ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА МЫШЛЕНИЯ, КОТОРАЯ НЕ ДАЁИ РАЗВИВАТЬСЯ,— О ЧЁРНО-БЕЛОМ МЫШЛЕНИИ И ЕГО ЛЕЧЕНИИ! |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-11-20 12:13 Бинарность мышления представляет собой фундаментальную методологическую проблему, корни которой уходят в саму природу человеческого познания, но которая в современных условиях приобретает особую остроту и социально-политическую значимость. Человеческое мышление исторически формировалось как инструмент освоения и преобразования действительности. Процесс познания изначально носил противоречивый характер, сочетая в себе способность к абстрактному анализу и склонность к упрощению сложных явлений. Марксизм понимает мышление не как зеркальное отражение реальности, но как активный процесс её освоения, обусловленный общественно-исторической практикой. Именно в этом ключе следует рассматривать природу бинарных оппозиций, которые становятся преградой на пути адекватного познания мира. Диалектический материализм раскрывает ограниченность метафизического способа мышления, оперирующего застывшими категориями и игнорирующего развитие и взаимосвязи явлений. Бинарное мышление является современной формой такого метафизического подхода, сводящего богатство действительности к примитивным схемам добра и зла, правильного и неправильного, своих и чужих. Эта ограниченность имеет глубокие социальные корни, связанные с интересами господствующих классов. Исторический экскурс в философию показывает, что проблема бинарности осознавалась уже в античности. В платоновском "Пире" мы находим глубокую критику упрощённого подхода к явлениям, когда Сократ через уста Диотимы предостерегает от деления всего сущего на прекрасное и безобразное, доброе и злое. Капиталистическое общество, особенно на стадии ультраимпериализма, создаёт благоприятные условия для распространения бинарного мышления. Транснациональные корпорации и контролируемые ими медиагиганты заинтересованы в массовом сознании, оперирующем примитивными схемами. Такой подход позволяет манипулировать общественным мнением, направлять социальное недовольство в безопасное русло и предотвращать формирование целостного, системного понимания действительности. Информационная революция, при всей её прогрессивной сущности, обострила проблему бинарности мышления. Перепроизводство информации сочетается с дефицитом времени на её осмысление, что ведёт к клиповому сознанию и неспособности к комплексному анализу. Социальные сети алгоритмически усиливают поляризацию, создавая информационные пузыри и эхо-камеры, где укрепляются упрощённые представления о мире. В политической сфере бинарность мышления становится инструментом борьбы правящих классов против революционного сознания. Подменяя классовый анализ противопоставлением демократов и автократов, либералов и консерваторов, буржуазная идеология затушёвывает коренные противоречия капитализма. Противоречие же в диалектике — это не просто противоположность, а сложное единство взаимоисключающих и взаимопредполагающих сторон. Исторический материализм показывает, что бинарность мышления не является вечной характеристикой человеческого сознания. В первобытном обществе мышление носило синкретический характер, лишь с развитием классового общества и разделением труда происходит абстрагирование и деление мира на категории. Капитализм доводит этот процесс до крайности, превращая все общественные отношения в товарно-денежные и насаждая соответствующие им формы мышления. Преодоление бинарности мышления требует не просто интеллектуальных усилий, но изменения самих общественных отношений. Социалистическое преобразование общества создаёт материальные предпосылки для развития подлинно диалектического мышления, свободного от классовых ограничений и манипулятивных технологий. ФОТО 2 Опыт строительства социализма в СССР и других странах показывает как возможности, так и трудности этого процесса. С одной стороны, марксистско-ленинское образование способствовало формированию системного мышления, с другой — догматизация и упрощение теории порождали новые формы метафизики. Этот исторический опыт требует критического осмысления. Современная задача прогрессивных сил заключается в борьбе не только с экономической эксплуатацией, но и с интеллектуальным отчуждением, одним из проявлений которого является бинарность мышления. Развитие диалектической культуры мышления становится практической необходимостью в условиях идеологической борьбы. Таким образом, проблема бинарности мышления раскрывается как сложное явление, имеющее гносеологические, социальные и исторические корни. Её преодоление требует применения диалектико-материалистического метода и связано с перспективой научно-прогрессивного преобразования общества. Только через овладение диалектикой как логикой и теорией познания можно преодолеть ограниченность бинарного мышления и выработать адекватное понимание сложности и противоречивости современного мира. Источник: vk.com Комментарии: |
|