ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ НЕЗАЩИЩЕННОСТЬ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Лэйнг представляет описание и сравнение внутреннего мира здорового и шизоидного типа поведения. Цель такого сравнения выявить отличия в восприятии реальности, проанализировать механизмы защиты, в условиях социальных взаимодействий. В развитии шизоидного типа поведения лежит процесс онтологической неуверенности, с рождения каждый из нас формирует вокруг себя узел онтологической защиты, особенно это видно на примере взаимодействия ребенка и матери.

Лейнг указывает, что помимо физического рождения, есть экзистенциальное рождение, которое состоит в ощущении себя живым, отдельным от остальных. При устойчивом протекании данного процесса формируется стабильная структура бытия, его переживания гибкие и пластичные. Эмми Ван Дорцен видит связь такой защиты в противовес экзистенциональной тревоге, что характерно для большинства людей.

Анализируя онтологическую безопасность Лейнг рассматривает её в виде двух противоположных полюсных состояний:онтологической уверенности/неуверенности. Полюс онтологической неуверенности является центральным в его работах и рассматривается через раскол внутреннего «Я». Проводя исследование переживаний личности, Лэйнг выводит два уровня онтологической безопасности. Первичный уровень, непосредственно связан с нашим экзистенциальным рождением, обретением и становлением своего личностного микромира и твердым нахождением в нём.

В этом плане, личность которая принимает себя и других как цельную, действительную основу, воспринимает опасности как не угрожающие её самообосновывающей реальности. Она не нуждается в подтверждениях, в дополнительныхгарантиях своего существования, для неё мир и процессы, происходящие в нём неизменны, субстанциональны. В этом и состоит её онтологическая безопасность, мир вокруг не является угрозой для её экзистенции. Вторичный уровень безопасности связан с нашем внутреннем миром, с ощущением согласованности в структуре «Я-Тело».

Онтологически неуверенная личность не воспринимает себя и других во времени и пространстве, ей постоянно требуется подтверждение извне. При этом сами контакты с обществом опасны и угрожающи. Такая личность всегда находится в поисках новых способов поддержания своей реальности и балансирует между двумя ориентирами: «…полная изоляция и полная слияние индивидуальностей…» [Лейнг, Расколотое Я]. Одним из таких способов становятся фантазии, именно они помогают поддерживать свою безопасность.

В маскировке появляется возможность стать кем угодно, а значит действовать можно свободнее, вариативность повышается, мир приобретает объемность. «Если «я» не знают, оно — в безопасности. Оно находится в безопасности от проникающих замечаний, от удушения и поглощения любовью, а также и от разрушения ненавистью» [Лейнг, Расколотое Я]. Личности с психотическими расстройствами имеют жалобы на нехватку эмоций, на опустошенность внутри, им не хватает дополнительной ценности, жизненности. «… и для того, чтобы оказаться в безопасности от постоянных угроз со стороны мира, отрезает себя от прямойсвязи с другими и предпринимает попытку стать своим собственным объектом, в сущности, стать связанным непосредственно только с самим собой. Его кардинальными функциями становятся фантазия и наблюдение».

Личность, которая определяет своё бытие как надежное, не угрожающее, ей внутренние и внешние контакты приносят удовлетворение. В другом случае, если такой контакт разрушителен, то узаконенная реальность подрывается, она представляют угрозу для индивидуума. Принятые характеристики напрямую связаны с сохранением личностной автономии, если она подрывается, то такой индивидуум начинает отрицать индивидуальность другого, ради сохранения своей. Из этого вытекает ещё одна черта онтологической безопасности: личностная автономия, то есть способность свободно перемещаться впространстве, не сливаясь с другими. «Способность переживать самого себя как автономного, означает, что человек действительно стал осознавать, что он есть личность, отделенная ото всехостальных» [Лейнг, 2002, Расколотое Я].

В продолжении, Лейнг выделяет три формы тревожных состояний, которые ярко показывают всю динамику поведенческого модуса бытия онтологически неуверенного в себе индивидуума. Первая из них заключается в боязни подрывания своей автономности – это есть поглощение. Данная форма связана с тем как нас воспринимают другие, с одной стороны нам важно быть правильно понятым, но полное раскрытие влечет за собой небезопасность. Вторая форма тревоги связана с боязнью столкнуться с реальным миром. Внешний мир воспринимается как взрывоопасный, и с целью не допущения проникновения во внутренние чувства, личность шизоида всячески пытается себя защитить. Её повсюду окружают травмирующие триггеры.

Следующее тревожное состояние именуется и состоит в окаменении. Описывается, как боязнь стать обезличенным, подобно камню, роботу, любой формы автоматизированной системы. Ему свойственно переживание, его «… пугает возможность стать не более чем вещью в мире другого, не обладающим собственной жизнью, собственным бытием» [Лейнг, Расколотое Я].

Андрей Хомяков - Онтологическая безопасность личности в экзистенциально-феноменологической концепции Р. Лейнга


Источник: vk.com

Комментарии: