Метод Фельденкрайза и принципы динамических систем

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-11-14 12:01

Теория хаоса

Автор: Донна Рей

Метод Фельденкрайза и принципы динамических систем (Марк Рис, доктор наук)

Эти заметки изначально были написаны для Эстер Телен, чтобы познакомить её с методом Фельденкрайза после того, как я с большим интересом прочитала её книгу «Динамический системный подход к развитию когнитивных функций и действий».

Моше Фельденкрайз был блестящим новатором в области обучения движению и, как создатель теории, намного опередил своё время, предвосхитив многие концепции современных наук о движении и нейропластичности. Его подход к обучению движению уникален тем, что в самой его основе заложены принципы динамических систем.

Традиционные методы физических упражнений и физкультуры обычно требуют строгого следования указаниям по положению тела для «правильной» формы или осанки, буквального выполнения инструкций по движению и подражания визуальным образцам. Эти методы согласуются с иерархическими теориями моторного контроля, которые утверждают, что «высшие нервные центры» или некий «внутренний командир» (гомункулус) могут отдавать телу приказы для освоения новых моделей осанки и движения.

Фельденкрайз считал, что такие подходы основаны на неверной теории управления и что на практике одного лишь сознательного самоконтроля недостаточно для подлинного, функционального обучения. Вместо этого, как он полагал, функциональное обучение возникает в процессе исследования различных вариантов движения, которые ограничиваются и одновременно облегчаются функциональными задачами и условиями окружающей среды.

Фельденкрайз часто сравнивал свои уроки движения (он терпеть не мог, когда их называли «упражнениями» из-за ассоциаций с механическим повторением) с научными экспериментами. Они снова и снова демонстрировали, как люди, обладая сходным строением и функциями тела, а также находясь в общей среде и решая общие задачи, приходили к похожим решениям моторных проблем. Общие решения имеют тенденцию появляться спонтанно, без инструкций или подражания, и несмотря на изначально очень разные модели осанки и движения. Он создал тысячи таких уроков, в том числе и для того, чтобы проверить свои гипотезы о природе моторного обучения.

В отличие от подхода, объясняющего движение исключительно с точки зрения анатомии и кинезиологии, он утверждал, что необходимо понимать «организацию» движения — то есть его органическую, целенаправленную и ситуативную природу. Другими словами, то, как человек организует действие в конкретной ситуации, чтобы достичь цели, учитывая при этом различные критерии, включая биомеханические и энергетические факторы.

Фельденкрайз хорошо понимал нелинейную природу изменений. Крошечные различия в любом аспекте задачи или среды могут запустить кардинальные, нелинейные изменения в действии. Его методы предлагали практический способ эмпирически обнаружить, какие именно управляющие параметры могут быть наиболее эффективны для обучения более оптимальным двигательным и постуральным моделям. Он считал, что чуткость к потребностям процесса обучения крайне важна, и что механическое повторение, форсированная растяжка или внешнее манипулирование не могут быть главными инструментами для изменения моделей действия.

В отличие от подхода к исправлению осанки через принятие статичной позы, заданной визуальным ориентиром вроде отвеса или сетки, Фельденкрайз подчёркивал, что осанка — это компонент действия, и учиться ей нужно в реальном времени, в процессе решения практических задач. Введённое им ещё в 1940-х годах понятие «актуры» (acture - action + posture, активность + постура) действенной, активной осанки — далеко от статичной позиции и очень напоминает современные модели теории хаоса. Осанку можно представить как аттрактор — то есть как зону устойчивых вариаций, включающую в себя множество положений тела, которые определяются требованиями задачи, равновесием, биомеханикой, опорной поверхностью и множеством других факторов.

Хаотичные, но при этом высокоорганизованные движения, присутствующие даже в «статичной» позе (так называемые «постуральные колебания»), демонстрируют невозможность принятия по-настоящему фиксированного вертикального положения, независимо от того, считается ли оно «хорошим» или «плохим».

Чтобы вызвать дестабилизацию, необходимую для перехода системы от одного устойчивого аттрактора к другому, Фельденкрайз разработал множество техник. Они включают постановку новых задач, изменение условий среды, необычные пространственные ориентации и перераспределение усилий.

Примеры схем Фельденкрайз уроков в комментариях 


Источник: vk.com

Комментарии: