Лидеры науки обсудили будущее ИИ и образования на VII Международной научно-практической конференции «Гуманизация технологий: этика научной коммуникации в эпоху искусственного интеллекта» в МФТИ |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-11-21 10:54 В Московском физико-техническом институте состоялась VII Международная научно-практическая конференция «Гуманизация технологий: этика научной коммуникации в эпоху искусственного интеллекта». Ключевой темой форума стало влияния технологий искусственного интеллекта на трансформацию высшего образования. Конференция традиционно объединяет ведущих в своих областях академиков РАН и РАО, докторов философии, психологии, социологии, а также лингвистов и преподавателей иностранных языков, которые интегрируют прикладные ИИ-проекты в методики высшего образования. В ней также приняли участие ученые-лингвисты из России, США (Колледж непрерывного образования Сан-Диего, Нью-Йоркский университет Шанхай, университет Колорадо в Боулдере), Германии и Омана (университет Султана Кабуса). Сегодня особенное время – на стыке эпох, когда цифровая революция, ведомая стремительным развитием ИИ, фундаментально меняет ландшафт высшего образования. Этот процесс - не просто внедрение новых технологий в аудитории, а сложная, системная трансформация всей образовательной экосистемы. Как в живом организме, изменение одного элемента – будь то появление ИИ-ассистентов или алгоритмов анализа данных – неизбежно и глубоко затрагивает все остальные: педагогику, методики преподавания, управление вузом и правовое поле. Именно поэтому наш диалог междисциплинарен. Только объединив технологические, педагогические, психологические, этические и правовые перспективы, мы можем понять полную картину происходящего» отметила руководитель департамента иностранных языков МФТИ и директор центра прикладных лингвистических исследований и тестирования «ИСТОК» Елена Базанова. Дискуссии конференции затронули следующие темы: анализ потенциала ИИ для модернизации образовательных процессов, критическая оценка методологических, психологических и этических вызовов в связи с внедрением ИИ, проблемы создания единых стандартов подготовки и оценивания специалистов междисциплинарного профиля, поиска научно-обоснованных решений для устойчивой экосистемы высшего образования, способной гибко реагировать на стремительное развитие ИИ и эволюцию требований к знаниям, компетенциям и управленческим стратегиям. Ярким выступлением стал доклад директора Института когнитивных исследований СПбГУ, академик РАО, д.б.н., профессор, заслуженного деятеля науки и заслуженный работник высшей школы РФ Татьяны Черниговской. В нем она поставила перед участниками конференции острые вопросы о самой сути человеческого разума и сознания, и его фундаментального отличия от алгоритмического “мышления” интеллектуальных машин. Максим Кронгауз д.фил.наук, лингвист, руководитель исследовательской группы Центра междисциплинарных исследований МФТИ в своем сообщениипродемонстрировал, как лингвистика и большие языковые модели могут обогатить процесс обучения, а также рассмотрел, как ИИ помогает в создании методических материалов для обучения русскому языку как иностранному, с особым фокусом на такой сложной теме, как языковая игра и каламбур. О вызовах в современных тенденциях развития технологий ИИ и робототехники рассказал Виктор Казанцев, д.ф.-м.н., заведующий лабораторией нейробиоморфных технологий МФТИ. По его мнению, в ближайшем будущем основным вектором станет взаимоотношениям между «миром людей» и «миром машин», включая развитие человеко-машинных интерфейсов и когнитивных нейротехнологий. Казанцев обозначил технологические пределы и этические рубежи, которые станут основными факторами риска. Алексей Семенов, д.ф-м.н., академик РАН и РАО, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов МГУ в своем выступлении предложил взглянуть на эру ИИ через призму математики - науки об обучении, рассказал об этике и экономике диалога в этом новом контексте, а также указал на фундаментальные основы диалога в новую эпоху. Второй день конференции был посвящен обмену лучшими практиками применения искусственного интеллекта в образовательном процессе с представителями американских и европейских университетов. В частности, на мастер-классе по поиску лучших подсказок, ориентированных на человека, была представлена слегка переработанная версия оригинального метода SPARK - основы для быстрого проектирования ИИ. Она выдвигает на первый план метапознание в процессе написания текстов, риторическую осведомленность и этическую ответственность. Участники смогли выйти за рамки простых подсказок и быстрых исправлений, чтобы изучить искусственный интеллект как партнера, а не как замену мышления и письменной речи. На втором мастер-классе участники получили возможность глубоко осмыслить, каким образом принципы дизайна интерфейсов воздействуют на образовательный процесс и коммуникацию с учениками. Они освоили методику самостоятельного создания чат-ботов с использованием общедоступных инструментов. Особое внимание уделялось ограничениям игровых образовательных методов и возрастающей значимости агентов искусственного интеллекта в высших учебных заведениях. Цель курса заключалась в подготовке преподавателей к разработке компетентных, этичных и гуманизированных чат-ботов, учитывающих фундаментальные основы языкового образования и наставничества преподавателя. Важным зарубежным гостем конференции стал профессор Герхард Фишер — известный ученый, внесший значительный вклад в сферу взаимодействия человека и компьютера, информатики и дизайна. Являясь членом Академии взаимодействия компьютера и человека (CHI; 2007), Ассоциации вычислительной техники (ACM; 2009) и лауреатом премии RIGO от ACM-SIGDOC (2012), он активно исследует новые подходы к обучению, сотрудничеству и развитию человека в цифровую эпоху. В своем докладе исследователь рассмотрел этот вопрос через призму четырех ключевых направлений: обучение на протяжении всей жизни, требующей адаптации системы образования к постоянным изменениям, трансформации труда и взаимодействия; активизацию человеческой активности в создании социальных и технических условий, способствующих профессиональному росту и самореализации; развитие технологий BB, позволяющих человеку сохранить контроль над технологиями и избежать зависимости от них; активное вовлечение каждого члена общества в совместные усилия по решению глобальных проблем, основываясь на коллективном творчестве и разуме. Таким образом, представление профессора Фишера рисует картину будущего, где ИИ становится средством улучшения качества жизни и демократии в образовании, оказывая содействие развитию человеческого потенциала, а не технологическим возможностям. Кроме того, на конференции всем желающим было предложено самостоятельно протестировать интеллектуальную систему оценки общеязыковых компетенций (ИСТОК). Эта система основана на современных нейросетевых технологиях и предназначена для эффективного тестирования на уровень владения английским языком для общих и специальных целей. Уверена, что наша конференция стала тем самым пространством для продуктивного диалога, рождения новых идей и укрепления сотрудничества»отметила, подводя итоги мероприятия, руководитель департамента иностранных языков МФТИ и директор центра прикладных лингвистических исследований и тестирования «ИСТОК» Елена Базанова. Источник: mipt.ru Комментарии: |
|