

Экологические мальтузианцы искусственно противопоставляют Человека и Природу, выставляют Homo sapiens угрозой «естественной природе» и заявляют о необходимости подчинить человечество «природным» ограничениям, истребив значительную его часть. Вернадский, напротив, подчеркивал, что человек живет в биосфере, не может быть от нее отлучен и неразрывно связан с жизнью всех живых существ в одно целое. Но при этом (подчеркнем!) Вернадский считал возникновение Человека и перестройку им биосферы естественной и неизбежной. По его мнению, перестройка биосферы «научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготовлялись эволюционным процессом».

По мысли ученого, Человек должен перестроить биосферу и открыть в биосфере эпоху господства разума. «Человечество, взятое в целом, становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и трудом, становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Это новое состояние биосферы, к которому мы, не замечая этого, приближаемся, и есть „ноосфера“, — писал Вернадский.

Колонизация космоса

Одна из предначертанных человеку границ — жизнь в пределах планеты Земля; выход за эту границу подразумевает освоение космоса. Ожидаемо, сторонники радикального сокращения Homo sapiens отказывают людям в перспективе освоения космоса, заявляя, что все надежды на спасение человечества в космосе «научно бессодержательны».

Вернадский же предполагал неизбежное освоение человеком космоса. Мысли о выходе человека за пределы Земли встречаются в работах Вернадского в разное время. В частности, в 1930 году Вернадский писал: «Мы видим сейчас как ясную и исполнимую задачу ближайшего будущего захват человеком Луны и планет».

Опасность для человечества

Вернадский указывал и на то, что может помешать человечеству на его пути. Он писал, что в «геологической истории биосферы перед человеком открывается огромное будущее, если он поймет это и не будет употреблять свой разум и свой труд на самоистребление». Заметим, что сторонники «зачистки» Homo Sapiens под экологическими лозунгами, которые занимаются поисками способов истребления человечества, делают именно то, от чего предостерегал Вернадский.

Эти вопросы особенно беспокоили его потому, что, по его убеждению, человечество в обозримой перспективе должно было овладеть неограниченной энергией. Уже в 1920 году он писал об атомной энергии, которую наука неизбежно даст в руки человеку, и которая, как он считал, откроет перед ним колоссальные возможности. Сумеет ли человек направить эту силу на добро, а не на самоуничтожение, дорос ли он до умения ее использовать? — задавался вопросом ученый.

Вернадский не только ставил эти вопросы, но и отвечал на них, основываясь на непоколебимой вере в человека и историческом оптимизме. Он отрицал возможность самоистребления человечества. Прогнозы о крушении цивилизации и наступлении нового варварства, которые делались в его время, он считал «следствием недостаточно глубокого проникновения в окружающее». И пояснял: «Научное знание, проявляющееся как геологическая сила, создающая ноосферу, не может приводить к результатам, противоречащим тому геологическому процессу, созданием которого она является. Это не случайное явление — корни его чрезвычайно глубоки».

Вера в человека и исторический оптимизм

Мировоззрение Вернадского пронизано оптимизмом и верой в человеческий разум. Он считал, что живет в эпоху не только исторического, но и планетарного перелома — в эпоху перехода в ноосферу.

«Мы переживаем не кризис, волнующий слабые души, а величайший перелом научной мысли человечества, совершающийся лишь раз в тысячелетия… Стоя на этом переломе, охватывая взором раскрывающееся будущее, мы должны быть счастливы, что нам суждено это пережить, в создании такого будущего участвовать», — писал ученый в 1931 году.

Вера Вернадского в человека была настолько велика, что даже во время Великой Отечественной войны, когда судьба страны и мира решалась на полях сражений, Вернадский утверждал, что немецкий фашизм обречен, так как идет против закона человеческого единства. «В историческом состязании, например, в войне такого масштаба, как нынешняя, в конце концов побеждает тот, кто этому закону следует. Нельзя безнаказанно идти против принципа единства всех людей как закона природы», — писал Вернадский.

Заметим, один из «сокращателей» Homo sapiens Тимофеев-Ресовский, оценивший предел населения Земли в 500 миллионов человек, отказался вернуться в СССР и во время Великой Отечественной войны занимался наукой в гитлеровской Германии. А Вернадский, несмотря на свою критику недостатков советского государства, остался в СССР и во время Великой Отечественной войны заявил, что «в переживаемой нами великой исторической трагедии мы пошли по правильному пути, который отвечает ноосфере».

Вернадский считал, что по мере наступления эпохи ноосферы все большую роль в жизни планеты должны играть разум и наука. Предпосылкой перехода биосферы в ноосферный этап Вернадский считал единство человеческого рода и единство науки. Вера в человека и его разум, в его способность преодолевать любые вызовы, вера в деятельное преобразование мира — неотъемлемая черта мировоззрения Вернадского. Нет силы на Земле, которая могла бы удержать человеческий разум в его устремлении, писал он.

Нехватка ресурсов и автотрофное человечество

Вернадский признавал опасность того, что необходимые человеку ресурсы со временем истощатся. Но, в отличие от неомальтузианцев, выход видел не в том, чтобы сокращать «лишнее» население, а в том, чтобы расширять возможности человечества: совершенствовать общественную жизнь, развивать науку, находить новые источники энергии и т. д. «Глубокие умы уже давно убедились в необходимости радикальных социальных изменений, научных открытий нового порядка, чтобы отразить неминуемую опасность», — писал он. Вернадский верил в неистощимый потенциал человека, который обязательно найдет нужную ему энергию: «Сила приливов и морских волн, радиоактивная, атомная энергия, теплота Солнца могут дать нужную силу в любом количестве… Так добытая энергия будет практически безгранична».

Ученый был уверен, что в ближайшем будущем станет возможен синтез пищи, который позволит освободить человека от потребности в другом живом веществе и станет огромным шагом в эволюции биосферы. «Непосредственный синтез пищи, без посредничества организованных существ, как только он будет открыт, коренным образом изменит будущее человека», — писал он. Человек после такого открытия «сделался бы существом социально автотрофным».

Вернадский считал, что нынешний человек — это только «промежуточное выявление духовных возможностей жизни». В качестве одной из таких духовных возможностей, которые могут выявиться в будущем, он рассматривал прямое использование человеком солнечной энергии. «Пользуясь непосредственно энергией Солнца, человек овладеет источником энергии зеленых растений, той формы ее, которой он сейчас пользуется через посредство этих последних как для своей пищи, так и для топлива», — писал Вернадский. Ученый был убежден, что проблемы питания и поиска новых источников энергии будут решены неизбежно и в очень короткое время.

Вернадский и «устойчивое развитие»

Сторонники «зачистки» Homo sapiens нередко выдают себя за продолжателей гуманистических идей, а на деле искажают эти идеи и скрывают их настоящее содержание. Так произошло и с наследием Вернадского, которого называют основателем глобальной экологии и чуть ли не «отцом идеи устойчивого развития» (появившейся, заметим, спустя полвека после смерти ученого). При этом производят грубую подмену: скрывают убежденность Вернадского в необходимости коренной перестройки биосферы и вменяют ему «экологическую осторожность», то есть, по сути, отказ от радикального преобразования биосферы.

Сами неомальтузианцы агрессивно настаивают, что Homo sapiens не должен оказывать существенного влияния на «естественную» природу, а должен вписываться в заданные природой рамки. Вернадский утверждал прямо обратное: человек «может и должен перестраивать своим трудом и мыслью область своей жизни, перестраивать коренным образом по сравнению с тем, что было раньше».

«Он меняет внешний вид, химический и минералогический состав окружающей среды, своего местообитания», — писал Вернадский, уточняя, что «местообитанием его является вся земная поверхность». В другом месте он подчеркивал, что человек изменил живое вещество «согласно решению и целям своего разума».

Вернадский прекрасно осознавал масштабы планетарных изменений, порожденных человечеством, и приветствовал то, что человек «уничтожил „девственную“ природу», «внес в нее массу неизвестных, новых химических соединений и новых форм жизни — культурных пород животных и растений», «изменил течение всех геохимических реакций», что в результате деятельности человека «лик планеты стал новым и пришел в состояние непрерывных потрясений».

Подчеркнем еще раз — Вернадский видел Человечество частью огромного космического процесса и смотрел на преобразование биосферы с позиций исторического оптимизма. «Мы ясно видим, что это начало стихийного движения (к ноосфере. — Авт.), природного явления, которое не может быть остановлено случайностями человеческой истории», — писал он.

Учение о ноосфере

Вернадский — автор учения о ноосфере. Термин «ноосфера» ввел в 1927 году французский философ и математик Эдуард Леруа, который разрабатывал свои идеи вместе с биологом Пьером Тейяром де Шарденом и опирался на Вернадского. В 1936 году Вернадский также применил предложенный Леруа термин. По Вернадскому, ноосфера — это новая стадия развития биосферы, в которой ведущей геологической силой становится разум.

Вернадский считал, что появление человека и науки явилось естественным этапом эволюции биосферы. В результате человеческой деятельности биосфера неизбежно должна коренным образом изменяться и переходить в новое состояние, которое называется ноосферой — буквально «сферой разума». В ноосфере человек преобразует Землю в соответствии со своими потребностями и с учетом законов биосферы. В соответствии с закономерностями ноосферы будет перестроена социальная и государственная жизнь, главной движущей силой станет научное творчество. В последующем в ноосферу будет включено и космическое пространство. Вернадский верил в неизбежность такого развития.

Предпосылкой перехода к ноосферному этапу Вернадский считал единство человечества, которое, по его наблюдениям, уже складывалось в современную ему эпоху. Ученый писал, что в XX веке впервые в истории Земли «человечество своей жизнью стало единым целым». Он пояснял это так: «Нет ни одного клочка Земли, где бы человек не мог прожить, если бы это было ему нужно. Наше пребывание в 1937–1938 гг. на плавучих льдах Северного полюса это ярко доказало. И одновременно с этим, благодаря мощной технике и успехам научного мышления, благодаря радио и телевидению, человек может мгновенно говорить в любой точке нашей планеты с кем угодно».

Но к этому для Вернадского все не сводилось — он трактовал как движение к единству и современные ему социальные изменения, в которых усматривал реализацию демократического принципа: «Впервые в истории человечества интересы народных масс — всех и каждого — и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются мерилом его представлений о справедливости».

«Мы живем на переломе, в исключительно важную, по существу, новую эпоху жизни человечества, его истории на нашей планете. Впервые человек охватил своей жизнью, своей культурой всю верхнюю оболочку планеты — в общем всю биосферу, всю связанную с жизнью область планеты. Мы присутствуем и жизненно участвуем в создании в биосфере нового геологического фактора, небывалого еще в ней по мощности и по общности. Он научно установлен на протяжении последних 20–30 тыс. лет, но ясно проявляется со все ускоряющимся темпом в последнее тысячелетие. Закончен после многих сотен тысяч лет неуклонных стихийных стремлений охват всей поверхности биосферы единым социальным видом животного царства — человеком. Нет на Земле уголка, для него недоступного. Нет пределов возможному его размножению. Научной мыслью и государственно организованной, ею направляемой техникой, своей жизнью человек создает в биосфере новую биогенную силу, направляющую его размножение и создающую благоприятные условия для заселения им частей биосферы, куда раньше не проникала его жизнь и местами даже какая бы то ни было жизнь. Теоретически мы не видим предела его возможностям, если будем учитывать работу поколений». (Владимир Вернадский, 1938 год).


Источник: rossaprimavera.ru

Комментарии: