Победим ли мы рак?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Откуда взялась эта страшная клеточная болезнь? Что это такое? Онкология - приговор? Есть ли у нас шансы победить самую страшную болезнь?

Вопросы, от которых стынет кровь и сжимается сердце. Ответы на них кроются не в будущем, а в глубоком прошлом, в самой сути жизни на Земле.

Рак – не инопланетное вторжение и не порождение современной цивилизации, он старше человечества. Его следы находят в окаменелых костях динозавров, он терзал фараонов Древнего Египта, а Гиппократ дал ему имя «карцинома», увидев сходство расползающейся опухоли со щупальцами краба.

Это наша древняя, мрачная тень, врожденный сбой в программном коде многоклеточной жизни.

Суть рака до гениального ужаса проста. Это история о бунте, о клетке, забывшей о долге перед целым. В норме наши клетки живут по строгому регламенту: они рождаются, выполняют свою функцию и, состарившись, уходят, совершив акт самопожертвования – апоптоз.

Но иногда, под влиянием случайной мутации, радиации, канцерогена или вируса, в этой отлаженной системе случается мятеж.

Одна-единственная клетка выходит из-под контроля. Она отключает внутренний таймер смерти, начинает безудержно делиться и передает этот бунтарский код своим дочерям, внучкам и правнучкам. Это и есть рак – эволюция в миниатюре, но направленная не на созидание, а на разрушение своего собственного мира, которым являетесь вы.

Долгие века мы были практически безоружны перед этим внутренним врагом.

Хирургия, при всей ее радикальности, была сродни попытке потушить лесной пожар, вырвав одно горящее дерево.

Пока не удален последний клон бунтующей клетки, пожар возобновится.

Затем пришла эра радиотерапии и химиотерапии – калечащих, но спасительных методов, которые сравнивают с ковровой бомбардировкой.

Они выжигали всё на своем пути, и надеялись, что здоровые клетки восстановятся быстрее, чем раковые. Это была война на истощение, с колоссальными потерями, но она давала шанс.

Переломный момент наступил, когда мы перестали просто рубить и жечь, а начали понимать.

Расшифровка генома человека открыла карту сокровищ и минное поле одновременно. Мы увидели, что рак – это не одна болезнь, а сотни разных, с уникальными генетическими портретами.

Рак легкого у одного пациента молекулярно отличается от рака легкого у другого. Это понимание положило начало эре целевой, таргетной терапии.

Если раньша химиотерапия била по всем быстро делящимся клеткам, то таргетные препараты – это снайперские пули, нацеленные в конкретную молекулу-мишень, которая жизненно важна для опухоли и почти не нужна здоровым тканям.

Но самая яркая звезда на этом небосклоне – иммунотерапия.

Гениальность подхода в том, что мы перестали воевать с раком в одиночку и решили воззвать к самой мощной армии, данной нам от рождения, – к нашей иммунной системе.

Оказалось, рак умеет быть невидимкой, он надевает маски и ставит иммунным Т-лимфоцитам «стоп-сигналы», говоря «я свой, не трогай». Иммунотерапевтические препараты – это, по сути, пинок для нашей собственной стражи.

Они срывают маскировку с опухоли и снимают блокировку с лимфоцитов, позволяя им увидеть и уничтожить врага, которого они прежде игнорировали. Это не химия, не облучение – это возвращение к нам нашей собственной силы.

Итак, победим ли мы рак?

Если под победой понимать его полное искоренение, как оспу, то, увы, нет. Он слишком глубоко вплетен в саму ткань биологического существования, в механизмы деления и мутации.

Но мы уже ведем войну на новых фронтах и постепенно превращаем ее из смертельного приговора в хроническое, управляемое заболевание. С ним можно будет жить долгие годы, как живут с диабетом или гипертонией, сдерживая его с помощью персонально подобранных коктейлей из таргетных и иммунопрепаратов.

Уже сегодня многие виды рака, обнаруженные на ранней стадии, излечимы в более чем 90% случаев. Мы учимся не просто убивать рак, а договариваться с ним, лишать его агрессии, контролировать.

И в этом – наша главная и уже вполне осязаемая победа. Это не финальная победа в войне, но превращение ее в перманентную операцию по зачистке, где у человека с каждым годом становится все больше шансов выйти из боя живым.


Источник: vk.com

Комментарии: