ПОСТМОДЕРНИЗМ В МИРОВОЗЗРЕНИИ — ПРИЧИНЫ, ПРОБЛЕМЫ, ПУТИ ВЫХОДА ДЛЯ ОБЩЕСТВА!

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Современный этап развития капиталистического общества характеризуется господством постмодернистского мировоззрения, которое представляет собой не просто смену культурных парадигм, но идеологическое отражение кризиса буржуазного сознания в эпоху ультраимпериализма. Постмодернизм является закономерным продуктом исторического развития, когда буржуазная мысль, утратив веру в прогресс и способность адекватно отражать действительность, капитулирует перед иррационализмом и релятивизмом.

Философской основой постмодернизма выступает радикальный отказ от принципов Просвещения и диалектико-материалистического понимания истории. Французский философ Жан-Франсуа Лиотар определял постмодерн как "недоверие к метанарративам", под которыми подразумеваются любые системные теории, претендующие на объяснение общественного развития. Этот подход представляет собой идеалистическую реакцию на кризис буржуазного исторического сознания, которое оказалось неспособно осмыслить противоречия капиталистического общества. Отвергая категории истины, объективной реальности и социального прогресса, постмодернизм фактически отказывается от научного познания мира, подменяя его бесконечной игрой симулякров.

Гносеологические корни постмодернистского релятивизма лежат в отрицании диалектико-материалистической теории отражения. Если марксизм рассматривает сознание как отражение объективной реальности, то постмодернизм провозглашает примат языка и дискурса над бытием, тем самым занимая позицию субъективного идеализма. Как отмечают критики, подобный подход приводит к эпистемологическому хаосу, когда любое высказывание оказывается равноценным, а критерии истины объявляются инструментом "дискурсивного насилия". Эта позиция теоретически бесплодна и практически ведёт к интеллектуальному параличу, поскольку лишает мысль способности отличать истинное от ложного.

Постмодернистский релятивизм идеологически оправдывает атомизацию общества, превращение индивидов в изолированных потребителей, лишённых классового самосознания. Как отмечают теоретики "Революционных коммунистов Америки", постмодернизм представляет собой "тупик и пессимизм буржуазной философии, вызванный одряхлением капиталистического общества".

В сфере культуры постмодернизм проявляется как тотальная эклектика, стирание граней между высоким и массовым искусством, бесконечное цитирование и переработка прошлого. Художественные произведения превращаются в товар, лишённый содержания и критического потенциала, что соответствует потребностям общества потребления. Российские примеры: бесконечные сиквелы "Ёлок", ремейки советских фильмов, переработка "Иронии судьбы" - наглядно демонстрируют эту тенденцию к культурному регрессу, когда искусство утрачивает способность к творческому освоению действительности и довольствуется комбинацией готовых форм.

Особую опасность представляет политическая функция постмодернизма, который, провозглашая "смерть субъекта" и отрицая классовую идентичность, фактически блокирует возможность коллективного действия. Подменяя классовую борьбу фрагментированной "идентичностью", постмодернизм расщепляет единое антикапиталистическое движение на множество изолированных групп, неспособных к выработке общей стратегии. Как верно отмечается в одном из источников, "попытки определить главные и второстепенные противоречия отвергаются как 'редукционизм'", что делает невозможным научный анализ общественных процессов.

Исторический материализм позволяет вскрыть обусловленность постмодернистского пессимизма конкретными историческими обстоятельствами - разочарованием части интеллигенции после поражения революционных движений 1968 года и последующей капитуляцией перед "концом истории" в версии Фукуямы. Однако, в отличие от постмодернистского отказа от всякой исторической перспективы, марксизм доказывает временный характер этого идейного кризиса. Капитализм, породивший постмодернизм, одновременно создаёт и материальные предпосылки для его преодоления через возрождение классовой борьбы.

Диалектический метод требует рассматривать постмодернизм как противоречивое явление, содержащее в себе как реакционные, так и потенциально критические элементы. Деконструкция традиционных идеологий может при определённых условиях служить разоблачению буржуазных мифов, однако, лишённая материалистической основы, она вырождается в бесцельное интеллектуальное упражнение. Подлинное преодоление постмодернизма возможно только на пути создания социалистической альтернативы, способной предложить человечеству новую объединительную перспективу.

Таким образом, с марксистской точки зрения постмодернизм представляет собой идеологическое выражение кризиса буржуазного общества на этапе его структурного разложения. Его историческая ограниченность заключается в неспособности выйти за рамки капиталистической системы, которую он критикует, оставаясь её пленником. Только восстановление диалектико-материалистического мировоззрения и научной классовой перспективы может преодолеть тупик постмодернистского релятивизма и открыть путь к подлинно гуманистической культуре социалистического будущего.


Источник: vk.com

Комментарии: