Обучение без нужды |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-11-15 11:15 Бесцельное изучение окружающего мира помогает мозгу лучше справляться с будущими задачами. (Иллюстрация: Shawn Day / Unsplash.com) ![]() Когда говорят об обучении, то обычно имеют в виду, что к нему прилагается какой-то стимул: мозг запомнил нечто, потому что этому нечто сопутствовала немедленная награда, или отложенная награда, или он просто выполнял какие-то инструкции – хотя и выполнение инструкций отчасти можно рассматривать как действия ради награды. В общем, когда говорят об обучении, то подразумевают, что должна быть цель, мотивация. Если воспользоваться нейробиологическими методами, которые позволяют понаблюдать за нейронами вживую, то можно увидеть соответствующую обучению перестройку в синапсах: нейроны формируют новые нейронные цепи (или редактируют старые), чтобы отточить поведение, которое ведёт к награде. В большинстве случаев такие опыты ставят на мышах или крысах, в которых фигурирует простая и немедленная награда: например, мышь идёт по лабиринту и время от времени натыкается на что-то вкусное. В итоге лабиринт или какое-то другое место будет у неё определённым образом размечено: зрительные нейроны будут реагировать на фрагменты местности, где можно найти угощение. Ну а если путешествие по лабиринту происходит без какой-либо цели? Что происходит в мозге, если он просто гуляет и просто смотрит? Сотрудники Медицинского института Говарда Хьюза ставили с мышами примерно такие эксперименты, как описано выше: мыши бежали по коридорчикам, стены которых виртуально имитировали мышиную нору с той или иной текстурой стен, причём зрительные стимулы сопровождались звуками. В некоторых местах «норы» обнаруживалось угощение. Одновременно в мышином мозге следили за активностью нейронов, число которых доходило до 90 тыс. Это были нейроны первичной зрительной коры, где происходит, соответственно, первичная обработка зрительной информации, и нейроны более высоких зрительно-когнитивных «этажей», которые реагируют на сложные визуальные стимулы. Как и ожидалось, когда мыши бегали по экспериментальной установке с определённым мотивом, с их нейронами происходили изменения, указывающие на поведенческое обучение. Но когда мышей запускали в лабиринт побегать просто так, без цели, то оказалось, что с их нейронами происходит то же самое. Бесцельное блуждание по полувиртуальному ландшафту, который не было нужды запоминать, стимулировало нейронную активность, подобную той, которая сопровождала целенаправленное изучение местности. Зрительные цепочки в обоих случаях настраивались различать разные участки территории. Происходило это высших когнитивно-зрительных зонах, и притом в разных их участках, но собственно нейронные изменения были похожи. То есть пока мышь блуждала бесцельно, нейроны определённым образом работали в одном участке высшего зрительного анализатора, если же она начинала блуждать с целью, то ровно таким же определённым образом начинали работать нейроны в другом участке высшего зрительного анализатора. Более того, если мыши сначала несколько недель гуляли по экспериментальному коридору, а потом перед ними ставили задачу за угощение научиться определять в полувиртуальной «норе» конкретные места, то мыши справлялись с задачей намного лучше, чем когда они брались за задачу сразу, без предварительного блуждания. Результаты экспериментов опубликованы в Nature. С одной стороны, это может показаться тривиальным: оказавшись несколько раз на прогулке в каком-нибудь парке, мы запомним, где там что находится, хотя бы у нас и не было такой цели. С другой стороны, всегда ли мы отдаём себе отчёт в собственной бесцельности или целенаправленности? К тому же память на детали ландшафта – это лишь одна из разновидностей памяти; можно ведь, к примеру, что-нибудь читать или что-нибудь смотреть совершенно без нужды. Легко предположить, что и в таких занятиях мозг закладывает определённую когнитивную основу на случай, если нам от прочитанного что-то понадобится уже с какой-то ясной целью. Впрочем, можно ли из новых данных делать какие-то психологические выводы для человеческого мозга, станет ясно только после дополнительных исследований. Вообще же проделанные эксперименты важны не только в том смысле, что на примере мышей они показали обучение с целью и обучение без цели (или, если можно так сказать, предобучение). Они также показали, что эти два психоневрологических феномена, будучи очень схожи друг с другом, происходят в разных участках мозга – по крайней мере, если речь идёт об учебной обработке зрительной информации. Здесь заодно можно вспомнить некоторые исследования, посвящённые тому, что происходит с когнитивными процессами, когда мы витаем в облаках. Так, несколько лет назад мы рассказывали, что детская невнимательность может быть полезна: она помогает справиться с задачами с меняющимися условиями. В другой работе, более ранней, речь шла уже о взрослых, которые на автомате решали некие тесты. Оказалось, что автоматические когнитивные действия выполняются при помощи так называемой дефолтной сети – системы мозговых центров, которая, как считается, занимается только какими-то внутренними вещами, не связанными с внешней деятельностью. Ещё мы рассказывали два года назад о том, что обучение может происходить без награды, но та работа была сфокусирована на динамике нейромедиаторов дофамина и ацетилхолина: их постоянные колебания помогают мозгу учиться даже тогда, когда его за это никто не поощряет. Источник: www.nkj.ru Комментарии: |
|