Лидеры науки обсудили будущее ИИ и образования на VII Международной научно-практической конференции «Гуманизация технологий: этика научной коммуникации в эпоху искусственного интеллекта» в МФТИ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-11-21 10:54

наука

В Московском физико-техническом институте состоялась VII Международная научно-практическая конференция «Гуманизация технологий: этика научной коммуникации в эпоху искусственного интеллекта». Ключевой темой форума стало влияния технологий искусственного интеллекта на трансформацию высшего образования.

Конференция традиционно объединяет ведущих в своих областях академиков РАН и РАО, докторов философии, психологии, социологии, а также лингвистов и преподавателей иностранных языков, которые интегрируют прикладные ИИ-проекты в методики высшего образования. В ней также приняли участие ученые-лингвисты  из России,  США (Колледж непрерывного образования Сан-Диего, Нью-Йоркский университет Шанхай, университет Колорадо в Боулдере), Германии и Омана (университет Султана Кабуса).

Сегодня особенное время – на стыке эпох, когда цифровая революция, ведомая стремительным развитием ИИ, фундаментально меняет ландшафт высшего образования. Этот процесс - не просто внедрение новых технологий в аудитории, а сложная, системная трансформация всей образовательной экосистемы. Как в живом организме, изменение одного элемента – будь то появление ИИ-ассистентов или алгоритмов анализа данных – неизбежно и глубоко затрагивает все остальные: педагогику, методики преподавания, управление вузом и правовое поле. Именно поэтому наш диалог междисциплинарен. Только объединив технологические, педагогические, психологические, этические и правовые перспективы, мы можем понять полную картину происходящего»

отметила руководитель департамента иностранных языков МФТИ и директор центра прикладных лингвистических исследований и тестирования «ИСТОК» Елена Базанова. 

Дискуссии конференции затронули следующие темы: анализ потенциала ИИ для модернизации образовательных процессов, критическая оценка методологических, психологических и этических вызовов в связи с внедрением ИИ, проблемы создания единых стандартов подготовки и оценивания специалистов междисциплинарного профиля, поиска научно-обоснованных решений для устойчивой экосистемы высшего образования, способной гибко реагировать на стремительное развитие ИИ и эволюцию требований к знаниям, компетенциям и управленческим стратегиям.

Ярким выступлением стал доклад директора Института когнитивных исследований СПбГУ, академик РАО, д.б.н., профессор, заслуженного деятеля науки и заслуженный работник высшей школы РФ Татьяны Черниговской. В нем она поставила перед участниками конференции острые вопросы о самой сути человеческого разума и сознания, и его фундаментального отличия от алгоритмического “мышления”  интеллектуальных машин. 

Максим Кронгауз д.фил.наук, лингвист, руководитель исследовательской группы Центра междисциплинарных исследований МФТИ в своем сообщениипродемонстрировал, как лингвистика и большие языковые модели могут обогатить процесс обучения, а также рассмотрел, как ИИ помогает в создании методических материалов для обучения русскому языку как иностранному, с особым фокусом на такой сложной теме, как языковая игра и каламбур.

О вызовах в  современных тенденциях развития технологий ИИ и робототехники рассказал Виктор Казанцев, д.ф.-м.н., заведующий лабораторией нейробиоморфных технологий МФТИ. По его мнению, в ближайшем будущем основным вектором станет взаимоотношениям между «миром людей» и «миром машин», включая развитие человеко-машинных интерфейсов и когнитивных нейротехнологий. Казанцев обозначил технологические пределы и этические рубежи, которые станут основными факторами риска. 

Алексей Семенов, д.ф-м.н., академик РАН и РАО, заведующий кафедрой математической логики и теории алгоритмов МГУ в своем выступлении предложил взглянуть на эру ИИ через призму математики - науки об обучении, рассказал об этике и экономике диалога в этом новом контексте, а также указал на фундаментальные основы диалога в новую эпоху.

Второй день конференции был посвящен обмену лучшими практиками применения искусственного интеллекта в образовательном процессе с представителями американских и европейских университетов. В частности, на мастер-классе по поиску лучших подсказок, ориентированных на человека, была представлена слегка переработанная версия оригинального метода SPARK - основы для быстрого проектирования ИИ.  Она выдвигает на первый план метапознание в процессе написания текстов, риторическую осведомленность и этическую ответственность. Участники смогли выйти за рамки простых подсказок и быстрых исправлений, чтобы изучить искусственный интеллект как партнера, а не как замену мышления и письменной речи. 

На втором мастер-классе участники получили возможность глубоко осмыслить, каким образом принципы дизайна интерфейсов воздействуют на образовательный процесс и коммуникацию с учениками. Они освоили методику самостоятельного создания чат-ботов с использованием общедоступных инструментов. Особое внимание уделялось ограничениям игровых образовательных методов и возрастающей значимости агентов искусственного интеллекта в высших учебных заведениях. Цель курса заключалась в подготовке преподавателей к разработке компетентных, этичных и гуманизированных чат-ботов, учитывающих фундаментальные основы языкового образования и наставничества преподавателя.

Важным зарубежным гостем конференции стал профессор Герхард Фишер — известный ученый, внесший значительный вклад в сферу взаимодействия человека и компьютера, информатики и дизайна. Являясь членом Академии взаимодействия компьютера и человека (CHI; 2007), Ассоциации вычислительной техники (ACM; 2009) и лауреатом премии RIGO от ACM-SIGDOC (2012), он активно исследует новые подходы к обучению, сотрудничеству и развитию человека в цифровую эпоху.

 В своем докладе исследователь рассмотрел этот вопрос через призму четырех ключевых направлений: обучение на протяжении всей жизни, требующей адаптации системы образования к постоянным изменениям, трансформации труда и взаимодействия; активизацию человеческой активности в создании социальных и технических условий, способствующих профессиональному росту и самореализации; развитие технологий BB, позволяющих человеку сохранить контроль над технологиями и избежать зависимости от них; активное вовлечение каждого члена общества в совместные усилия по решению глобальных проблем, основываясь на коллективном творчестве и разуме.

Таким образом, представление профессора Фишера рисует картину будущего, где ИИ становится средством улучшения качества жизни и демократии в образовании, оказывая содействие развитию человеческого потенциала, а не технологическим возможностям.

Кроме того, на конференции всем желающим было предложено самостоятельно протестировать интеллектуальную систему оценки общеязыковых компетенций (ИСТОК). Эта система основана на современных нейросетевых технологиях и предназначена для эффективного тестирования на уровень владения английским языком для общих и специальных целей. 

Уверена, что наша конференция стала тем самым пространством для продуктивного диалога, рождения новых идей и укрепления сотрудничества»
отметила, подводя итоги мероприятия, руководитель департамента иностранных языков МФТИ и директор центра прикладных лингвистических исследований и тестирования «ИСТОК» Елена Базанова.


Источник: mipt.ru

Комментарии: