Матео Ван, Чарли Возер: США превращаются в «страну NVIDIA»

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Бурное развитие искусственного интеллекта (ИИ) особенно заметно на низкой околоземной орбите. Спутниковые снимки показывают, что зеленые поля в Нью-Карлайле, штат Индиана, за менее чем год превратились в трудно игнорируемый индустриальный парк. Там уже построены семь прямоугольных центров обработки данных, и еще 23 находятся в стадии строительства.

В каждом здании бесчисленное количество шкафов с чипами, размером с холодильник, гудят, выполняя вычисления в масштабе, невообразимом для человека. Эти объекты принадлежат Amazon и сдаются в аренду AI-гиганту Anthropic для обучения их моделей. По оценкам, строительство этого еще незавершенного парка потребует более 500 мегаватт электроэнергии — это больше, чем потребление энергии сотен тысяч американских домохозяйств. Когда все объекты в Нью-Карлайле будут завершены, их потребление энергии превысит в два раза потребление двух Атлант.

Вложения энергии и денег в искусственный интеллект впечатляют. Ожидается, что к концу этого года мировые расходы на эту технологию достигнут 375 миллиардов долларов, а к 2026 году — 500 миллиардов. С момента появления ChatGPT 75% роста индекса S&P 500 пришлись на акции, связанные с ИИ; в определенной степени их стоимость поддерживает каждую котирующуюся компанию. В качестве ключевого производителя чипов в эпоху ИИ, Nvidia вчера стала первой компанией в истории с рыночной капитализацией выше 5 триллионов долларов.

Если взглянуть на эту трансформацию с другой стороны: умножьте капитализацию Ford на 94 — и это все равно не дотягивает до масштабов Nvidia. Но 20 лет назад стоимость Ford была в три раза больше, чем у Nvidia. Как Саудовская Аравия является «страной нефти», так и США быстро становятся «страной ИИ» — или, точнее, «страной Nvidia». Этот показатель продолжает расти, принося краткосрочную пользу рынку. Но каждая впечатляющая финансовая отчетность делает Nvidia крайне важной и потенциально опасной опорной частью мировой экономики.

Сейчас США, похоже, находятся в состоянии «добровольного захвата». Вклад расходов на искусственный интеллект в рост ВВП страны уже превысил общий вклад всех потребительских расходов; по другим расчетам, 92% роста ВВП в первой половине 2025 года приходится на расходы на ИИ. С момента выпуска ChatGPT в конце 2022 года доля технологического сектора в индексе S&P 500 выросла с 22% почти до трети. Вчера Meta, Microsoft и Alphabet сообщили о сильном росте квартальной прибыли, а Reuters сообщает, что OpenAI планирует первичное размещение акций (IPO) уже в следующем году, оцениваемое в 1 триллион долларов — это будет одно из крупнейших IPO в истории. (Представитель OpenAI сказал Reuters: «IPO не является нашим приоритетом, поэтому установить дату невозможно»; OpenAI сотрудничает с журналом The Atlantic.)

Многие верят, что этот рост будет продолжаться. «Нам понадобится столько электриков, операторов тяжелой техники, сталеваров и специалистов по HVAC, сколько вмещает стадион», — недавно писали аналитики индустрии ИИ Девакш Патель и Ромео Дин. Масштабное строительство дата-центров может уже сейчас трансформировать энергетическую систему США. OpenAI объявила о намерении построить не менее 30 ГВт дата-центров — это больше, чем требуется всей Новой Англии в самые жаркие дни, — и ее генеральный директор Сэм Олтман заявил, что в конечном итоге он надеется строить инфраструктуру для ИИ на 1 ГВт каждую неделю. Другие крупные технологические компании имеют аналогичные амбиции.

Если слушать людей из ИИ-сообщества, создается впечатление, что надвигается волна инфраструктурного бума. Однако некоторые аспекты экономики оказываются странными. Несмотря на резкий рост технологических акций с 2022 года, доля этих компаний в чистой прибыли S&P 500 практически не изменилась. Резкое повышение фондового рынка сопровождается сокращением рабочих мест, 22 штата находятся в состоянии или на грани рецессии, и несмотря на то, что дата-центры поддерживают строительный сектор, американская промышленность находится в нисходящем тренде.

Очевидно, что ИИ одновременно подавляет и скрывает другие признаки шаткой экономики США. Это вызывает тревогу. Но что еще хуже: а что если обещания ИИ для американского бизнеса окажутся лишь иллюзией? Что тогда будет?

Огромный разрыв между расходами на дата-центры и остальными секторами экономики превратил перешептывания о «пузыри» в громогласный хор. Все больше финансовых и отраслевых аналитиков отмечают, что исторические инвестиции в ИИ сильно дисбалансированы относительно относительно скромных доходов от этой технологии. Например, по данным The Information, OpenAI в прошлом году, возможно, заработала 4 миллиарда долларов, но при этом понесла убытки в размере 5 миллиардов (что делает IPO с оценкой в 1 триллион долларов еще более абсурдным). С июля по сентябрь инвестиции Microsoft в OpenAI привели к потерям более 3 миллиардов долларов. В то же время Meta сообщила, что инвестиции в ИИ привели к резкому росту затрат, что испугало инвесторов, и акции упали на 9%.

Все меняется стремительно. Эффективность чат-ботов и ИИ-чипов почти ежедневно растет, но коммерческие кейсы для внедрения генеративных инструментов ИИ по-прежнему хрупкие. Недавний отчет McKinsey показал, что около 80% компаний, использующих ИИ, обнаружили, что это не оказывает существенного воздействия на их финансовые результаты. При этом никто не может точно сказать, сколько дата-центров потребуется Кремниевой долине в ближайшие годы. Некоторые исследователи считают, что существующих мощностей и электроэнергии может хватить на потребности ИИ в ближайшие годы.

Экономический кошмарный сценарий таков: беспрецедентные расходы на ИИ не принесут прибыли в краткосрочной перспективе (или никогда), а именно дата-центры являются сердцем этого страха. Подобные обрушения исторически происходили с каналами, железными дорогами и оптоволоконными кабелями во времена пузырей — все это вызывало ажиотаж, инвестиции и спекуляции и в конце концов приводило к краху рынка. Конечно, в конечном итоге эти инфраструктуры изменяли мир; генеративный ИИ, независимо от наличия пузыря, может сделать то же самое.

Вот почему компании OpenAI, Google, Microsoft, Amazon и Meta готовы как можно быстрее сжигать как можно больше денег ради самой крошечной конкурентной выгоды. Даже если пузырь лопнет, будут победители — каждая из компаний хочет стать первой, кто создаст сверхинтеллект. В настоящее время многие технологические гиганты могут полагаться на доходы от других бизнесов: чистая прибыль Alphabet и Microsoft за прошлый финансовый год превысила 100 миллиардов долларов, а у Meta и Amazon — свыше 50 миллиардов. Но в недалеком будущем расходы на дата-центры, вероятно, превысят эти огромные денежные потоки, что снизит ликвидность гигантов и вызовет беспокойство инвесторов. Поэтому, по мере того как гонка вооружений в области ИИ обостряется, они начинают искать внешнее финансирование — то есть привлекать долги.

Динамика пузыря здесь становится сложной. Технологические компании не хотят официально брать на себя долги — то есть напрямую занимать деньги у инвесторов — потому что долги плохо выглядят в финансовой отчетности и могут снижать доходность для акционеров. Инвестор и финансовый консультант Пол Кадроски рассказал нам, что, чтобы обойти это, некоторые компании сотрудничают с крупными частными фондами и используют сложные «финансовые трюки». Эти частные фонды финансируют или привлекают средства для строительства дата-центров, а технологические компании выплачивают аренду. Например, арендные соглашения дата-центров Meta могут быть переработаны в финансовые инструменты — по сути, в облигации — для продажи. Недавно Meta сделала это с компанией Blue Owl Capital, которая с помощью выпуска облигаций, обеспеченных арендой Meta, привлекла средства для одного из крупных дата-центров Meta в Луизиане. Несколько арендных соглашений дата-центров могут быть объединены в ценные бумаги и разделены на «слои» по степени риска. Только к 2028 году дата-центры обеспечат частным компаниям рынок объемом 800 миллиардов долларов. (Meta заявляет, что их соглашение с Blue Owl — это «инновационное партнерство, направленное на поддержку скорости и гибкости, необходимых для проектов дата-центров Meta».)

Таким образом, финансирование дата-центров скорее похоже на сделку с недвижимостью, чем на сделку с ИИ. Если это звучит сложно, то оно и должно быть таким: эта сложность, структура инвестиций и перепаковка делают трудноразличимой для внешнего мира реальную ситуацию. Если это кажется знакомым, то потому что менее чем 20 лет назад «Великая рецессия» была вызвана тем, что банки паковали высокорисковые ипотечные кредиты в различные уровни ценных бумаг и выдавали их за качественные активы. К 2008 году этот «дом из карт» рухнул.

Строительство дата-центров отличается от ипотечного кризиса, но риски инвестиций остаются огромными. Дата-центры быстро теряют в стоимости, они не такие долговечные, как каналы, железные дороги или оптоволоконные кабели. Когда Nvidia и её конкуренты выпускают новое поколение передового оборудования, большая часть чипов в этих зданиях устаревает уже через несколько лет. Между тем, отдача от масштабирования чат-ботов снижается. Улучшения каждой новой модели становятся всё меньше, и идея, что можно добиться сверхинтеллекта просто тратя деньги в Силиконовой долине, становится всё менее жизнеспособной.

Люди, следящие за этим, начинают тревожиться. По шкале от 1 до 10 уровень беспокойства по поводу пузыря в сфере ИИ примерно такой: как в мемах с Кристианом Бэйлом из фильма «Большой короткий», который с недоверием уставился на экран. Если компании в сфере ИИ не выполнят обещания и технологические акции пойдут вниз, хедж-фонды с высоким кредитным плечом, инвестировавшие в эти компании, могут быть вынуждены к «паническим распродажам» (fire sales). Это создаст порочный круг, распространив финансовый ущерб на пенсионные фонды, взаимные фонды, страховые компании и обычных инвесторов. По мере оттока капитала пострадают и акции непрофильных компаний: это плохие новости для тех, кто думал, что инвестиции в недвижимость обеспечат спокойное будущее. Если ущерб окажется достаточным, чтобы разорить частные инвестиционные компании, вкладывающие в дата-центры (которые управляют триллионами долларов и образуют глобальную систему теневого банкинга), это может вызвать ещё один крупный крах.

В настоящее время капитал по-прежнему вливается в индустрию ИИ. Но эти инвестиции во многом носят «циклический» характер. Например: OpenAI согласилась заплатить Oracle 300 миллиардов долларов за доступ к новой вычислительной мощности, Oracle заплатила несколько десятков миллиардов долларов Nvidia за чипы для установки в центрах обработки данных OpenAI, а Nvidia в свою очередь согласилась инвестировать до 100 миллиардов долларов в OpenAI при развёртывании их чипов. Кто-то пытался изобразить эти циклические инвестиции в виде диаграммы, но в итоге получился целый ряд византийских схем; один разработчик программного обеспечения на X назвал это «сверхсущностью технического капитала конца света». Общий консенсус таков: это законно, но не может продолжаться вечно.

Возможно, всё получится. Три года назад доход генеративного ИИ почти был равен нулю; сегодня он приносит сотни миллиардов долларов ежегодно, и такой рост в конечном итоге может перекрыть все расходы. Сотни миллионов людей используют инструменты генеративного ИИ, и трудно представить, что это исчезнет за одну ночь. Возможно, OpenAI или Anthropic действительно смогут создать сверхинтеллект, и, как говорит обозреватель Bloomberg Мэтт Левин, они смогут «создать Бога, а затем требовать с него деньги».

Центрам обработки данных требуется время на одобрение и строительство; электростанциям и линиям электропередач – ещё больше. Трудовые ресурсы ограничены, цепочки поставок могут давать сбои, инвестиции подвержены колебаниям — это значит, что даже если Сэм Альтман и его конкуренты захотят строить центры обработки данных в потрясающих масштабах, ограничения по строительству и энергетике могут предотвратить чрезмерный размах этого бума.

В любом случае, к концу 2025 года дата-центры уже стали своеобразным культурным символом. Их огромные масштабы являются физическим воплощением экономического господства компаний Кремниевой долины и их безграничных амбиций. Экономическая тревога, которую они вызывают, связана как с воспоминаниями о 2008 году, так и с собственной «темной историей» технологической индустрии, особенно с крахом криптовалют в 2022 году, который также был вызван схемой циклических платежей. (FTX, криптовалютная биржа, и Alameda Research, хедж-фонд, обе основаны SBF, были замечены в взаимных финансовых операциях: Alameda покупала токены FTX, а FTX занимала деньги у клиентов для передачи их Alameda.) Поэтому, в определенном смысле, внешние эффекты бума дата-центров, будь то экологические или экономические, тесно связаны с одним страхом: не только пугает их возможный крах, но и страшно, что произойдет, если им удастся преуспеть.

Бум и спад — как две стороны одной медали: представьте, что крупные инвестиции ИИ-компаний увенчались успехом, это, скорее всего, означает, что они создали сверхмощную революционную технологию, которая уничтожит бесчисленное количество рабочих мест до того, как человечество успеет реагировать (или, возможно, никогда не сможет реагировать), и вызовет беспрецедентные потрясения в мировой экономике. А если они потерпят неудачу, это приведет к небывалому финансовому кризису.

За последние 20 лет главный урок Кремниевой долины таков: Meta, Amazon и Google — а также такие новички, как OpenAI — изменили мир и стали невероятно богатыми, при этом они совершенно безразличны к последствиям или вовсе не интересуются ими. Они преследуют рост и масштаб любой ценой и в общем-то преуспели. Строительство дата-центров — вершина этой погони: масштаб ради самого масштаба. Во всех возможных сценариях, похоже, нам, остальным, остаётся лишь реальный и болезненный хаос.


Источник: vk.com

Комментарии: