Эпоха ИИ: ручная колоризация исторических фотографий – всё?

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Не без гордости мы вспоминаем, что ручная колоризация (также известная как «ретуширование» и «оживление») исторических фотографий «Олимпик»-класса зародилась именно в ИИСТ: в далёком 2008 году, 17 лет назад, на стене этой группы появилась первая попытка придать цвет Парадной лестнице первого класса «Олимпика» – это фото и сегодня хранится в наших архивах. Тогда оно у многих вызвало настоящее восхищение, ведь о возможности увидеть легендарные лайнеры в цвете никто тогда ещё не думал.

Первая проба – и вскоре это превратилось в настоящее творческое движение, которое сначала возглавили участники ИИСТ, среди которых Антон Логвиненко, Роман Потапов, Александр Пятых и другие, а затем мода перебралась и на Запад, подарив нам работы Стива Уокера, Сирила Кодуса, Даниэля ЛеБланка и многих других.

Процесс был действительно увлекательным: авторы-колоризаторы не просто занимались «раскраской чёрно-белых рисунков», а проводили настоящие научно-исторические исследования. Обнаружилось, что о «цветном “Титанике”» мы почти ничего не знаем: привыкнув изучать старые фото, мы просто не задавались вопросами, как на самом деле эти исполины прошлого представали перед современниками: какого цвета были их палубы, трубы, роскошные каюты? Чтобы дать ответы на эти вопросы, сотни исследователей впервые погрузились в исторические архивы, изучая квитанции о покраске корпуса, записи о материалах отделки интерьеров и даже спецификации о, вроде бы, знакомом всем цвете труб «Титаника» и «Олимпика» (любопытный спойлер – точный цвет труб нам до сих пор неизвестен).

Центральное место занимал, конечно, сам процесс придания цвета отдельным элементам фото: энтузиасты просиживали часами перед экранами компьютеров и планшетов, вырисовывая кисточкой малейшие черты лиц одного из сотен рабочих верфи «Харланд энд Вольфф» или же прокрашивая уже сто пятидесятую заклёпку на корпусе. Всё это – в перерывах между горячими многочасовыми спорами участников группы о том, какой же цвет правильный и почему собеседник всё-таки не прав.

Но всё это окупалось в прекрасных работах, действительно оживлявших историю. Ретуширование исторических фотографий не просто стало для нас возможностью увидеть знаменитые лайнеры в цвете – оно способствовало рождению отдельного исследовательского направления, которое активно развивается и по сей день. В конечном итоге колоризация как явление прочно заняла своё место в «Титанистике». Отдельные художники до сих пор регулярно представляют на суд публике новые впечатляющие реконструкции исторических снимков, на которые они всё так же тратят многие часы и дни.

Прошли годы. Настали 2020-е – эпоха, которая, вероятно, войдёт в историю как время бурного развития настоящего искусственного интеллекта. Незаметно для нас самих ИИ прочно начал входить в наши жизни: не проходит и дня, когда каждый так или иначе сталкивается с проявлением его деятельности в той или иной форме. Очевидно, тенденция будет лишь усиливаться – хотим мы того или нет. Прогресс, что поделать.

Неудивительно – или, очень даже ожидаемо, – добрался ИИ и до колоризации цветных фотографий. Правда, первые попытки несколько лет назад (или даже ещё год назад) вызывали скорее лишь снисходительную улыбку: этот инструмент красил невпопад, выбирал неверные цвета и порой превращал фотографию в настоящую цветную «кашу». Ручная колоризация всё ещё оставалась недосягаема.

Но сегодня, в ноябре 2025 года, я могу сказать следующее: мы проспали тот момент, когда ИИ превзошёл человека в искусстве колоризации. Сейчас нажатием буквально одной кнопки ИИ за 20 секунд делает то, на что раньше у человека уходили часы кропотливого труда, – и делает это на впечатляющем уровне, порой даже превосходящем возможности самого опытного художника.

Данный факт был обнаружен недавно, совершенно случайно, при праздном любопытстве – с мыслью: «Интересно, как новые инструменты сегодня справятся с оживлением фото?» То, что мы увидели, буквально шокировало – и масштаб этой революции мы пока что ещё не осознали.

Не будем голословными – прикладываем примеры работ по реконструкции и колоризации ИИ под названием Gemini. Обратите внимание, что цвет нанесён не «широкими мазками», вылезая за границы объектов, как бывало раньше: каждый цвет находится на своём месте. Более того, окрашены буквально все детали, вплоть до малейших, которые ранее даже опытные колоризаторы могли обходить стороной. Заслуживает внимания и цветовая гамма колоризаций в целом – каждое фото стремится к настоящей фотореалистичности.

И всё это – за 20 секунд обработки фотографии. В данный момент ИИ выдает результат в HD-качестве, однако недолог день, когда выгрузки будут осуществляться в 4К с проработкой каждого пикселя. И ведь это ещё далеко не самые продвинутые модели ИИ – вскоре появятся намного более мощные и совершенные.

Что же с этим делать? Очевидно, принять это как факт: ИИ действительно догнал и превзошёл нас в умении «оживлять историю». С другой стороны, теперь нет надобности часами корпеть над старыми фотографиями, потратив это время на дальнейшие исследования «Титаника».

Но должен ли ручной труд окончательно уйти в небытие?


Источник: vk.com

Комментарии: