Метод Фельденкрайза и принципы динамических систем |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-11-14 12:01 Автор: Донна Рей Метод Фельденкрайза и принципы динамических систем (Марк Рис, доктор наук) Эти заметки изначально были написаны для Эстер Телен, чтобы познакомить её с методом Фельденкрайза после того, как я с большим интересом прочитала её книгу «Динамический системный подход к развитию когнитивных функций и действий». Моше Фельденкрайз был блестящим новатором в области обучения движению и, как создатель теории, намного опередил своё время, предвосхитив многие концепции современных наук о движении и нейропластичности. Его подход к обучению движению уникален тем, что в самой его основе заложены принципы динамических систем. Традиционные методы физических упражнений и физкультуры обычно требуют строгого следования указаниям по положению тела для «правильной» формы или осанки, буквального выполнения инструкций по движению и подражания визуальным образцам. Эти методы согласуются с иерархическими теориями моторного контроля, которые утверждают, что «высшие нервные центры» или некий «внутренний командир» (гомункулус) могут отдавать телу приказы для освоения новых моделей осанки и движения. Фельденкрайз считал, что такие подходы основаны на неверной теории управления и что на практике одного лишь сознательного самоконтроля недостаточно для подлинного, функционального обучения. Вместо этого, как он полагал, функциональное обучение возникает в процессе исследования различных вариантов движения, которые ограничиваются и одновременно облегчаются функциональными задачами и условиями окружающей среды. Фельденкрайз часто сравнивал свои уроки движения (он терпеть не мог, когда их называли «упражнениями» из-за ассоциаций с механическим повторением) с научными экспериментами. Они снова и снова демонстрировали, как люди, обладая сходным строением и функциями тела, а также находясь в общей среде и решая общие задачи, приходили к похожим решениям моторных проблем. Общие решения имеют тенденцию появляться спонтанно, без инструкций или подражания, и несмотря на изначально очень разные модели осанки и движения. Он создал тысячи таких уроков, в том числе и для того, чтобы проверить свои гипотезы о природе моторного обучения. В отличие от подхода, объясняющего движение исключительно с точки зрения анатомии и кинезиологии, он утверждал, что необходимо понимать «организацию» движения — то есть его органическую, целенаправленную и ситуативную природу. Другими словами, то, как человек организует действие в конкретной ситуации, чтобы достичь цели, учитывая при этом различные критерии, включая биомеханические и энергетические факторы. Фельденкрайз хорошо понимал нелинейную природу изменений. Крошечные различия в любом аспекте задачи или среды могут запустить кардинальные, нелинейные изменения в действии. Его методы предлагали практический способ эмпирически обнаружить, какие именно управляющие параметры могут быть наиболее эффективны для обучения более оптимальным двигательным и постуральным моделям. Он считал, что чуткость к потребностям процесса обучения крайне важна, и что механическое повторение, форсированная растяжка или внешнее манипулирование не могут быть главными инструментами для изменения моделей действия. В отличие от подхода к исправлению осанки через принятие статичной позы, заданной визуальным ориентиром вроде отвеса или сетки, Фельденкрайз подчёркивал, что осанка — это компонент действия, и учиться ей нужно в реальном времени, в процессе решения практических задач. Введённое им ещё в 1940-х годах понятие «актуры» (acture - action + posture, активность + постура) действенной, активной осанки — далеко от статичной позиции и очень напоминает современные модели теории хаоса. Осанку можно представить как аттрактор — то есть как зону устойчивых вариаций, включающую в себя множество положений тела, которые определяются требованиями задачи, равновесием, биомеханикой, опорной поверхностью и множеством других факторов. Хаотичные, но при этом высокоорганизованные движения, присутствующие даже в «статичной» позе (так называемые «постуральные колебания»), демонстрируют невозможность принятия по-настоящему фиксированного вертикального положения, независимо от того, считается ли оно «хорошим» или «плохим». Чтобы вызвать дестабилизацию, необходимую для перехода системы от одного устойчивого аттрактора к другому, Фельденкрайз разработал множество техник. Они включают постановку новых задач, изменение условий среды, необычные пространственные ориентации и перераспределение усилий. Примеры схем Фельденкрайз уроков в комментариях Источник: vk.com Комментарии: |
|