Философ Стивен Асма в своих работах высказывает трезвый, если не сказать скептический, взгляд на возможность формирования глубокой дружбы в цифровой среде |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-11-12 11:43 Философ Стивен Асма в своих работах высказывает трезвый, если не сказать скептический, взгляд на возможность формирования глубокой дружбы в цифровой среде. Его позиция стоит на трёх китах. Во-первых, ставки в онлайн-взаимодействиях слишком низки — лайк или сообщение не идут ни в какое сравнение с реальной жертвой ради друга. Во-вторых, цифровое пространство бестелесно: мы лишены возможности чувствовать запах друг друга, распознавать микроскопические изменения в выражении лица или обмениваться утешительным прикосновением. Наконец, в-третьих, настоящая связь, по его мнению, имеет глубокую биологическую основу, подкреплённую выбросом окситоцина и эндорфинов при физическом контакте, в то время как соцсети эксплуатируют лишь поверхностные дофаминовые отклики. Однако нейронаука и психология предлагают более оптимистичный взгляд (или пессимистичный). Наш мозг — не статичный рецептор, а гибкая система, обладающая огромной способностью к адаптации. Цифровое взаимодействие стало для него новой средой обитания. Эмодзи и стикеры, которые кажутся суррогатом эмоций, при постоянном использовании с конкретным человеком могут вызывать условно-рефлекторный отклик, аналогичный реакции на реальную улыбку. Нейропластичность позволяет мозгу «дорисовывать» недостающие сенсорные данные, превращая визуальный образ в эмоционально насыщенное переживание. Утверждение о низких ставках также теряет силу, если рассматривать время как главный ресурс. Время — это единственная валюта, которую мы не можем вернуть. Целенаправленно тратя часы на поддержку друга в чате, совместный игровой рейд или глубокий разговор по голосовой связи, мы совершаем акт настоящей жертвенности. А в игровых мирах эта жертва становится ещё и материальной: отдать другому редкий предмет, поделиться бонусами или «отдать жизнь» в бою — это прямые аналоги жертвенности в реальном мире, только в виртуальном пространстве. Что же до биохимии, то окситоцин, «гормон доверия», выделяется не только от прикосновений. Его выброс связан с чувством безопасности, взаимопомощи и достижением общих целей. Совместное преодоление виртуальных препятствий или доверительная беседа могут запускать те же нейрохимические процессы, что и объятие в реальном мире. Глубокая онлайн-дружба — это не просто дофаминовая гонка за лайками, а сложный симбиоз взаимного внимания и общих усилий, который мозг учится распознавать и вознаграждать по полной программе. Так где же проходит настоящая граница дружбы — в биологической необходимости физического присутствия или в способности нашего сознания наполнять смыслом и эмоциями любую форму общения, создавая новую реальность связей? Остаётся ли тело конечным условием близости, или технологии уже открыли путь для рождения принципиально иного типа привязанности, столь же прочной и биологически ощутимой Источник: vk.com Комментарии: |
|