Философ Стивен Асма в своих работах высказывает трезвый, если не сказать скептический, взгляд на возможность формирования глубокой дружбы в цифровой среде

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-11-12 11:43

Психология

Философ Стивен Асма в своих работах высказывает трезвый, если не сказать скептический, взгляд на возможность формирования глубокой дружбы в цифровой среде. Его позиция стоит на трёх китах. Во-первых, ставки в онлайн-взаимодействиях слишком низки — лайк или сообщение не идут ни в какое сравнение с реальной жертвой ради друга. Во-вторых, цифровое пространство бестелесно: мы лишены возможности чувствовать запах друг друга, распознавать микроскопические изменения в выражении лица или обмениваться утешительным прикосновением. Наконец, в-третьих, настоящая связь, по его мнению, имеет глубокую биологическую основу, подкреплённую выбросом окситоцина и эндорфинов при физическом контакте, в то время как соцсети эксплуатируют лишь поверхностные дофаминовые отклики.

Однако нейронаука и психология предлагают более оптимистичный взгляд (или пессимистичный). Наш мозг — не статичный рецептор, а гибкая система, обладающая огромной способностью к адаптации. Цифровое взаимодействие стало для него новой средой обитания. Эмодзи и стикеры, которые кажутся суррогатом эмоций, при постоянном использовании с конкретным человеком могут вызывать условно-рефлекторный отклик, аналогичный реакции на реальную улыбку. Нейропластичность позволяет мозгу «дорисовывать» недостающие сенсорные данные, превращая визуальный образ в эмоционально насыщенное переживание.

Утверждение о низких ставках также теряет силу, если рассматривать время как главный ресурс. Время — это единственная валюта, которую мы не можем вернуть. Целенаправленно тратя часы на поддержку друга в чате, совместный игровой рейд или глубокий разговор по голосовой связи, мы совершаем акт настоящей жертвенности. А в игровых мирах эта жертва становится ещё и материальной: отдать другому редкий предмет, поделиться бонусами или «отдать жизнь» в бою — это прямые аналоги жертвенности в реальном мире, только в виртуальном пространстве.

Что же до биохимии, то окситоцин, «гормон доверия», выделяется не только от прикосновений. Его выброс связан с чувством безопасности, взаимопомощи и достижением общих целей. Совместное преодоление виртуальных препятствий или доверительная беседа могут запускать те же нейрохимические процессы, что и объятие в реальном мире. Глубокая онлайн-дружба — это не просто дофаминовая гонка за лайками, а сложный симбиоз взаимного внимания и общих усилий, который мозг учится распознавать и вознаграждать по полной программе.

Так где же проходит настоящая граница дружбы — в биологической необходимости физического присутствия или в способности нашего сознания наполнять смыслом и эмоциями любую форму общения, создавая новую реальность связей? Остаётся ли тело конечным условием близости, или технологии уже открыли путь для рождения принципиально иного типа привязанности, столь же прочной и биологически ощутимой


Источник: vk.com

Комментарии: