Классическая музыка давно признана эффективным инструментом развития детей и взрослых

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-11-09 12:03

Психология

Классическая музыка давно признана эффективным инструментом развития детей и взрослых. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояние человека, знали ещё в Древней Греции. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Однако врачуют не только естественные, но и искусственно созданные, упорядоченные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.

В конце прошлого века известный физиолог, педагог И. Р. Тарханов своими научными исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм:

• замедляют пульс;

• увеличивают силу сердечных сокращений;

• способствуют расширению сосудов;

• нормализуют артериальное давление;

• стимулируют пищеварение;

• повышают аппетит.

Раздражающая человека музыка даёт прямо противоположный эффект. Многочисленные исследования медиков установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой:

повышают тонус коры головного мозга;

улучшают обмен веществ;

стимулируют дыхание, кровообращение;

усиливают концентрацию внимания;

тонизируют центральную нервную систему.

Ученые пришли к выводу, что музыка действует избирательно: в зависимости от характера инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет, преимущественно, на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему, а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Прослушивание музыкальных произведений оказывает позитивное влияние на профилактику и лечение нервно-психических заболеваний. Музыка снимает меланхолию (психическое состояние, характеризующееся пониженным фоном настроения, признаками депрессии). Говоря о многозначности музыки, наблюдения психотерапевтов свидетельствует, что на некоторых людей музыка влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять и активизировать, облегчать печаль и радовать. Музыка может будоражить, создавать напряжение и даже провоцировать агрессивность. Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Современные ритмы, которые часто обрушиваются на ребёнка, подавляют его нервную систему, увеличивают содержание адреналина в крови, что может спровоцировать стрессовое состояние.

Слушание музыки Баха, Моцарта, Бетховена оказывает на детей удивительное антистрессовое воздействие. Врачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей. А в последние годы к классической схеме лечения людей, страдающих разнообразными заболеваниями, добавили в схему лечения слушание произведений Бетховена и Моцарта, так как хорошее настроение, положительный эмоциональный фон помогают избавиться даже от язвы желудка. В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, ребёнка в школе, детском саду.

В нашей стране в последнее время лечебные возможности слышимого звука стали также активно использоваться медиками, педагогами, психологами. Исследования показали, что наибольшим возбуждающим действием обладает музыка Вагнера, оперетты Оффенбаха, «Болеро» Равеля, «Весна священная» Стравинского с их нарастающим ритмом. Эти произведения оказывают наибольший эффект в работе с вялыми, паретичными детьми. Нужно помнить о том, что восприятие музыки индивидуально и требует сил и знаний для грамотного подбора мелодий. Физиологами было отмечено, что лёгкая и спокойная музыка бельгийского композитора и музыканта Франсиса Гойи успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. «Каприз № 24» Николо Паганини повышает тонус организма, улучшает настроение, концентрацию внимания.

Уравновешиванию нервной системы ребёнка способствует прослушивание фонограммы леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» П. И. Чайковского, «Лунная соната» Бетховена. Научными исследованиями установлено, что бесшумная обстановка отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной работе с детьми с особыми образовательными потребностями.

Нетрадиционные методы лечебной педагогики действительно помогают людям. Если Вы или Ваш ребёнок подавлен, тревожен и необходимо преодолеть это состояния, не ищите сразу мажорную музыку. Вначале, как советуют психологи и физиологи, надо послушать что-нибудь мелодичное, задумчивое, а только затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно этот музыкальный поток захватит и унесет Ваши проблемы. Многими исследователями подчёркивается необходимость дифференцированного подхода к выбору музыкальных произведений для расслабления, отдыха или, наоборот, для повышения тонуса и работоспособности. Серьезные исследования по данному вопросу были проведены русским психиатром, неврологом, физиологом, психологом В. М. Бехтеревым. Учёный с мировым именем полагал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки, и доступно детям, которым еще нет и года. Само собой разумеется, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту ребёнка, умерить слишком возбуждённые темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.

Использование музыкотерапии для детей с особенностями в развитии создаёт положительный эмоциональный фон реабилитации (снимает фактор тревожности), стимулирует двигательные функции, развивает сенсорные процессы (ощущения, восприятия, представления), растормаживает речевые функции ребёнка. Наиболее важными для детей с нарушениями речи являются тренировка наблюдательности, развитие чувства ритма, мыслительных способностей и фантазии, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты (кратковременная, но интенсивная эмоциональная реакция взрывного характера), развитие общей тонкой и артикуляционной моторики.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушения координации, расторможенности), коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. Громкость звучания должна быть дозирована. Звук не должен быть громким и в то же время чрезмерно тихим. Музыкотерапия включает: прослушивание музыкального произведения, пение песен, ритмические движения под музыку, сочетание музыки и изодеятельности. Как показывает опыт, музыкотерапевтическое направление работы способствует:

• улучшению общего эмоционального состояния детей;

• улучшению исполнения качества движений (развивается выразительность, ритмичность, координация, плавность);

• коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений;

• стимулированию речевой функции;

• нормализации просодической стороны речи (темп, тембр, ритм, выразительность интонации).

Прослушивание классических произведений стимулирует нейронные связи в головном мозге, улучшает концентрацию, эмоциональное состояние и когнитивные (мыслительные) функции детей с нарушениями интеллекта. Научные исследования показывают, что прослушивание музыки активизирует работу мозга, улучшая нейропластичность — способность мозга перестраивать связи между нейронами (основными структурными единицами нервной ткани, которые формируют нервную систему организма). У детей с нарушениями интеллекта нейропластичность снижена, однако классическая музыка может помочь активировать те участки мозга, которые отвечают за внимание, память и восприятие. Музыка Баха, Моцарта и Бетховена, ритмичная и гармоничная, обладает оптимальной частотой звуковых волн для стимуляции мозга.

Во время прослушивания классической музыки у ребёнка с нарушениями интеллекта происходит более активная работа нейронов в областях мозга, связанных с эмоциями и концентрацией. Нейроны начинают работать слаженнее и возникают новые нейронные связи, что улучшает мыслительные функции. Музыка, особенно произведения Моцарта, оказывает положительное воздействие на речевые и слуховые процессы, улучшает эмоциональное состояние детей с нарушениями интеллекта. Выдержка из исследования: «Музыка Моцарта, будучи многослойной и гармоничной, создает уникальные акустические условия, которые усиливают работу слуховой системы и тем самым положительно влияют на когнитивные (познавательные) функции». Прослушивание произведений Моцарта привело к значительному улучшению пространственного восприятия и памяти.

Практический пример: ученые провели мини-эксперимент с детьми с нарушениями интеллекта и подтвердили, что регулярное прослушивание классических произведений улучшает их способность к выполнению пространственных задач, таких как составление пазлов и конструирование форм.

Стэнли Гринспен, известный детский психиатр и психотерапевт, в своей практике использовал музыку в терапевтических целях. В книге «Дети с особыми потребностями» он описывает, как регулярное прослушивание музыкальных произведений Баха и Моцарта улучшает у детей с аутизмом и нарушениями интеллекта способность концентрироваться и эмоционально вовлекаться. Ученый также отмечал положительное влияние музыки на развитие нейронных связей, что особенно важно для детей с интеллектуальными нарушениями.

Практический случай: в ходе одного из сеансов терапии Гринспен применил музыку Баха для мальчика с выраженной умственной отсталостью. По его словам, после нескольких месяцев таких сессий ребенок стал проявлять больше интереса к обучению, а также начал узнавать и различать мелодии, что указывало на улучшение восприятия и когнитивного (познавательного) интереса.

В 2015 году ученые из Университета Джонса Хопкинса провели исследование, в котором изучали, как музыка влияет на развитие мозга у детей с задержкой в развитии. Они обнаружили, что прослушивание музыки с медленным темпом, такой как произведения Чайковского и Бетховена, способствует улучшению активности в областях мозга, отвечающих за самоконтроль, внимательность и эмпатию (сопереживание). При этом исследователи отметили, что наибольший эффект наблюдается при регулярном прослушивании музыки в рамках обучения.

Выдержка из исследования: «регулярное прослушивание музыки Чайковского улучшает сенсорно-моторные навыки и снижает уровень тревожности у детей с интеллектуальными нарушениями, тем самым способствуя их социальной адаптации и готовности к обучению».

Практические примеры и подходы к использованию классической музыки.

1. Методика «Музыкальных пауз»: В школах для детей с ограниченными возможностями здоровья вводятся короткие музыкальные паузы, где дети слушают отрывки из классических произведений, такие как «Симфония №40» Моцарта или «Бранденбургские концерты» Баха. Такие паузы служат не только для успокоения и отдыха, но и для того, чтобы стимулировать мозг, повышая концентрацию и улучшая настроение детей.

2. Музыкальная терапия для развития речи и слуха: в ряде развивающих центров используются произведения П. И. Чайковского для развития речи и слуха у детей с нарушениями интеллекта. Музыка в сочетании с речевыми упражнениями улучшает слуховое восприятие и навыки речи, помогая детям легче адаптироваться к учебной среде и коммуникации.

3. Музыкальная терапия для развития речи и слуха: музыка может значительно улучшить речевые и слуховые навыки у детей с нарушениями интеллекта. Например, специалисты используют произведения Чайковского, Вивальди и Моцарта как фоновое сопровождение для речевых упражнений. Это создает спокойную и расслабляющую атмосферу, которая помогает детям более охотно участвовать в занятиях. Важный аспект этой методики — ритмичность и мелодичность классической музыки, которые облегчают запоминание звуков и слов. В этом процессе классическая музыка действует как «проводник» между обучением и эмоциями ребенка, помогая ему сосредоточиться и улучшить способность воспринимать речь.

Пример из практики: в одном из логопедических центров специалисты наблюдали улучшение речевых навыков у детей с нарушениями интеллекта после трёх месяцев занятий с использованием произведения Вивальди «Времена года». Во время сеансов детям предлагали повторять короткие слова и фразы под спокойную, структурированную музыку. Дети лучше реагировали на задания, а их словарный запас заметно расширился, что подтвердило эффективность такого подхода.

4. «Музыкальное сопровождение» для социальной адаптации: для детей с нарушениями интеллекта особую сложность представляет социализация, и музыка здесь может играть важную терапевтическую роль. Использование классических произведений на групповых занятиях помогает детям лучше чувствовать себя в группе, снижает уровень тревожности и страх перед общением. Дети учатся взаимодействовать и чувствовать ритм и темп вместе, что помогает выстраивать базовые социальные связи.

Музыка, создавая ощущение предсказуемости и комфорта, укрепляет чувство доверия, что важно для детей, склонных к замкнутости. Например, спокойные произведения Бетховена и Гайдна часто используются в фоновом режиме во время игр и занятий, где детям предлагается работать в парах или небольших группах. Это помогает снизить напряжение и подготавливает детей к более активному взаимодействию в будущем.

В исследованиях шведского ученого Шарлотты Гарольд изучалось влияние классической музыки на уровень тревожности и способность к социальному взаимодействию у детей с ограниченными возможностями здоровья. Результаты показали, что прослушивание произведений Бетховена и Шопена повышает у детей уверенность в себе, а также помогает им легче адаптироваться в коллективе. Для детей с нарушениями интеллекта особенно полезны музыкальные произведения с мягкими ритмами и повторяющимися мелодиями. К ним относятся:

• В. А. Моцарт — «Симфония № 40», «Маленькая ночная серенада». Музыка Моцарта активизирует работу головного мозга, улучшая пространственное и математическое мышление.

• И. С. Бах — «Бранденбургские концерты», «Гольдберг-вариации». Музыка Баха обладает структурой, которая помогает детям с нарушениями интеллекта воспринимать порядок и логику.

• Л. Бетховен — «Ода к радости» из Симфонии № 9. Этот мотивирующий и эмоционально насыщенный фрагмент улучшает настроение.

• П. И. Чайковский — «Времена года». Эта музыка развивает ассоциативное мышление и образное восприятие.

Для достижения наилучшего результата рекомендуется слушать классическую музыку ежедневно, хотя бы по 10–15 минут. Оптимальным вариантом будет прослушивание музыки в сопровождении мягкого света. Музыка может быть частью образовательного процесса, помогая детям лучше усваивать материал в школе и дома.

Классическая музыка помогает детям с особенностями в развитии достичь баланса между эмоциональным состоянием и познавательными процессами, делая их более восприимчивыми к обучению и окружающему миру. Развитие нейропластичности (способности мозга изменять свою структуру и функции в ответ на новый опыт, обучение и даже повреждения) под влиянием музыки является уникальным и естественным инструментом поддержки детей с особенностями в развитии. Влияние классической музыки на детей с нарушениями интеллекта доказано исследованиями и практическими результатами. Классическая музыка не только способствует познавательному и эмоциональному развитию, но и дает возможность создать важные нейронные связи, которые делают процесс обучения и социализации более успешным.


Источник: vk.com

Комментарии: