Мы формируем инструменты, а потом инструменты формируют нас |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-11-04 12:04 «"Мы формируем инструменты, а потом инструменты формируют нас". Эти слова Маршалла Маклюэна, сказанные задолго до появления нейросетей, сегодня звучат как пророчество», — говорит Ксения Тарасова: https://www.hse.ru/org/persons/211157809, директор Центра психометрики и измерений: https://ioe.hse.ru/monitoring/ в ВШЭ. Искусственный интеллект не просто помогает решать задачи — он становится новой формой взаимодействия с информацией, которая меняет то, как мы рассуждаем и принимаем решения. Вместо диалога «с собой» возникает диалог с машиной, и важно понимать, как это влияет на мышление. Мы провели исследование, чтобы понять, как студенты российских вузов работают с генеративным ИИ. Практически каждый уже пользовался генеративными чат-ботами вроде ChatGPT, но реальный уровень навыков остается ограниченным. В среднем студенты набирали всего три из восьми возможных баллов за выполнение перформанс-задания по созданию промпта — осмысленного запроса с четко заданной задачей, контекстом и ожидаемым результатом. Большинство формулировали поверхностные или слишком общие запросы, не уточняли критерии и не анализировали ответы. Проблема в том, что нейросеть сама не «понимает» смысла — она просто выбирает слова на основе вероятностей. Именно поэтому ученые называют ее «стохастическим попугаем» — не в шутливом, а в аналитическом смысле. ИИ не осознает содержание, он лишь воспроизводит вероятностные паттерны. Когда пользователь не формулирует точные вопросы и не проверяет ответы, то сам превращается в такого «попугая» — погружается в путаницу смыслов, а привычка думать и проверять себя постепенно пропадает. О чем-то похожем говорил Платон, который предупреждал, что письменность ослабит память и породит видимость знания — когда люди станут повторять слова без понимания их сути. Кажется, что появление нейросетей делает такую угрозу более реальной. Студенты, которые активно использовали ИИ для подготовки учебных работ, оказались слабее в навыках промптинга. Машина выдает ответ на любой запрос, даже небрежный и неточный. Поэтому не возникает необходимости учиться четко формулировать задачу, описывать контекст, объяснять, какой результат нужен. Когда навыки не тренируются, они атрофируются. А вот те, кто знаком с программированием, справились лучше. Код не терпит неясности, и умение с ним работать учит быть точным сначала в языке, а потом в мысли. Для части студентов ИИ становится не просто инструментом, а собеседником для обсуждения личных тем. Возникает феномен «социального одушевления», когда алгоритм начинают воспринимать как партнера, способного понимать и сопереживать. Это естественная реакция на диалоговую форму, но она требует осознанности. Студенту важно различать, где заканчивается инструмент и начинается иллюзия присутствия, где помощь в мышлении, а где его подмена. Витгенштейн считал, что границы языка означают границы мира. Сегодня эти границы во многом зависят от того, насколько осознанно мы умеем взаимодействовать с алгоритмами. Университетам стоит попробовать стать архитекторами этих отношений. Выстроить обучение так, чтобы студенты осваивали ИИ как инструмент, который помогает обретать ясность мысли, а не освобождает от нее. Источник: ioe.hse.ru Комментарии: |
|