Постгуманизм, деконструкция и не-философия

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-11-12 11:58

Трансгуманизм

Аннотация

Спе­ку­ля­тив­ный пост­гу­ма­низм (СП) рас­смат­ри­ва­ет пост­лю­дей как аген­тов, став­ши­ми нече­ло­ве­че­ски­ми в резуль­та­те тех­ни­че­ско­го разъ­еди­не­ния или «выхо­да» (withdrawal) из чело­ве­че­ских соци­аль­ных систем (тезис о разъ­еди­не­нии – ТоР). ТоР пони­ма­ет ста­нов­ле­ние нече­ло­ве­че­ским с точ­ки зре­ния неза­ви­си­мо­сти аген­та. Такой арте­факт, как робот, явля­ет­ся «широ­ким чело­ве­ком» до тех пор, пока он зави­сит от сво­их свя­зан­ных с чело­ве­ком функ­ций для существования.

Но что такое агент? СП исклю­ча­ет чисто кон­цеп­ту­аль­ный ответ на этот вопрос, посколь­ку отвер­га­ет транс­цен­ден­таль­ные объ­яс­не­ния субъ­ек­тив­но­сти, осно­ван­ные на чело­ве­че­ском опы­те или соци­аль­ной прак­ти­ке (неогра­ни­чен­ный пост­гу­ма­низм – НП). НП счи­та­ет этот вопрос неле­ги­тим­ным, посколь­ку отри­ца­ет суще­ство­ва­ние какой-либо тео­рии агент­но­сти, при­ме­ни­мой ко всем аген­там. ТоР не толь­ко не гово­рит нам, каки­ми явля­ют­ся пост­лю­ди, но и не име­ет кри­те­ри­ев для опре­де­ле­ния момен­та, когда про­ис­хо­дит разъединение.

Из это­го сле­ду­ет, что пони­ма­ние пост­че­ло­ве­ка (если это воз­мож­но) долж­но про­ис­хо­дить без кри­те­ри­ев. Содер­жа­ние неогра­ни­чен­но­го пост­гу­ма­низ­ма опре­де­ля­ет­ся разъ­еди­не­ни­ем, а не схе­ма­ти­че­ским тео­ре­ти­че­ским содер­жа­ни­ем ТоР. Я буду утвер­ждать, что это под­ра­зу­ме­ва­ет тес­ную связь меж­ду пони­ма­ни­ем и прак­ти­кой в пост­гу­ма­низ­ме, кото­рая поз­во­ля­ет нам про­во­дить пло­до­твор­ные ана­ло­гии меж­ду НП и дву­мя дру­ги­ми «фило­со­фи­я­ми пре­де­ла»: декон­струк­ци­ей Дер­ри­да и не-фило­со­фи­ей Ларюэля.

Разъединение

Спе­ку­ля­тив­ный пост­гу­ма­низм (СП) зани­ма­ет­ся пер­спек­ти­вой пост­гу­ма­ни­сти­че­ской реаль­но­сти, воз­ни­ка­ю­щей из тех­но­ло­ги­че­ско­го пере­стра­и­ва­ния чело­ве­че­ской реаль­но­сти. Этот тех­но­ло­ги­че­ский фокус согла­су­ет­ся с общей оза­бо­чен­но­стью чело­ве­че­ским буду­щим, в кото­ром нас нет. За гра­нью худо­же­ствен­но­го вымыс­ла, наша мораль­ная оза­бо­чен­ность нече­ло­ве­че­ским буду­щим вызва­на тео­ре­ти­че­ским потен­ци­а­лом тех­но­ло­гии ради­каль­но изме­нить нас или нашу сре­ду обитания.

Исхо­дя из это­го, СП утвер­жда­ет: «… могут появить­ся мощ­ные нече­ло­ве­че­ские аген­ты, воз­ник­шие в резуль­та­те како­го-то тех­но­ло­ги­че­ско­го про­цес­са, ини­ци­и­ро­ван­но­го чело­ве­ком»1. Точ­нее гово­ря, пост­лю­ди — это широ­кий спектр (wide) чело­ве­че­ских потом­ков людей, что ста­ли нече­ло­ве­че­ски­ми в резуль­та­те неко­то­ро­го тех­ни­че­ско­го процесса.

Кон­цеп­ция рас­ши­рен­но­го про­ис­хож­де­ния (wide descent) поз­во­ля­ет избе­жать био­шо­ви­низ­ма. Мы не зна­ем, отку­да и как могут про­изой­ти пост­лю­ди. «Обшир­ные» потом­ки могут про­ис­хо­дить из любой части «Широ­ко­го Чело­ве­че­ства» (Wide Human) — людей и их тех­но­ло­ги­че­ских объ­ек­тов, систе­мы, от кото­рой мы зави­сим так же, как она зави­сит от нас. Ваша зуб­ная щет­ка — это пред­ста­ви­тель широ­ко­го чело­ве­че­ства, как и вы или ваша руч­ная свинка.

Акцент на тех­но­ге­не­зе в СП поз­во­лял часто сме­ши­вать его с транс­гу­ма­низ­мом, одна­ко это вопи­ю­щая ошиб­ка. Транс­гу­ма­ни­сты, как и клас­си­че­ские и совре­мен­ные гума­ни­сты, наде­ют­ся раз­ви­вать чело­ве­че­ские спо­соб­но­сти, такие как разум и твор­че­ство, с помо­щью пере­до­вых тех­но­ло­гий, таких как искус­ствен­ный интел­лект или ген­ная инже­не­рия чело­ве­че­ских эмбри­о­нов. Транс­гу­ма­низм — это эти­че­ское заяв­ле­ние, что тех­но­ло­ги­че­ское улуч­ше­ние таких спо­соб­но­стей, как интел­лект или эмпа­тия, — это хоро­шая идея.

SP, напро­тив, явля­ет­ся мета­фи­зи­че­ским. Он утвер­жда­ет толь­ко то, что пост­лю­ди могут суще­ство­вать, но не то, что они будут луч­ше нас или даже сопо­ста­ви­мы с нами в нравственности.

Это не озна­ча­ет, что СП не пред­по­ла­га­ет мораль­ных след­ствий, но это мета­фи­зи­ка и эпи­сте­мо­ло­гия пост­лю­дей опре­де­ля­ют эти­ку, а не наоборот.

Итак, какую же фор­му мы при­да­дим мыс­ли о нече­ло­ве­че­ском широ­ком потом­стве чело­ве­ка? О Постчеловеке?

Веро­ят­ным усло­ви­ем для любо­го собы­тия, при­во­дя­ще­го к появ­ле­нию пост­че­ло­ве­ка, явля­ет­ся то, что в резуль­та­те нече­ло­ве­че­ские сущ­но­сти могут обре­сти цели, не уста­нов­лен­ные людь­ми, и что эта авто­но­мия обу­слов­ле­на неко­то­ры­ми тех­но­ло­ги­че­ски­ми изме­не­ни­я­ми в их способностях.

Я назы­ваю это утвер­жде­ние «тези­сом о разъ­еди­не­нии (ТоР). Кон­структ, вхо­дя­щий в ядро тео­рии СП.

ТоР гла­сит, что пост­лю­ди — это дикие тех­но­ло­ги­че­ские суще­ства. Менее гру­бо гово­ря, нечто явля­ет­ся пост­че­ло­ве­ком тогда и толь­ко тогда, когда оно (или его широ­кие чело­ве­че­ские пред­ки) про­ис­хо­дят из «Широ­ко­го Чело­ве­че­ства», но теперь дей­ству­ет вне его границ.

ТоР пони­ма­ет раз­ли­чия меж­ду чело­ве­ком и пост­че­ло­ве­ком, не при­вя­зы­ва­ясь к «сущ­но­сти чело­ве­ка», кото­рой у пост­лю­дей не будет. Это ско­рее досто­ин­ство, чем недо­ста­ток, пото­му что, если и есть некая сущ­ност­ная при­ро­да чело­ве­ка, то никто не зна­ет, в чем она заклю­ча­ет­ся. Так что луч­ше обой­тись без нее.

Стать пост­че­ло­ве­ком, таким обра­зом, озна­ча­ет при­об­ре­сти тех­но­ло­ги­че­ски обес­пе­чен­ную воз­мож­ность неза­ви­си­мой агентности.

ТоР может адек­ва­тен мно­же­ству существ с раз­ным тех­но­ло­ги­че­ским про­ис­хож­де­ни­ем и очень раз­ной при­ро­дой или спо­соб­но­стя­ми (напри­мер, искус­ствен­но­му интел­лек­ту, тех­но­ло­гии загруз­ки созна­ния, кибор­гам, син­те­ти­че­ским фор­мы жиз­ни и т. д.). Это и долж­но быть так, посколь­ку пост­лю­дей еще не суще­ству­ет и нет ника­кой суще­ствен­ной инфор­ма­ции о них.

Все же ТоР име­ет фило­соф­ские обя­за­тель­ства, к кото­рым мож­но под­хо­дить с раз­лич­ной стро­го­стью. Клю­че­вой пере­мен­ной явля­ет­ся агент­ность, спо­соб­ность к действию.

Разъ­еди­не­ние, как ого­во­ре­но, каса­ет­ся толь­ко аген­тов. Это сде­ла­но для того, что­бы избе­жать три­ви­аль­но­го след­ствия, соглас­но кото­ро­му любая ранее полез­ная часть ШЧ ста­но­вит­ся пост­че­ло­ве­ком, когда пере­ста­ет выпол­нять чело­ве­че­скую функ­цию. Остат­ки, руи­ны и выбро­шен­ные мобиль­ные теле­фо­ны не явля­ют­ся пост­че­ло­ве­ка­ми, посколь­ку ни один из них не про­яв­ля­ет спо­соб­но­сти к дей­ствию после поте­ри сво­ей чело­ве­ко­цен­трич­ной функции..

Так или ина­че, кон­цеп­ция аген­та может быть несколь­ко огра­ни­чен­ной (constrained) или либе­раль­ной (liberal). Я назы­ваю вер­сию СП, исхо­дя­щей из кон­цеп­ции огра­ни­чен­ной агент­но­сти, «огра­ни­чен­ной» (bounded), а с отно­си­тель­но сво­бод­ной — «неогра­ни­чен­ной» (unbounded).

Ограниченный постгуманизм

Пост­гу­ма­низм огра­ни­чен­ной агент­но­сти, как пра­ви­ло, сов­па­да­ет с неко­то­рой мораль­ной кон­цеп­ци­ей чело­ве­че­ской жиз­ни и часто неот­ли­чим от транс­гу­ма­низ­ма. Напри­мер, в рабо­те Posthuman Personhood Дэрил Вен­не­манн при­ни­ма­ет кан­тов­скую раци­о­на­ли­сти­че­скую кон­цеп­цию сво­бо­ды воли. Он счи­та­ет, что истин­ная агент­ность — это лич­ность. Быть лич­но­стью тре­бу­ет спо­соб­но­сти пред­став­лять ответ разум­ным осно­ва­ни­ям или нахо­дить­ся в про­стран­стве осно­ва­ний разу­ма. Чело­век может раз­мыш­лять о «себе и сво­ем мире с точ­ки зре­ния суще­ства, при­над­ле­жа­ще­го к опре­де­лен­но­му сооб­ще­ству». Чело­век — это рефлек­сив­ный субъ­ект, спо­соб­ный при­над­ле­жать к мораль­но­му сооб­ще­ству, свя­зан­ный нор­ма­ми пове­де­ния и т. д.2.

Эта стро­гая кон­цеп­ция под­ра­зу­ме­ва­ет, что — что бы ни при­го­то­ви­ло буду­щее — пост­че­ло­ве­че­ские аген­ты будут соци­аль­ны­ми и, воз­мож­но, линг­ви­сти­че­ски­ми суще­ства­ми, как и мы, даже если они будут робо­та­ми или ком­пью­те­ра­ми, будут иметь стран­ные тела или даже еще более стран­ные привычки.

Неограниченный постгуманизм первого уровня (НП1)

Одна­ко мы так­же можем сфор­му­ли­ро­вать гораз­до более либе­раль­ные тре­бо­ва­ния к агент­но­сти, кото­рые не обя­за­тель­но пред­по­ла­га­ют спо­соб­ность к само­оцен­ке через соци­аль­ные нор­мы или через авто­но­мию разума.

Кон­цеп­ция агент­но­сти, кото­рую я вво­жу в Posthuman Life, тре­бу­ет лишь неко­то­рой сте­пе­ни того, что я там назы­ваю «функ­ци­о­наль­ной автономией».

Этот мини­маль­ный агент пред­став­ля­ет собой само­под­дер­жи­ва­ю­щу­ю­ся систе­му. Его функ­ци­о­наль­ная авто­но­мия изме­ря­ет его спо­соб­ность исполь­зо­вать мир для выжи­ва­ния, ста­но­вясь в свою оче­редь полез­ным по отно­ше­нию к дру­гим вещам. Рез­кое сни­же­ние функ­ци­о­наль­ной авто­но­мии при­во­дит к умень­ше­нию силы, кото­рое мы вос­при­ни­ма­ем как вред. Арт­рит спи­ны или конеч­но­стей болез­нен­но огра­ни­чи­ва­ет сво­бо­ду дви­же­ний. При­об­ре­те­ние новых навы­ков или улуч­ше­ние физи­че­ской фор­мы уве­ли­чи­ва­ет функ­ци­о­наль­ную авто­но­мию или воз­мож­ность чело­ве­ка ока­зы­вать вли­я­ние и под­вер­гать­ся ему3.

Гиперпластичность

Впро­чем, мы можем пред­ста­вить себе пост­че­ло­ве­че­ских существ, обла­да­ю­щих функ­ци­о­наль­ной авто­но­ми­ей, рав­ной нашей или пре­вос­хо­дя­щей ее, кото­рые бы при этом не удо­вле­тво­ря­ли усло­ви­ям лич­но­сти или раци­о­наль­ной авто­но­мии, посколь­ку не мог­ли бы отве­чать прин­ци­пам или нор­мам сообщества.

Что­бы про­де­мон­стри­ро­вать, что из это­го сле­ду­ет, я сосре­до­то­чусь на том, что про­изой­дет, если мы дове­дем функ­ци­о­наль­ную авто­но­мию до мон­стру­оз­но­го пре­де­ла: слу­чай гиперпластичности.

Я назы­ваю аген­та «гипер­пла­стич­ным», если он может про­из­воль­но вно­сить зна­чи­тель­ные изме­не­ния в свое тело или струк­ту­ру, при этом не огра­ни­чи­вая свою гипер­пла­стич­ность4.

Теперь мож­но утвер­ждать, что, если вер­ны опре­де­лен­ные пред­по­ло­же­ния о вза­и­мо­свя­зи меж­ду физи­че­ски­ми и пси­хи­че­ски­ми свой­ства­ми, гипер­пла­стич­ный агент был бы для нас неинтерпретируемым.

Это допу­ще­ние явля­ет­ся скром­ным. Это анти­ре­дук­ци­о­низм, соглас­но кото­ро­му наша пси­хи­че­ская жизнь зави­сит от физи­че­ско­го состо­я­ния наше­го тела, но не сво­дит­ся к нему и не может быть выве­де­на из него.

Если пси­хи­че­ская жизнь не может быть выве­де­на из физи­че­ских харак­те­ри­стик суще­ства (creature) или наобо­рот, то гипер­пла­сти­че­ский агент не смо­жет исполь­зо­вать поня­тия убеж­де­ния, наме­ре­ния или жела­ния, посколь­ку он нико­гда не смо­жет выве­сти то, во что он верит или чего хочет, из физи­че­ских или функ­ци­о­наль­ных послед­ствий само­ин­тер­вен­ции. Он так­же не смо­жет исклю­чить, что какое-то пси­хи­че­ское состо­я­ние будет уда­ле­но дру­гой само­мо­ди­фи­ка­ци­ей, посколь­ку, исхо­дя из анти­ре­дук­ци­о­низ­ма, убеж­ден­ность в том, что Лима явля­ет­ся сто­ли­цей Перу, или жела­ние обо­гнуть зем­ной шар, хоте­ние, что­бы насту­пи­ло Рож­де­ство, или подоб­ные «интен­ци­о­наль­ные» состо­я­ния не сво­дят­ся к физи­че­ским состо­я­ни­ям, от кото­рых они, тем не менее, зави­сят. Таким обра­зом, здра­вый смысл или «народ­ная» пси­хо­ло­гия, лежа­щая в осно­ве наших общих при­вя­зан­но­стей, была бы фак­ти­че­ски бес­по­лез­на для гипер­пла­стич­ных агентов.

Пре­дел функ­ци­о­наль­ной авто­но­мии или пла­стич­но­сти, таким обра­зом, — это не бес­смерт­ный сверх­че­ло­век, а нечто, обла­да­ю­щее бес­ко­неч­ны­ми воз­мож­но­стя­ми, но не под­да­ю­ще­е­ся нашим пред­став­ле­ни­ям о разу­ме и зна­че­нии. Суще­ство, напра­ши­ва­ю­ще­е­ся на срав­не­ние с отвра­ти­тель­ны­ми бес­фор­мен­ны­ми шогго­та­ми из лав­краф­тов­ской новел­лы Гора безу­мия, или, воз­мож­но, с самим Ктул­ху5.

Как уже было ска­за­но, гипер­пла­стич­ность — это иде­аль­ный пре­дел, и инте­рес­но, можем ли мы к нему при­бли­зить­ся. Зна­чи­тель­ная гипер­пла­стич­ность, воз­мож­но, нере­а­ли­зу­е­ма в таких мирах, как наш.

Одна­ко вве­де­ние этой кате­го­рии здесь ско­рее долж­но возы­меть бла­го­твор­ный эффект, неже­ли про­сто слу­жить демон­стра­ции. Эта кате­го­рия пред­на­зна­че­на пока­зать, что наши пред­став­ле­ния об агент­но­сти и субъ­ект­но­сти могут быть черес­чур про­сто­ва­ты­ми, что­бы поз­во­лить мыс­ли отпра­вить­ся за пре­де­лы нашей эко­ло­ги­че­ской ниши. Как путь к пост­че­ло­ве­че­ству, гипер­пла­стич­ность ста­ла бы при­ме­ром того, что иступ­лен­ные и дово­дя­щие до исступ­ле­ния герои исклю­чи­тель­но мрач­но­го трил­ле­ра Р. Скот­та Бэк­ке­ра Ней­ро­пат назы­ва­ют «семан­ти­че­ским апо­ка­лип­си­сом» — момен­том, когда науч­ное при­стра­стие к устра­не­нию смыс­ла в нече­ло­ве­че­ском мире завер­ша­ет­ся иско­ре­не­ни­ем цар­ства лич­но­стей или мораль­ных субъ­ек­тов6.

Если это, или экви­ва­лент­ное нару­ше­ние субъ­ек­тив­но­сти и агент­но­сти, ста­но­вит­ся воз­мож­ным бла­го­да­ря разъ­еди­не­нию, то огра­ни­чен­ный пост­гу­ма­низм явля­ет­ся лож­ным, и неко­то­рые обла­сти про­стран­ства пост­гу­ма­ни­сти­че­ских воз­мож­но­стей могут быть столь же стран­ны­ми, как и «без­дны исте­ри­че­ско­го древ­не­го безу­мия», о кото­рых пишет Лавкрафт.

Преж­де чем рас­смат­ри­вать послед­ствия отме­ны огра­ни­че­ний для наше­го пони­ма­ния чело­ве­ко-пост­че­ло­ве­че­ско­го разъ­еди­не­ния, я хочу рас­смот­реть неко­то­рые допол­ни­тель­ные обос­но­ва­ния отме­ны огра­ни­че­ний для пост­гу­ма­низ­ма с помо­щью ослаб­лен­ной кон­цеп­ции агент­но­сти в про­ти­во­вес строгому.

Темная феноменология

Пер­вым обос­но­ва­ни­ем явля­ет­ся тезис о «тем­ных фено­ме­нах»7.

Тем­ные фено­ме­ны — это содер­жа­ние или струк­ту­ры опы­та, кото­рые сами по себе не дают прак­ти­че­ски ника­ко­го пони­ма­ния. Напри­мер, мы вос­при­ни­ма­ем вре­мя как откры­тый поток в буду­щее. Мно­гие фило­со­фы счи­та­ли, что этот поток явля­ет­ся усло­ви­ем (тех­ни­че­ски «транс­цен­ден­таль­ным усло­ви­ем») вос­при­я­тия объ­ек­тов и миров. Фено­ме­но­ло­ги, такие как Эдмунд Гус­серль и Морис Мер­ло-Пон­ти, утвер­жда­ли, что мы можем ухва­тить эту струк­ту­ру в опы­те и, таким обра­зом, понять струк­ту­ру объ­ек­тив­но­сти в любом мире.

Но, если тем­по­раль­ность явля­ет­ся тем­ной, ее пере­жи­ва­ние фило­соф­ски пере­оце­ни­ва­ет­ся. Напри­мер, хотя этот поток кажет­ся непре­рыв­ным, мы не можем знать, что он непре­ры­вен, пока не под­верг­нем его тща­тель­но­му ана­ли­зу. Это, по-види­мо­му, за гра­нью наших спо­соб­но­стей вни­ма­ния и памя­ти, как и запо­ми­на­ние мель­чай­ших раз­ли­чий в цвете.

Итак, если про­жи­ва­е­мое вре­мя име­ет харак­те­ри­сти­ки, необ­хо­ди­мые для досту­па к миру, его струк­ту­ра долж­на усколь­зать от нас так же, как усколь­за­ет от нас тон­кая струк­ту­ра мате­рии. Если это так, как мы можем знать, что оно дает нам миры? Как мы можем вооб­ще знать, что такое мир?

Зани­ма­ясь фено­ме­но­ло­ги­ей, мы не можем ска­зать, что такое фено­ме­но­ло­гия и на что она спо­соб­на. Наша спо­соб­ность к само­ре­флек­сии под­вер­га­ет нас симу­ля­ции субъ­ек­та, чья абсо­лют­но несубъ­ек­тив­ная при­ро­да совер­шен­но недо­ступ­на для него8.

Темный прагматизм

Вто­рой пункт мое­го аргу­мен­та о смут­но­сти кон­цеп­ции агент­но­сти направ­лен на широ­ко рас­про­стра­нен­ный пост­ге­ге­лев­ский кон­сен­сус: серьез­ная агент­ность состо­ит в уча­стии в линг­ви­сти­че­ских или куль­тур­ных прак­ти­ках. Мы уже виде­ли при­мер это­го в при­зы­ве Вен­не­ма­на к рефлек­сив­но­сти, обес­пе­чи­ва­е­мой соци­аль­ной свя­зью, но этот при­зыв — основ­ной эле­мент ана­ли­ти­че­ско­го и кон­ти­нен­таль­но­го мыш­ле­ния, от Вит­ген­штей­на до Сел­лар­са, от Хабер­ма­са до Брэн­до­ма. Оче­вид­но, что если это вер­но, то гипер­пла­стич­ное агент­ство явля­ет­ся про­ти­во­ре­чи­ем в тер­ми­нах (как, кста­ти, почти любой вид агент­ства со сто­ро­ны нече­ло­ве­че­ских живот­ных). Одна­ко, если мож­но дока­зать, что она явля­ет­ся непол­ной в сво­их соб­ствен­ных тер­ми­нах, то нам боль­ше не нуж­но пред­по­ла­гать, что агент­ность исчер­пы­ва­ет­ся нашим явным пред­став­ле­ни­ем о ней.

Объ­яс­не­ние субъ­ек­тив­но­сти и агент­но­сти с точ­ки зре­ния общих прак­тик тре­бу­ет точ­но­го опре­де­ле­ния, как кон­крет­ные виды пове­де­ния ста­но­вят­ся оце­ни­ва­е­мы­ми как прак­ти­ки. Я утвер­ждал, что наи­бо­лее веро­ят­ным опре­де­ле­ни­ем явля­ет­ся утвер­жде­ние, что пове­де­ние может быть оце­не­но вез­де, где ком­пе­тент­ный интер­пре­та­тор сочтет его тако­вым9.

К сожа­ле­нию, это удва­и­ва­ет субъ­ек­тив­ность таким обра­зом, что она сно­ва ста­но­вит­ся неогра­ни­чен­ной. У нас есть субъ­ект пер­во­го поряд­ка, объ­яс­ня­е­мый его уча­сти­ем в соци­аль­ной прак­ти­ке. У нас есть субъ­ект вто­ро­го поряд­ка, интер­пре­та­тор, кото­рый пред­по­ла­га­ет­ся, но не объ­яс­ня­ет­ся пер­вым объ­яс­не­ни­ем. «[В] прин­ци­пе интер­пре­ти­ру­е­мость не полу­ча­ет чет­ко­го опре­де­ле­ния, если у нас нет пред­став­ле­ния о тех аген­тах, что осу­ществ­ля­ют интер­пре­та­цию» или что вклю­ча­ет в себя их компетентность.

Общей чер­той здесь явля­ет­ся то, что огра­ни­чи­ва­ю­щие усло­вия вызы­ва­ют неукро­ти­мые «дикие» прин­ци­пы, кото­рые невоз­мож­но регла­мен­ти­ро­вать или обуз­дать. Эта фор­ма аргу­мен­та­ции вдох­нов­ле­на мето­дом декон­струк­ции Жака Дер­ри­да. Его тща­тель­ное про­чте­ние фило­со­фов, таких как Кант, Гус­серль и Дж. Л. Остин, было при­зва­но пока­зать, что их утвер­жде­ния о созна­нии, фор­ме или зна­че­нии тре­бо­ва­ли чрез­мер­но­го и кон­цеп­ту­аль­но анти­те­ти­че­ско­го эле­мен­та, выхо­дя­ще­го за пре­де­лы их систем. Напри­мер, зна­че­ние тре­бу­ет повто­ря­е­мых сим­во­лов. Дер­ри­да утвер­жда­ет, что такое повто­ре­ние рабо­та­ет толь­ко в том слу­чае, если в отно­ше­нии сим­во­лов воз­мож­но зло­упо­треб­ле­ние или исполь­зо­ва­ние не по назна­че­нию. Таким обра­зом, ни один сим­вол не может быть опре­де­лен фик­си­ро­ван­ны­ми пра­ви­ла­ми исполь­зо­ва­ния. Это то же самое, что ска­зать, что нет ника­ких зна­че­ний, ника­кой семан­ти­че­ской сущ­но­сти10.

СП, деконструкция и философия предела

Декон­струк­ция явля­ет­ся фор­мой того, что Дру­сил­ла Кор­нелл назы­ва­ет «фило­со­фи­ей пре­де­ла» (ФП) — как и выше­упо­мя­ну­тый про­цесс сня­тия огра­ни­че­ний, кото­рый я назы­ваю «раз­вя­зы­ва­ни­ем», сня­ти­ем ограничений.

ФП сни­ма­ет искус­ствен­ные огра­ни­че­ния, кото­рые созда­ют мир по наше­му обра­зу, слой за сло­ем, кон­цеп­ция за кон­цеп­ци­ей. То, что оста­ет­ся, как и в декон­струк­ции, — это нечто иное, чем мир, и, воз­мож­но, нечто боль­шее или мень­шее, чем фило­со­фия, но встре­ча с остат­ком или не-смыс­лом, кото­рый фило­со­фия не может рас­по­знать или кон­цеп­ту­а­ли­зи­ро­вать11. Пере­смот­рим мини­маль­ную модель дей­ствия неогра­ни­чен­но­го пост­гу­ма­низ­ма. Мы долж­ны назвать это неогра­ни­чен­ный пост­гу­ма­низм I» (НП1), посколь­ку для дости­же­ния пре­дель­но­го резуль­та­та необ­хо­ди­мо еще даль­ней­шее сня­тие ограничений.

В НП1 пола­га­ет­ся, что­все аген­ты само­под­дер­жи­ва­ют­ся. Но что зна­чит под­дер­жи­вать себя в самом общем смыс­ле? Это склон­ность сохра­нять опре­де­лен­ную орга­ни­че­скую гра­ни­цу или тем­пе­ра­ту­ру ядра? Поче­му пред­по­ла­га­ет­ся, что пост­лю­ди име­ют фик­си­ро­ван­ные допус­ки, состо­я­ния покры­тия или рабо­чие параметры?

Край­ний слу­чай гипер­пла­стич­но­сти пред­по­ла­га­ет обрат­ное. Гипер­пла­сти­кам не хва­та­ло бы струк­тур­ной инва­ри­ант­но­сти, поми­мо само­го фак­та гипер­пла­стич­но­сти. Они не были бы само­под­дер­жи­ва­ю­щи­ми­ся в каком-либо смыс­ле, свя­зан­ном с извест­ны­ми нам био­ло­ги­че­ски­ми фор­ма­ми. Преж­де все­го, рас­смат­ри­вать воз­мож­ность гипер­пла­сти­ки озна­ча­ет думать об аген­тах, кото­рых мы не мог­ли бы уви­деть, интер­пре­ти­ро­вать или рас­по­знать как аген­тов.

Можем ли мы вооб­ще помыс­лить себе аген­та, кото­ро­го мы не можем рас­по­знать как агента?

Про­бле­ма раз­ветв­ля­ет­ся на дилем­му или раз­го­вор меж­ду мон­стра­ми Фило­со­фии Сцил­ла и Фило­со­фии Харибда:

Сцил­ла – кри­те­рии для при­сво­е­ния агент­но­сти не при­ме­ни­мы ко всем аген­там, посколь­ку гипер­пла­сти­ки не рас­по­зна­ва­е­мы как аген­ты. Таким обра­зом, кон­цеп­ция агент­но­сти выхо­дит за пре­де­лы нашей спо­соб­но­сти рас­по­зна­вать ее проявления.

Харибда – Сцил­ла, это кажет­ся абсурд­ным! Как любое поня­тие может иметь рас­ши­ре­ние, к кото­ро­му оно не при­ме­ни­мо? Быть аген­том долж­но быть тож­де­ствен­но тому, что­бы быть рас­по­зна­ва­е­мым как тако­вой. Таким обра­зом, гипер­пла­сти­ки не будут счи­тать­ся аген­та­ми в соот­вет­ствии с пер­вы­ми принципами.

Одна­ко выбор водо­во­ро­та Харибды не спа­сет нас от гибе­ли, если, как утвер­жда­ет­ся неза­ви­си­мо, поня­тие агент­но­сти может быть объ­яс­не­но толь­ко каким-то диким прин­ци­пом субъ­ек­тив­но­сти. Мы про­сто оста­ем­ся при скром­ных утвер­жде­ни­ях, по типу «аген­ты – это то, что мы назы­ва­ем аген­та­ми отно­си­тель­но наших фоно­вых прак­тик». Но апел­ля­ция к неко­то­рым антро­по­ло­ги­че­ским инва­ри­ан­там, если тако­вые суще­ству­ют, не име­ет зна­че­ния, когда, как в слу­чае с СП, мы рас­смат­ри­ва­ем послед­ствия дол­го­сроч­ной устра­ни­мо­сти чело­ве­ка и, как и дру­гие пост­гу­ма­ни­сты, оспа­ри­ва­ем пре­де­лы и гра­ни­цы чело­ве­че­ско­го. Одна­ко даже СП в фор­ме, раз­ра­бо­тан­ной в Пост­че­ло­ве­че­ской жиз­ни, не застра­хо­ван от этой кор­ро­зии, посколь­ку аргу­мен­ты, не свя­зан­ные с раз­вяз­кой, так­же угро­жа­ют онто­ло­ги­че­ской ясно­сти тези­са о разъ­еди­не­нии, не в послед­нюю оче­редь под­ра­зу­ме­вая, что систе­ма ШЧ — это все­го лишь еще одна реи­фи­ка­ция12 «нас», еще одно тав­то­ло­ги­че­ское утвер­жде­ние при­ви­ле­гий человека.

Не-постгуманизм

Если раз­вя­зы­ва­ние оправ­да­но (а я ука­зал, что это воз­мож­но), то пост­гу­ма­ни­сти­че­ская фило­со­фия нахо­дит­ся в тупи­ке; не толь­ко пото­му, что спе­ку­ля­тив­ная кон­цеп­ция пост­че­ло­ве­ка зара­нее не опре­де­ле­на (что мы и зна­ли!), но и пото­му, что ТоР даже не свя­зан с прин­ци­пи­аль­ны­ми спо­со­ба­ми выяв­ле­ния раз­ры­вов свя­зей, когда и где они про­ис­хо­дят. Таким обра­зом, мы пере­хо­дим от пер­вой фор­мы неогра­ни­чен­но­го пост­гу­ма­низ­ма (НП1), кото­рая все еще осно­ва­на на опре­де­лен­ной кон­цеп­ции агент­но­сти, к пре­дель­ной вер­сии, в кото­рой эта кон­цеп­ция ста­ла мак­си­маль­но неопре­де­лен­ной (НП2).

Такая неопре­де­лен­ность так­же харак­тер­на для стан­дарт­ной фор­му­ли­ров­ки спе­ку­ля­тив­но­го пост­гу­ма­низ­ма. Как мы уже отме­ча­ли, То не дает ника­кой инфор­ма­ции о пост­лю­дях. Даже с НП1 един­ствен­ный спо­соб полу­чить суще­ствен­ные зна­ния о жиз­ни пост­лю­дей — это син­тез или инже­не­рия: созда­ние пост­лю­дей, ста­нов­ле­ние постлюдьми.

Это, на мой взгляд, явля­ет­ся эти­че­ским тупи­ком пост­че­ло­ве­ка, даже совре­мен­но­сти. Если мы осво­бо­дим пост­че­ло­ве­ка от огра­ни­че­ний, мы не смо­жем обсуж­дать ста­нов­ле­ние пост­лю­дь­ми, не пред­вос­хи­щая наше обсуж­де­ние. «Основ­ная» или «госу­дар­ствен­ная поли­ти­ка» разъ­еди­не­ния, сле­до­ва­тель­но, невоз­мож­на, посколь­ку голо­са, кото­рые будут спо­соб­ство­вать при­ня­тию реше­ния, не могут быть зафик­си­ро­ва­ны неза­ви­си­мо от оспа­ри­ва­ния само­го соста­ва голо­сов, тех, кто име­ет пра­во при­ни­мать решения.

Пост­че­ло­ве­че­ские пер­спек­ти­вы могут быть иден­ти­фи­ци­ро­ва­ны или оце­не­ны толь­ко путем их реа­ли­за­ции, посколь­ку это иде­аль­ное состо­я­ние зна­ния для тако­го поли­ти­че­ско­го реше­ния. Как спра­ши­ва­ет Сти­вен Шавиро:

Как мы можем при­ми­рить­ся с фор­ма­ми «зна­ния», что при­во­дят к изме­не­нию того, кем «мы» явля­ем­ся? Как мы можем судить об этих дис­ци­пли­нах в то вре­мя, как они под­ры­ва­ют или дела­ют неак­ту­аль­ны­ми те самые нор­мы и кри­те­рии, на кото­рых мы осно­вы­ва­ем свои суж­де­ния?13

НП1 был абстракт­ным собы­ти­ем тех­но­ге­не­за, не под­да­вав­шим­ся реше­нию в рам­ках какой-либо суще­ству­ю­щей эти­ки или поли­ти­ки имен­но пото­му, что толь­ко оно мог­ло создать усло­вия, при кото­рых оно мог­ло быть оце­не­но зад­ним чис­лом. Что изме­ни­лось с НП2, так это то, что боль­ше нет раз­ли­чия, раз­гра­ни­чи­ва­ю­ще­го содер­жа­ние, для кате­го­рий узко­го и рас­ши­рен­но­го чело­ве­че­ско­го или для рас­ши­рен­но­го чело­ве­че­ско­го и постчеловеческого.

Одна­ко про­бле­ма упре­жде­ния не исчез­ла — наша фаталь­ная запу­тан­ность в пла­не­тар­ной тех­ни­ке, кото­рая явля­ет­ся нече­ло­ве­че­ской не пото­му, что она сде­ла­на из метал­ла, пла­сти­ка, лития или крем­ния, а пото­му, что ее целост­ность не соот­вет­ству­ет нор­мам. Это даже не авто­ном­ный монстр, управ­ля­е­мый без­лич­ны­ми прин­ци­па­ми эффек­тив­но­сти. Его гипер­тро­фия про­ти­во­ре­чит любой цели или транс­цен­дент­но­му порядку.

С уче­том это­го исто­ри­че­ско­го и семан­ти­че­ско­го кон­тек­ста я хочу сно­ва обра­тить­ся к Дер­ри­да, опи­сав разъ­еди­не­ние как «диф­фе­рен­ци­аль­ную функ­цию без онто­ло­ги­че­ской осно­вы»14.

Эта фор­му­ли­ров­ка, кото­рая пер­во­на­чаль­но при­ме­ня­лась к тек­сту­аль­но­сти Дер­ри­да, при­зва­на под­твер­дить сход­ство, о кото­ром я упо­ми­нал ранее, меж­ду неогра­ни­чен­ным пост­гу­ма­низ­мом и ФП.

Декон­струк­ция, как и дру­гие ФП, при­оста­нав­ли­ва­ет допу­ще­ние фило­со­фии о доста­точ­но­сти или ком­пе­тент­но­сти, так же как раз­вя­зы­ва­ние, по-види­мо­му, усту­па­ет место отно­ше­ни­ям фило­со­фии с будущ­но­стью.

В остав­шей­ся части этой ста­тьи я наде­юсь исполь­зо­вать эту бли­зость или ана­ло­гию, что­бы начать пере­осмыс­ле­ние отно­ше­ний меж­ду НП2 и реаль­но­стью, с кото­рой оно свя­за­но, и тем самым помочь понять при­тя­же­ние, эти­че­ское или иное, пост­че­ло­ве­че­ско­го в мире раз­ветв­лен­ных технологий.

Мы можем про­ил­лю­стри­ро­вать это дву­мя при­ме­ра­ми тер­ми­нов Дер­ри­да, взя­тых из фено­ме­но­ло­гии субъ­ек­тив­но­го вре­ме­ни: тер­ми­на­ми раз­ли­ча­ния, diff?rance, и сле­да.

Раз­ли­ча­ние (исполь­зу­ю­щее омо­ни­мию меж­ду фран­цуз­ски­ми гла­го­ла­ми «отли­чать­ся» и «откла­ды­вать») обо­зна­ча­ет раз­рыв меж­ду насто­я­щим момен­том или насто­я­щим вре­ме­нем и неопре­де­лен­ным буду­щим. Насто­я­щее все­гда «испор­че­но» еще не насту­пив­шим буду­щим, кото­рое под­ры­ва­ет его ста­биль­ность15. В част­но­сти, бук­валь­ное зна­че­ние или роль сло­ва в язы­ке зави­сит от исто­рии его исполь­зо­ва­ния, но так­же и от воз­мож­но­сти быть под­вер­жен­ным вли­я­нию буду­щих реше­ний о его исполь­зо­ва­нии. Одна­ко после­ду­ю­щие исполь­зо­ва­ния и реше­ния, как в слу­чае юри­ди­че­ской интер­пре­та­ции кон­сти­ту­ци­он­но­го поня­тия, как при­мер, пра­ва на непри­кос­но­вен­ность част­ной жиз­ни, не про­грам­ми­ру­ют­ся зара­нее систе­мой пра­вил, даже если они исто­ри­че­ски огра­ни­че­ны или обу­слов­ле­ны ими. Таким обра­зом, в линг­ви­сти­че­ском слу­чае раз­ли­ча­ние явля­ет­ся усло­ви­ем зна­че­ния, кото­рое не может быть выра­же­но в тер­ми­нах зна­че­ний. «След» — дру­гое назва­ние этой под­вер­жен­но­сти изме­не­нию или раз­ру­ше­нию в резуль­та­те пере­хо­да в новое состо­я­ние. Таким обра­зом, это так­же потен­ци­аль­ная воз­мож­ность запо­ми­на­ния или вос­ста­нов­ле­ния в памя­ти, кото­рая нико­гда не пред­опре­де­ля­ет­ся кон­крет­ным содер­жа­ни­ем. Опять же, это мож­но интер­пре­ти­ро­вать в либи­ди­наль­ном клю­че как при­су­щий жела­нию дина­мизм, отсроч­ку, что может быть бес­ко­неч­но отло­же­на посред­ством ретранс­ля­ции заме­ща­ю­щих объ­ек­тов или фетишей.

Таким обра­зом, и след, и раз­ли­ча­ние отно­сят­ся к обрат­но­му изги­бу (склад­ке), кото­рый нико­гда не дан в опы­те, а поэто­му немыс­лим и непред­ста­вим. Они неот­вра­ти­мо раз­де­ля­ют и сво­ра­чи­ва­ют в склад­ку субъективность.

Посколь­ку эти струк­ту­ры не даны в опы­те, Дер­ри­да повтор­но исполь­зу­ет их для обсуж­де­ния дру­гих скла­док или раз­ло­мов в био­ло­ги­че­ских, линг­ви­сти­че­ских и соци­аль­ных струк­ту­рах, а не толь­ко в созна­нии. Таким обра­зом, опи­са­ние сле­да может быть повтор­но исполь­зо­ва­но за пре­де­ла­ми его про­ис­хож­де­ния для моти­ва­ции фор­мы спе­ку­ля­тив­но­го мате­ри­а­лиз­ма; декон­струк­ции мате­рии, если угод­но. Напри­мер, в сво­ей кни­ге «Ради­каль­ный ате­изм: Дер­ри­да и вре­мя жиз­ни» Мар­тин Хэг­г­лунд интер­пре­ти­ру­ет след как неотъ­ем­ле­мую раз­ру­ши­мость любо­го мате­ри­аль­но­го зна­ка или сущ­но­сти. Ничто во вре­ме­ни не может быть запер­то в насто­я­щем, если оно не застря­ло в неиз­мен­ном насто­я­щем. Все опу­сто­ша­ет­ся «неумо­ли­мым сме­ще­ни­ем во всем, что про­ис­хо­дит»16.

Таким обра­зом, раз­ли­ча­ние и след обла­да­ют тема­ти­че­ской ней­траль­но­стью, кото­рая выхо­дит за пре­де­лы обла­сти субъ­ек­тив­но­сти, подоб­но тому, как разъ­еди­не­ние выхо­дит за пре­де­лы фило­со­фии пост­че­ло­ве­че­ско­го будущего.

Одна­ко даже этот вне­фи­ло­соф­ский ста­тус недо­ста­точ­но ради­ка­лен, что­бы слу­жить ана­ло­ги­ей для раз­ры­ва меж­ду НП2 и фило­со­фи­ей. Ведь сня­тие огра­ни­че­ний не дает нам почти ниче­го, кро­ме фак­та тех­ни­че­ско­го пре­иму­ще­ства. В част­но­сти, как пока­зы­ва­ет при­мер гипер­пла­сти­ки, оно не гаран­ти­ру­ет, что это опе­ре­же­ние мож­но понять с точ­ки зре­ния кате­го­рий, при­ме­ни­мых к субъ­ек­тив­но­сти, таких как зна­че­ние или субъ­ек­тив­ное вре­мя созна­тель­но­го опыта.

Раз­ли­ча­ние и след обо­зна­ча­ют одно­вре­мен­ную зави­си­мость от бес­смыс­лен­ных про­цес­сов изме­не­ния, но дела­ют это с точ­ки зре­ния сме­ще­ний, дву­смыс­лен­но­стей или сле­пых пятен, кото­рые они порож­да­ют в зна­че­нии, интен­ци­о­наль­но­сти и опы­те. Или, как Фран­с­уа Ларю­эль пред­по­ло­жил в сво­ем «Прин­ци­пе не-фило­со­фии», декон­струк­ция по-преж­не­му оста­ет­ся в пре­де­лах уве­рен­но­сти в спо­соб­но­сти фило­со­фии адек­ват­но улав­ли­вать струк­ту­ры зна­че­ния и вре­мен­но­сти. Раз­ли­ча­ние — это ина­ко­вость, кото­рая «высту­па­ет из един­ства». Его разъ­еди­ня­ю­щая сила, таким обра­зом, под­твер­жда­ет пред­по­ло­же­ние о доста­точ­но­сти фило­со­фии для пони­ма­ния и упо­ря­до­че­ния реаль­но­го17. Бэк­кер фор­му­ли­ру­ет это более ясно, когда утвер­жда­ет, что декон­струк­ция дей­ству­ет в рам­ках фило­соф­ской иди­о­мы, что не может тео­ре­ти­зи­ро­вать соб­ствен­ную неспо­соб­ность понять свои некон­цеп­ту­аль­ные и нефе­но­ме­но­ло­ги­че­ские усло­вия — усло­вия, кото­рые я обо­зна­чил под руб­ри­кой «тем­ная феноменология»:

Вот один из спо­со­бов выра­зить пози­цию Дер­ри­да: все­гда суще­ству­ет некий скры­тый кон­текст, некая неотъ­ем­ле­мая часть фона, опре­де­ля­ю­щая фено­ме­но­ло­гию. С англо-аме­ри­кан­ской праг­ма­ти­че­ской точ­ки зре­ния его мысль оче­вид­на, но сфор­му­ли­ро­ва­на она заум­но и экс­тра­ва­гант­но: ниче­го не дано, тем более смысл и опыт. Одна­ко Дер­ри­да выска­зы­ва­ет эту мысль в рам­ках фено­ме­но­ло­ги­че­ской тер­ми­но­ло­гии, «вос­про­из­во­дя» ее, как он гово­рит в цита­те. Фено­ме­но­ло­гия сама рас­кры­ва­ет свою дис­кур­сив­ную невоз­мож­ность18.

Одна­ко, как мы виде­ли, СП ста­вит под вопрос отчет­ли­во­сти (legibility) буду­ще­го и даже насто­я­ще­го. Таким обра­зом, декон­струк­тив­ный аргу­мент о необ­хо­ди­мо­сти сле­да или повто­ря­е­мо­сти (iterability) на том осно­ва­нии, что они явля­ют­ся усло­ви­я­ми отчет­ли­во­сти или созна­ния, здесь не име­ет зна­че­ния. СП — это попыт­ка рас­смот­реть дол­го­сроч­ные послед­ствия тех­но­ло­ги­че­ской совре­мен­но­сти, кото­рая, в отли­чие от транс­гу­ма­низ­ма, отвер­га­ет транс­цен­дент­ный мораль­ный ста­тус чело­ве­че­ско­го субъ­ек­та или лич­но­сти, а так­же любые субъ­ект­ные или язы­ко­вые транс­цен­ден­таль­ные орга­ни­зу­ю­щие прин­ци­пы. Таким обра­зом, неогра­ни­чен­ный пост­гу­ма­низм явля­ет­ся имма­нен­тист­ским ров­но постоль­ку, посколь­ку он заклю­ча­ет в скоб­ки иерар­хи­че­ские кон­цеп­ции этой «дол­го­сроч­ной пер­спек­ти­вы», кото­рые, по-види­мо­му, все еще ожи­да­ют декон­струк­ции19.

Этот кон­текст явля­ет­ся непол­ным или откры­тым, пото­му что пла­не­тар­ный дви­га­тель — это не про­ект, он не пред­по­ла­га­ет цель или финал. Он опу­сто­ша­ет себя, нико­гда не имея само­го себя. Сле­до­ва­тель­но, что в систе­мах, подоб­ных фило­со­фии тех­но­ло­гии Бер­на­ра Стиг­ле­ра, что кон­цеп­ту­а­ли­зи­ру­ют тех­но­ло­гию в первую оче­редь в каче­стве допол­не­ния к опы­ту, памя­ти и зна­че­нию, «пер­во­здан­ной арте­фак­ту­аль­но­сти духа», как он сам выра­жа­ет­ся, могут быть все еще черес­чур антро­по­цен­трич­ны­ми, а пото­му неспо­соб­ны­ми оце­нить зна­че­ние пост­че­ло­ве­че­ско­го состо­я­ния20. Рабо­та Стиг­ле­ра начи­на­ет­ся с идеи Дер­ри­да, что тех­ни­ка как допол­ня­ет, так и заме­ня­ет (изме­ня­ет) субъ­ек­тив­ную жизнь, к кото­рой она при­ме­ня­ет­ся. Но эта «логи­ка допол­ни­тель­но­сти» по-преж­не­му пред­став­ля­ет­ся как раз­де­ле­ние при­сут­ствия, сме­ще­ние или раз­де­ле­ние источ­ни­ка, в то вре­мя как сама зна­чи­мость это­го сме­ще­ния ста­вит­ся под вопрос в СП21.

В этом заклю­ча­ет­ся потен­ци­аль­но поучи­тель­ная ана­ло­гия с при­ме­не­ни­ем вто­рой фило­со­фии пре­де­ла, а имен­но не-фило­со­фии Ларю­э­ля, весь­ма неадек­ват­ный набро­сок кото­рой пред­став­лен ниже:

Не-фило­со­фия идет даль­ше декон­струк­ции, при­оста­нав­ли­вая то, что Ларю­эль назы­ва­ет «фило­соф­ским реше­ни­ем», тер­ми­ном, обо­зна­ча­ю­щим любой ана­лиз реаль­но­го по фор­ме и содер­жа­нию. По мне­нию Ларю­э­ля, как мы это заме­ти­ли до того, Дер­ри­да не бро­са­ет делать сме­си (mixture-making), но рас­смат­ри­ва­ет след как еще один транс­цен­дент­ный орга­ни­зу­ю­щий прин­цип для эмпи­ри­че­ской обла­сти не-фило­соф­ских сущностей.

Напро­тив, не-фило­со­фия не пыта­ет­ся мыс­лить или кон­цеп­ту­а­ли­зи­ро­вать реаль­ное вооб­ще. Реаль­ное боль­ше явля­ет­ся не темой или объ­ек­том иссле­до­ва­ния — как в слу­чае с тра­ди­ци­он­ным реа­лиз­мом — но сре­дой, в кото­рой осу­ществ­ля­ют­ся все фило­соф­ские реше­ния. Ров­но пото­му, что оно ради­каль­но авто­ном­но и нере­ля­ци­он­но; оно не дано «отно­си­тель­но Бытия, Дру­го­го» или даже само­го мыш­ле­ния. Мыш­ле­ние, оче­вид­но, может мыс­лить «о» себе, как мы дела­ем это здесь, но, соглас­но Ларю­э­лю, это уже осу­ществ­ля­ет­ся «в?Едином» (то есть как ради­каль­но авто­ном­ное или нере­ля­ци­он­ное) неза­ви­си­мо от интер­пре­та­ци­он­ных реше­ний, при­ни­ма­е­мых фило­со­фи­я­ми мыш­ле­ния, таки­ми как иде­а­лизм или реализм.

Будучи поня­той таким обра­зом, мысль не при­вя­за­на к реаль­но­му посред­ством интен­ци­о­наль­но­сти или семан­ти­ки. Ско­рее, все раз­но­вид­но­сти мыс­ли при­во­дят­ся ею в дей­ствие в одно­сто­рон­них отно­ше­ни­ях чистой пас­сив­но­сти. В этом, как утвер­жда­ет Джон ?. Мелар­кей, все фор­мы мыс­ли рав­ны, посколь­ку не суще­ству­ет транс­цен­дент­ной мета-мыс­ли, спо­соб­ной орга­ни­зо­вать все­лен­ную, а есть толь­ко серия «кло­нов» или мута­ци­он­ных вари­ан­тов, порож­ден­ных ею22. Здесь мож­но поспо­рить. Совсем не ясно, доста­точ­но ли устра­не­ния транс­цен­ден­таль­но­го поряд­ка для уста­нов­ле­ния равен­ства. Воз­мож­но, демо­кра­ти­че­ская рито­ри­ка не-фило­со­фии переоценена.

Соглас­но не-фило­со­фии, фило­со­фия не име­ет при­ви­ле­ги­ро­ван­но­го ста­ту­са сред­ства к миру. Она — все­го лишь сырой мате­ри­ал для пер­фор­ман­сов, кото­рые могут быть худо­же­ствен­ны­ми, поли­ти­че­ски­ми, эро­ти­че­ски­ми, поэ­ти­че­ски­ми, нече­ло­ве­че­ски­ми или пост­че­ло­ве­че­ски­ми, в обла­сти, лишен­ной все­го, кро­ме симу­ля­кров транс­цен­дент­но­сти — во мно­гом так же, как и в слу­чае с неогра­ни­чен­ным пост­гу­ма­низ­мом. Фило­со­фия — это мари­о­нет­ка, тан­цу­ю­щая под нит­ки, под­ве­шен­ные к неви­ди­мой точ­ке, как при­зрак «кло­у­на-кук­лы», кото­рый без при­чи­ны повто­ря­ет одно и то же, паря перед несчаст­ным рас­сказ­чи­ком одно­имен­но­го ужас­но­го рас­ска­за Тома­са Лигот­ти23.

Исполь­зуя не-фило­со­фию в каче­стве моде­ли, пост­че­ло­ве­че­ское отклю­че­ние мож­но пред­ста­вить как при­мер нетранс­цен­ден­таль­ной мари­о­нет­ки или кло­на. Разъ­еди­не­ние оста­ет­ся неяс­ным и долж­но быть уточ­не­но посред­ством про­из­вод­ства; оно имма­нент­но свя­за­но с «разъ­еди­не­ни­ем» как его пред­вест­ник, пре­кур­сор, воз­мож­но, срав­ни­мо с хэш­те­гом в Твит­те­ре и вари­ан­та­ми поис­ка, кото­рые он гене­ри­ру­ет. Таким обра­зом, пост­гу­ма­низм не мыс­лит мир. Он его сочиняет.

Я думаю, что эта (пред­ва­ри­тель­ная) ана­ло­гия меж­ду СП и НФ может быть пло­до­твор­ной в той мере, в какой она объ­яс­ня­ет, как пост­че­ло­век дей­ству­ет услов­но через людей и нече­ло­ве­че­ских аген­тов, отли­ча­ю­щих­ся кло­ни­ро­ван­ных через развязывание.

Список авторских сокращений:

SP, Speculative posthumanism / СП, спе­ку­ля­тив­ный постгуманизм;

DT, Disconnection thesis / ТоР, тезис о разъединении;

UP, Unbound Posthumanism / НП, неогра­ни­чен­ный постугманизм;

UP1, the first form of UP / НП1, пер­вая фор­ма НП;

UP2, the second form of UP / НП2, пре­дель­ная фор­ма НП, не свя­зан­ная с какой-либо кон­цеп­ци­ей агентности;

WH, Wide Human / ШЧ, широ­кое (или рас­ши­рен­ное) чело­ве­че­ство, вклю­ча­ю­щее в себя сово­куп­ность как чело­ве­че­ских, так и нече­ло­ве­че­ских аген­тов, пре­тер­пев­ших изме­не­ния в рам­ках опо­сре­до­ва­ния тех­ни­че­ски­ми процессами;

NF, Non-Philosophy / НФ, Не-фило­со­фия (Ф. Ларюэля);

POL, Philosophy of the Limit / ФП, фило­со­фия предела.


Источник: spacemorgue.com

Комментарии: