Наш мозг — ксенофоб: почему люди боятся тех, кто отличается от них |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-11-20 12:16 Ксенофобия (и ее частный случай мигрантофобия) — не только культурный феномен: так было устроено наше первобытное сознание. Но усиливают эту неприязнь уже социальные институты и явления. Почему мы мыслим категориями «все они такие» и как победить внутреннего ксенофоба, поймав себя на обобщении, рассказывает директор Центра толерантности Еврейского музея, кандидат психологических наук Анна Макарчук Неприязнь к людям другой национальности нельзя назвать только современной проблемой, поскольку ксенофобия столь же «естественна», сколь и некорректна. Этим термином принято обозначать страх и неприязнь по отношению к любым «другим» людям, которые не похожи на нас, а их образ жизни, ценности и установки непонятны или просто неизвестны. Мигрантофобия обычно становится частным и самым широко известным случаем ксенофобии. Мигранты на роль «других» подходят больше остальных категорий, поскольку отличаются культурно, лингвистически, по социально-экономическим параметрам и зачастую внешне. Этот набор характеристик и делает мигрантов в невосприимчивой или непривычной к разнообразию картине мира чужими. Конкретные признаки отдельной личности уже не играют роли: нетолерантному сообществу все равно, откуда прибыл человек — из Восточной Европы, Южной Америки, Азии или провинциального города; он отличается, а значит, не воспринимается на равных. Культурные, экономические и социальные факторы ксенофобии и мигрантофобии оказывают столь сильное влияние на наши паттерны поведения, поскольку получают поддержку психики. В биологической природе человека заложена настороженность по отношению ко всему новому и неизвестному. Дружелюбность и толерантность к тем, кого мы относим к категории «свои», и такая же враждебность по отношению к чужакам — это один из аспектов более масштабного явления, называемого внутригрупповой предвзятостью. Люди совершенно по-разному воспринимают один и тот же набор действий в зависимости от того, совершается ли он членом «нашей» группы или «чужой». В исследовании 2013 года участники были случайным образом разделены на две команды и смотрели видеоролики, в которых представители их команды и команды-конкурента выполняли определенные действия. Задачей смотрящих было оценить ловкость и скорость движения рук. В среднем действия «своей» команды были оценены как более быстрые, хотя, конечно, скорость у команд была одинаковая. Ученые затем провели дополнительное исследование уже с помощью магнитно-резонансной томографии. Участники, которые указали на сильную разницу в скорости между двумя группами, демонстрировали увеличение активности в нижней теменной доле — области мозга, которая координирует восприятие и действие, — при наблюдении за происходящим, но не при последующем принятии решений. Это значит, что внутригрупповая предвзятость возникает на очень раннем этапе восприятия, еще до принятия сознательного решения о том, как действовать. Такое поведение объясняется тем, что десятки тысяч лет назад, когда наш мозг эволюционировал, не было предпосылок к тому, что люди создадут великую цивилизацию, в которой враждебность по отношению к непохожим может поставить под угрозу существование человечества. Поэтому твердость и неподатливость нашей психики можно назвать механизмами ригидности. Чаще всего они относятся к так называемым когнитивным искажениям, о которых говорил Даниэль Канеман в книге «Думай медленно, решай быстро». Первое из таких искажений — стереотип. Стереотип — это упрощенное устойчивое суждение о какой-либо группе, построенное по формуле: они все (название группы) — вот такие (характеристика). Стереотипы построены на склонности нашей психики экономить ресурсы за счет категоризации: нам не нужно помнить много разрозненной информации, если удастся разложить мир по кластерам и оперировать атрибутами не отдельных объектов, а кластеров. В основе стереотипов не всегда лежит личный опыт. Довольно часто мы имеем сформированный стереотип о группе людей, с которыми у нас не было совсем никакого личного опыта взаимодействия. Стереотипы сами по себе заменяют такой опыт, впитываясь из внешнего инфополя — суждений других людей, которым мы доверяем, из СМИ или культуры. Сами по себе стереотипы не несут ни отрицательной, ни положительной нагрузки, это просто свойство нашего информационного метаболизма. Второй уровень искажений — предрассудки. На основании морально безобидных стереотипов формируются предрассудки — и это уже негативно окрашенные суждения о человеке, которые даются на основании его принадлежности к какой-либо группе. Предрассудок — это заведомое осуждение, первый шаг на пути к дискриминации; он внушает предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой. Можно выделить: На основании предрассудка психика формирует установку — бессознательную готовность к определенным суждениям и действиям. При наличии определенных условий, как пример — стресса или опасности, такая установка проявится в формате дискриминирующих действий. Например, ученые сделали вывод, что пандемия Covid-19 привела к росту числа ксенофобских высказываний в социальных сетях. Практически у каждого человека есть негативный опыт взаимодействия хотя бы с одним представителем любой категории «других», поэтому он внутренне соглашается с какими-то предрассудками — этот феномен известен как «предвзятость подтверждения». Так называют когнитивное предубеждение, при котором люди склонны искать и интерпретировать информацию таким образом, чтобы подтвердить ранее существовавшие убеждения или гипотезы, игнорируя или обесценивая информацию, которая противоречит этим убеждениям. Подобный подход не позволяет рассматривать альтернативные точки зрения и объективные доказательства, а значит, существенно тормозит эффективность принятия решений. Однако в ксенофобии виноват не только мозг, которому объективно удобнее оперировать стереотипами, экономя жизненно важную энергию. До стадии установок базовую классификацию доводят именно культурные и социальные институты, с которыми, в отличие от нервной системы, мы способны взаимодействовать на равных. На почву когнитивных искажений ложится комплекс внешних социальных факторов, нестабильности, личных стрессовых и эмоциональных ситуаций. Социальные сети и СМИ Настороженное отношение к представителям «других», чаще всего к мигрантам, зачастую формируется СМИ специально, поскольку это становится способом увеличить охват материала за счет провокации и эмоций. Источники могут делать акцент на национальности в заголовках криминальной хроники. Если противоправный поступок совершает представитель титульной нации, то указание на его принадлежность будет встречаться реже. Если тот же поступок совершит человек с миграционным опытом, с большой долей вероятности будет сделан акцент на конкретной национальности или его статусе мигранта. Ситуации же, в которых мигрант находится в роли жертвы, а агрессором становится представитель титульной нации, затрагиваются редко. Результатом такого довольно банального упрощения повестки становится укрепление негативных стереотипов об одной нации, но отсутствие объективной информации о другой. Ситуация по своей механике схожа с психофобной лексикой: из лингвистического стереотипа появляются дискриминирующие суждения. Популизм и экономические факторы Одним из важных триггеров мигрантофобии является представление, что мигранты будут конкурировать с местными жителями за рабочие места и ресурсы, стимулируя безработицу и снижение уровня заработной платы. Действительно, иммиграция влияет на количество работников в экономике, увеличивая «предложение рабочей силы» в определенных профессиях и отраслях. Это означает, что людей, ищущих работу, становится больше в процентном соотношении. Однако иммиграция может также расширить спрос на рабочую силу и тем самым создать новые рабочие места. Во-первых, мигранты сами покупают товары и услуги, увеличивая спрос. Во-вторых, работодатели могут увеличить производство в тех секторах, где миграция позволяет им трудоустроить больше людей (например, в сельском хозяйстве, строительстве, сфере услуг) или использовать более трудоемкие методы производства. Места не «отнимаются», миграция лишь усиливает конкуренцию за существующие в определенных профессиональных секторах, одновременно создавая новые. В экономике нет фиксированного количества рабочих мест — это так называемое lump of labour fallacy, то есть заблуждение о количестве рабочей силы. Тем не менее, мигрантофобия по всему миру используется политиками как инструмент получения поддержки или способ отвлечь электорат от других проблем. Разжигая страх и негодование по отношению к мигрантам или любой другой слабой группе, которая не может оперативно себя защитить, они получают возможность сплотить общество вокруг борьбы с общим «врагом». Страх перед культурными изменениями Каждое общество и его отдельные части стремятся к сохранению самобытной культуры. В моменты социальной турбулентности и неопределенности чувство, что существует угроза сохранению традиций и ценностей, возрастает, как и пристальность внимания к ним. Естественное желание, подкрепленное психологическими установками, — уберечь себя и некоторые аспекты своей подконтрольной идентичности (кто я? кем являюсь?) от соприкосновения с инаковостью. Это происходит из-за опасения, что любое соприкосновение ведет к размыванию и изменению идентичности. Но на самом деле все ровно наоборот: мы осознаем, кто мы и какие мы, только тогда, когда соприкасаемся с «другими», когда появляется возможность сопоставления. Иными словами, межкультурный контакт укрепляет нашу идентичность, а не разрушает ее. Во времена дестабилизации историческая память часто выходит на первый план как способ защиты и укрепления неустойчивости. Исторические конфликты между нациями или этническими группами вновь обсуждаются, обостряются и могут способствовать возвращению предрассудков. Мигранту, которого часть социума воспринимает как белую ворону, приходится нелегко. Но и мы сами меняем иерархию своих идентичностей и репрезентацию в зависимости от окружающих условий. Утром мы члены собственной семьи — мамы, папы, жены, братья; днем — инженеры и журналисты, члены профессионального сообщества; вечером в беседе с друзьями — либертарианцы, любители абстракционизма или убежденные феминисты. Каждый раз, когда происходят перестановки в иерархии, есть риск столкнуться с ксенофобией. Например: Оказавшись на стороне «жертвы», есть совершенно определенное желание возразить и потребовать к себе уважения: К сожалению, иллюзия безопасности, которую дает установка «они — другие, а я — нормальный», не проходит бесследно. Используя ярлыки, стереотипы и когнитивные шаблоны, мы вынуждены заблокировать наше критическое и креативное мышление. Мы жертвуем собственной эффективностью и успешностью, чтобы заглушить внутренний конфликт. В итоге наша психика становится более ригидной, а значит — менее адаптивной в стремительно меняющемся мире, полном разнообразия. В большем масштабе ксенофобия и мигрантофобия ведет к экономическим и социальным проблемам, поскольку любая дискриминация меняет отношение к самому малому меньшинству — человеку. Сталкиваясь с серьезной социальной проблемой, естественно чувствовать неспособность изменить глобальные тенденции. Но отказ от действий под мнимой угрозой неуспеха может привести к выученной беспомощности. Для изменения стратегии необходимо определить область, на которую лично вы можете влиять ежедневно. Как минимум, это наши собственные мысли и действия, зона ответственности любого психически дееспособного человека. Как и в случае с манипуляциями, важно определить и назвать стрессовый фактор. Сталкиваясь с ситуацией, в которой вы оперируете стереотипом или предрассудком, задайте вопрос: «Я объективен, или это предрассудок? Не обобщаю ли я? Что сейчас влияет на мои решения?» Подобный подход не делает нас экспертами в истории ментальности или культурных традиций, но позволяет отделить конкретного человека от ярлыка. Второй уровень работы с потенциальной ксенофобией — изучение мира «другого» через личный контакт или через проверенные информационные источники. Например, Центр толерантности сделал специальный образовательный проект для студентов «Межкультурный воркаут», где можно потренироваться взаимодействовать с представителями других культур. Если вы стали свидетелем проявления мигрантофобии или дискриминации и не готовы с этим мириться, можно попробовать повлиять на мнение человека. Но важно помнить, что в основе дискриминирующих высказываний и действий — не логика, а эмоции, чувство страха или уязвимости человека. Это значит, что логические аргументы (экономические данные, статистика, мнение экспертов) будут менее эффективны, более того, есть риск увеличить дистанцию и усилить конфликт. Достигнуть взаимопонимания и создать безопасную для дискуссии среду можно при помощи рассказа о своих чувствах и используя личный пример. Именно личное, а не общее может стать началом для разговора, поскольку является противоядием и от конфликтов, и от ксенофобии. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора Источник: www.forbes.ru Комментарии: |
|