Медиа и феномен открытого человека. Часть 3

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-11-21 14:59

Работа разума

Один медийный человек записал сообщение по поводу планов его компании имплантировать в мозг человека волокна, которые будут считывать его намерения. В его речи были примерно следующие тезисы: мышление человека безгранично, а человек «смотрит на мир сквозь узкую щель своего смартфона», это автору спича кажется абсурдным.

Информация, которая окружает человека – безгранична, и тот факт, что человек пользуется лишь тем, что он может прочитать, кажется автору абсурдным. По его мнению, смартфон является костылём для получения информации. А ещё он противно жужжит, когда приходит сообщение, отвлекая самого человека и его окружающих. Всё это автор находит абсурдным.

Человеку нужно что-то читать, познавать, изучать, а скорость познания маленькая. Это не высказано напрямую, но читается между срок. Такое положение дел кажется автору абсурдным. Но если посмотреть внимательно на эти тезисы – в них видна некая неправда, если не преднамеренная манипуляция.

Во-первых, мы не смотрим на мир «сквозь щель смартфона». Человека, который смотрит на мир сквозь щель смартфона, остается только пожалеть, потому что человеку даны различные способы познания мира. Если в человеке живо сердце, жива любовь, – многие явления, как сказано, например, в православном катехизисе, написанном епископом Александром (Семёновым-Тянь-Шаньским, человек познаёт не в русле логического дискурса, как, например, человек познает Церковь. Епископ Александр говорит, что идея Церкви не схватывается логическим дискурсом. Скорее, мы познаём суть Церкви подобно тому, как мы познаём кто нам друг, а кто враг.

Если человек развивается в любви, если он причастен к внутреннему миру, – он познаёт мир не только логикой и разумом. Многие явления этого мира становятся понятны ему на основании познания духовных законов. Он приобщается к Любви. Самое главное, что он приобщается к тому замыслу, который Господь вложил в этот мир. Конечно, если человек утрачивает всё это, – ему остается лишь узкая щель смартфона.

Но даже если сосредоточиться на идее «узкой щели», то эту идею можно рассмотреть в другом русле. Может быть, это и неплохо, что человек смотрит на мир сквозь щель смартфона. Мы знаем, что эта узкая щель, тем не менее, настолько широка, что многие уже сейчас плотно попадают в кольцо зависимости. Не во всех странах эта проблема осознана, но, например, в Китае уже существует масса законов, которые эту узкую щель пытаются сузить ещё. Потому что люди иногда оказываются не способными контролировать даже ту информацию, которая поступает сквозь эту узкую щель.Дело в том, что тот мир, который находится за пределами щели, – это не мир природы. Это не мир, который возникает стихийно или сам собой. Это мир, который проектируется людьми, которые имеют определённые цели и задачи.

Автор спича говорит, что он провозглашает конец эпохи корпораций, которые борются за наши секунды, потому что, как только нейроволокна начнут внедряться людям, – эти корпорации утратят свою власть. Но кто контролирует эти нейроволокна? Если щель будет сокрушена и человек будет вброшен в океан информации, – не будет ли тот, кто контролирует эти волокна, контролировать и маршруты человека в этом море информации?

Скорость познания, может быть, не слишком велика, но эта скорость соизмеряется с нашим возрастанием, как человека. Мы знаем, как первые люди вкусили плод познания. Одно из объяснений того, чем являлся тот плод, состоит в том, что они вкусили этот плод преждевременно. Мы знаем, что, например, супружеские отношения, если они происходят в контексте любви и совместного проживания радости и горя, не разрушают человека. Но если, например, подросток, который ещё не знает, что любовь соединяется с ответственностью, вступает в "супружеские отношения" с максимальным количеством других людей, думая, что сам факт эротизации его жизни сделает его счастливым, – с чем он сталкивается? Часто он приходит к тому, что стимуляция одной этой области его жизни идет параллельно с угнетением всех остальных. То есть супружеские отношения в созидательном варианте воспринимаются не изолированно, а в контексте развития прочих сторон человека.

Поэтому вместе с развитием в познании человек должен развиваться и в остальных своих направлениях: человечности, способности к критическому анализу информации, способности пользоваться ей. Иначе происходит нечто такое, что иногда встречается у аутичных детей, когда гипертрофировано развивается какая-то область интеллектуальной жизни. Ребёнок, например, выучивает огромное количество шахматных партий, но при этом он оказывается не способным сделать простой ход в игре с реальным противником. Нечто подобное происходит и при синдроме Аспергера – какие-то интеллектуальные сферы человеком осваиваются, но человек не развивается как человек эмоционально.

Что касается безграничности возможностей человека, то ещё академик Павлов описывал феномен торможения коры головного мозга. Он отмечал, что если нейроны перегружаются, – они выключаются. Академик Ухтомский также отмечал, что внешнюю реальность мы анализируем наскоро, так как мозг занят обработкой более важных задач, поэтому внешнюю жизнь мы схватываем наскоро, выделяем два-три признака, а остальную картину достраиваем, исходя из той информации, которую имеем.

Соответственно, если эти две идеи наложить на речь о нейроволокне, то что получается? Вот вы подходите к автобусной установке – и уже в своём сознании видите маршруты, расписание нужного вам автобуса, кто-то вам звонит – и в своем внутреннем мире вы видите аватарку вашего потенциального собеседника, и т.п. Возможно, переизбыток сигналов подобного рода приведёт к отключению вашей способности формулировать нечто важное в отношении вас самих. То есть, вы полностью переключаетесь на внешние сигналы. И весь ваш мысленный потенциал уходит на их обработку.

Тогда с человеком происходит та ситуация, которая происходила в концентрационном лагере. Как писал Бруно Беттельхейм, психиатр, прошедший концлагерь, в своей книге «Просвещённое сердце», если у человека атрофируется способность принимать самостоятельные решения, – то он переключается на внешний алгоритм и автоматически начинает следовать этому алгоритму безо всякой рефлексии. Способность принимать самостоятельные решения атрофируются у человека, когда он теряет рефлексию и эмпатию. А рефлексию легко потерять, когда внимание человека полностью переключено на какие-то внешние объекты.

Узкая щель, в каком-то смысле, и спасает человека. Пока смартфон лежит у тебя в кармане – ты имеешь способность сейчас заняться работой. Что касается назойливого жужжания смартфона, который отвлекает человека и всех окружающих, – эта проблема устраняется простым выключением оповещения. Смартфон спокойно лежит в кармане, дожидаясь того времени, когда ты возьмёшь его и посмотришь, не писал ли тебе кто-либо что-либо, если ты владеешь им, а не он тобой.

Автор спича также отмечал, что люди уходят внутрь смартфона вместо того, чтобы поднять глаза друг на друга, что вживление нейроволокон обещает эру человечности, потому что мы будем смотреть не на смартфон, а друг на друга. Интересно, как мы будем смотреть друг на друга, если в момент, когда человек потенциально готов посмотреть на кого-то, у него перед внутренним взором проносятся расписания автобусов, появляются какие-то аватарки, появляется какая-то информация, пусть не нужная, но система решила, что она должна появиться? Так или иначе, она отвлекает. И человек привыкает жить в этом состоянии постоянной отвлечённости от чего-то важного.

Один нейробиолог писал, что кинематограф эксплуатирует ориентировочный рефлекс человека. Ориентировочный рефлекс нам помогает обратить внимание на хруст ветки, когда мы идём по лесу, потому что, возможно, за этим хрустом ветки скрывается опасность. Поэтому частое изменение фокуса внимания, череда картинок, смена шумовых эффектов, постоянно держит наш рефлекс включенным. Соответственно, происходит то, что один из профессоров назвал демократией шума. Вы везде видите шум, поэтому вы не можете додумать какую-то серьёзную мысль до конца. Если вы привыкнете жить в таком состоянии – становится реальным то, что описывал Бруно Беттельхейм. Вы полностью перестраиваетесь на какой-то внешний алгоритм, отвыкая принимать самостоятельные решения.

Если вы способны интересоваться чем-либо самим по себе – вы тренируете свою познавательную способность, и эта ваша познавательная способность окажет вам хорошую услугу, когда вы будете думать о чём-то важном. Если же вы этого не прошли – вы не сможете додумывать важные мысли до конца и не сможете получить объёмную картину мира. Вы будете вынуждены пользоваться той интерпретацией, которую вам дают внешние источники информации.

Представим себе человека, который обучен думать и у него сформировано критическое мышление. Если сделать его, например, генеральным директором транснациональной корпорации, то есть погрузить его в море информации, – он, как опытный пловец, который знает все тонкости мореходного дела, сумеет найти ориентацию и выжить. Но если ребёнка, у которого слабо развиты навыки критического мышления, с детства держать под воздействием сигналов внешнего управления, – то у него какие-то важные навыки, которые нас делают людьми, просто не будут сформированы. Вместо свободы такой человек столкнётся с рабством.

Возможно, речь о нейроволокнах вместо смартфона имеет и другое измерение. Возможно, здесь читается то, что было заметно в русском космизме. Русские социалисты, утратившие веру, но отчасти сохранившие какое-то воспоминание о ней в генетической памяти, пытались осмыслить феномен веры в каком-то научном дискурсе. Можно вспомнить академика Вернадского и его учение о ноосфере – то есть, некий умственный труд человека, который, соединяясь, становится тем, что люди якобы называют Богом. Здесь происходит отрицание Бога как личности. Соответственно, за мечтой о погружении человека в океан информации, возможно, стоит нечто большее, чем попытка облегчить человеку жить. Кстати, возможно, эта попытка обернётся усложнением проблем, потому что человек может утратить самого себя.

Мы знаем, что сейчас уже появляется такая форма религиозности, которая искусственный интеллект делает богом. Океан информации, который, как предполагается, всё видит и всё знает, который обо всём может высказаться, вбирает в себя человека, это – цель. Это соединение, как декларируется, должно расширить человека. Но человек не может проверить те глобальные выводы, которыми он будет напитываться, тем более, если эти выводы будут поданы убедительно.

Мы видим, что феномен узкой щели, который так назван автором спича, уже настолько могущественно действует на человека, что сейчас появляется огромное количество людей, которые не способны делать самостоятельные выводы, которые полностью перенастраиваются на ту информацию, которую получают из узкой щели. Что же произойдет с людьми, если их из узкой щели переключат на океан информации, из которого будут поступать непроверяемые выводы? Они даже не смогут поставить вопрос – можно ли доверять этим выводам? Картина будущего, которая рисуется автором спича, более напоминает принцип гипнотического воздействия. Принцип гипноза — сломать критическую способность человека, базирующуюся на его разуме. И, когда разум будет сломан, минуя разумную деятельность человека, внедрить в него информацию, которую он будет воспринимать как свою собственную, потому что она, минуя критические барьеры, будет им считываться, как полученная из его внутреннего мира. Примерно о том же и говорится пропагандистом нейроволокон.

Он говорил о безграничности человеческого мышления, но человеческие нервные волокна имеют определённую проходимость сигнала. Если эта норма будет увеличена – то определённая группа нейронов будет блокироваться. Соответственно, человек не сможет сформироваться как личность. Он рискует потерять возможность сформировать своё личное отношение к различным вопросам бытия. Свои личные отношения с другими, с Богом. Чтобы строить общение с Богом – нужно расти, развиваться, преодолевая свои недостатки. Сама эта деятельность требует определённой сосредоточенности, периодов тишины, когда человек способен поставить вопрос о том, куда он идёт. Возможно, этого человек и будет лишён, если то, о чем говорит автор спича, станет реальностью.

В качестве одного из доказательств того, что предлагается лучшая из всех возможных моделей, спикер предлагает тезис, что нейроволокна будут считывать намерение и приводить его в исполнение. Есть область науки, которая изучает ситуацию, при которой человек лишается возможности противостоять своим намерениям. Это аддиктология, наука о страстях, об аддикциях. Для многих людей как раз свои желания и становятся проблемой. Эти желания могут становиться разрушительными.

Бывает, человек тянется к телефону, но ему мешают погрузиться в тот мир, в который телефон его уводит, некоторые вещи. То, что он ходит на работу, или, например, слова родителей о том, что он превращается в зомби.

Известно, что семьи, где дети вырастают в ситуации, когда они никак не ограничивают свои желания, сталкиваются с катастрофой. Если человек движется в этом направлении более-менее длительное время — у него вырабатывается навык неспособности сопротивляться своим желаниям. Такой человек начинает метаться по жизни, он становится бременем для самого себя и начинает напоминать персонажей романов Достоевского.

Также можно указать ещё на феномен, который очень напоминает перспективы, указанные спикером, только эти перспективы относятся к умолчанной им отрицательной стороне. Мы знаем, что одно из тяжелых состояний человека возникает тогда, когда в его сознании формируется тысяча сигналов, и он не может найти себя между ними.

Этот феномен можно описать по-разному: шизофрения, синдром гиперактивного внимания. Идут споры — есть ли синдром гиперактивного внимания или просто мальчишки бегают и носятся, выражая мальчишескую свою суть? В работе одного профессора то, что называется синдром гиперактивного внимания, является следствием отсутствия жизненного уклада, ритма. У человека отсутствует последовательное чередование понятий — его мышление не выстроено, не упорядочено. Его мышление хаотизировано, разбросано, и он не может найти себя в этих плавающих фрагментах (тут очень вольно изложена суть этой докторской диссертации). В связи с этим, где гарантия того, что человек, на которого вываливается масса моментной информации, не столкнётся с чем-то похожим?

Есть книга Данилина, «LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости». Автор считает, что сознание школьника, на которого вываливаются научные данные, не связанные в какую-то структуру, напоминает сознание человека, принявшего ЛСД. То есть на его сознание наплывает масса образов, в которых он не может найти ориентации. Также ребёнок при условии, когда школьная система образования потеряла системность, сталкивается с массой факторов, разорванных друг от друга, которые он не может собрать в объединённую картину.

Этот же психиатр приводил очень интересный образ, описывающий шизофрению. Образ ребенка, который плачет над мозаикой, потому что не может собрать ее воедино, не может собрать, потому что не может вспомнить целого изображения, которое было до того, как мозаика распалась.

Протоиерей Валериан Кречетов ( н/п схиархимандрит Михаил) отмечает, что образование состоит из трёх элементов.

Вначале — нравственность. То есть, у человека формируется некий внутренний стержень. Как писал академик Ухтомский, это те доминанты, которые помогают человеку отсеивать, фильтровать информацию, выбирать нужную.

Второй элемент — это формирование картины мира.

И только потом уже идут те данные, которые человек усваивает.

Сначала должен сформироваться скелет, на котором могут наращиваться мышцы. Если этого стержня нет, а просто наращиваются мышцы — то такой человек никогда не встанет. Он будет напоминать какую-то шевелящуюся во все стороны массу, какую-то груду. И об этих рисках в спиче ничего не говорится.


Источник: vk.com

Комментарии: