Друзья мои, сегодня мы разберём когнитивное искажение, которое называется “Долженствование”

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-11-27 14:49

Психология

«Долженствование» — это одно из распространённых когнитивных искажений, ошибка мышления, при которой человек убеждён, что мир, люди и он сам должны соответствовать определённым правилам, ожиданиям и нормам.

Все долженствования по своей сути иррациональны, потому что мир не подчиняется требованиям человека и из-за этого у последнего вызывает негативные эмоции.

В долженствовании много про идеальный мир, который мы рисуем каждый в своей голове и потом, выпадая из него, разбиваемся о суровую реальность. Да, в нём всё радужно и счастливо, там царит мир, гармония, справедливость, там мы чувствуем себя в безопасности и там нам не бывает плохо. Но дело в том, что идеальный мир на то и идеальный, и, как известно, идеал недостижим. Он только в нашей голове. А в реальности всё не так.

Реальность такова, что в ней мы постоянно сталкиваемся с самыми разными событиями, радостными и не очень, с ней мы испытываем весь спектр чувств и эмоций, не ограничиваясь только плохим или хорошим, в ней мы взаимодействуем с другими людьми, непохожими на нас и на тех, кого мы придумали в нашей голове. И таким образом, ожидание и реальность не совпадают. Это и вызывает наши переживания и тяготит.

КАК ВЫГЛЯДЯТ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ:

Долженствование проявляется через использование таких слов, как «должен», «обязан», «необходимо», «следует», без учёта реальных обстоятельств и возможностей.

Само-долженствование (жёсткие требования к себе)

— «Я должен всегда быть продуктивным»,

— «Я не имею права ошибаться»,

— «Я всегда должна нравиться людям»,

— «Я должен добиться успеха»,

— «Я не должен страдать»,

— «Я мужчина и должен уметь зарабатывать».

— “Я должен всё знать”

— “Я не должна сомневаться”

Другие-долженствование (требования к поведению других людей)

— «Люди должны уважать мои границы»,

— «Коллеги обязаны поддерживать мои идеи».

— «Они должны помогать своим родственникам»

Мир-долженствование (ожидания от мира и обстоятельств)

— «Жизнь должна быть справедливой»,

— «Хорошие поступки должны вознаграждаться»,

— «За плохие поступки всегда следует расплата»

По данным исследований 2025 года, около 78% людей с высоким уровнем перфекционизма демонстрируют выраженные паттерны долженствования.

Наиболее распространено само-долженствование (63%),

за ним следуют другие-долженствование (54%)

и мир-долженствование (41%).

Долженствование фундаментально отличается от здоровых стремлений и предпочтений. Если здоровая мотивация исходит из желания улучшить свою жизнь и характеризуется гибкостью, то долженствование создает ригидные правила, нарушение которых вызывает чувство вины, стыда или гнева.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ:

Формирование паттернов долженствования происходит постепенно на протяжении жизни человека и обусловлено комплексом психологических, социальных и даже нейробиологических факторов. Понимание механизмов этого процесса критически важно для эффективного преодоления данного когнитивного искажения.

Истоки обычно уходят в раннее детство. Критический период формирования когнитивных схем приходится на возраст 3-7 лет. В этот период особенно важно влияние родительских установок и моделирования поведения.

Раннее воспитание:

Родители, использующие воспитательные подходы с частыми указаниями "ты должен" и "ты обязан", формируют у ребенка интернализированные правила долженствования. Исследования показывают, что дети, воспитанные в атмосфере условного принятия, на 67% более склонны к развитию паттернов долженствования.

Система образования:

Школьная среда, ориентированная на достижения и соответствие стандартам, укрепляет "должен-мышление". Академический перфекционизм коррелирует с усилением долженствования в 72% случаев.

Социокультурные нормы:

Общество задает стандарты успеха, красоты, статуса, формируя представления о том, каким "должен быть" успешный, привлекательный или правильный человек.

Медиа и социальные сети:

Современная информационная среда представляет искаженную картину реальности, демонстрируя образы "идеальной" жизни, что усиливает тенденцию к долженствованию.

На нейрофизиологическом уровне долженствование связано с повышенной активацией миндалевидного тела и передней поясной коры — структур мозга, отвечающих за эмоциональные реакции и мониторинг ошибок. Исследование функциональной МРТ (2024) выявило, что при активации паттернов долженствования наблюдается снижение активности в префронтальной коре, что ограничивает способность к гибкому мышлению.

ВЛИЯНИЕ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ НА ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

Долженствование оказывает мощное и часто разрушительное воздействие на эмоциональное состояние человека.

Долженствование создает постоянное внутреннее напряжение, поскольку человек живет в состоянии перманентной оценки: соответствует ли его поведение, мысли и чувства установленным "должным" стандартам. Это приводит к целому спектру негативных эмоциональных последствий:

Тревога и страх:

Возникают при предвосхищении возможного несоответствия "должным" стандартам. Исследования показывают, что уровень тревожности у людей с выраженными паттернами долженствования в среднем на 43% выше, чем у общей популяции.

Вина и стыд:

Становятся хроническими спутниками при неспособности соответствовать собственным или внешним стандартам. Чем более ригидны "правила", тем интенсивнее эти эмоции.

Гнев и раздражение:

Типичны при "другие-долженствовании", когда окружающие не соответствуют ожиданиям. Это часто приводит к конфликтам и проблемам в межличностных отношениях.

Разочарование и горечь:

Характерны для "мир-долженствования", когда реальность не соответствует представлениям о том, "как должно быть".

Снижение мотивации:

Парадоксально, но избыточное долженствование часто ведет к прокрастинации и апатии из-за страха неудачи и перфекционистского паралича.

СТРАТЕГИИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПАТТЕРНОВ ДОЛЖЕНСТВОВАНИЯ

Преодоление долженствования требует систематического подхода и последовательной работы над трансформацией ригидных когнитивных схем. Современная психотерапевтическая практика предлагает ряд эффективных стратегий, подтвержденных исследованиями и клиническим опытом.

Работа с долженствованием включает несколько основных направлений, каждое из которых имеет свои специфические техники и методы:

Когнитивное переструктурирование:

Базовый метод работы с долженствованием, направленный на изменение ригидных мыслительных паттернов.

Поведенческие эксперименты:

Практическая проверка иррациональных убеждений о "должном" через реальные действия.

Развитие гибкости мышления:

Формирование способности адаптировать стандарты к ситуации и контексту.

Принятие и осознанность:

Интеграция принципов майндфулнесс и принятия для отстранения от жестких оценочных суждений.

Когнитивное переструктурирование включает следующие практические техники:

Идентификация "должен-утверждений":

Ведение дневника мыслей с особым вниманием к словам "должен", "обязан", "следует". Исследования показывают, что регулярная практика такой идентификации повышает осознанность на 64% уже через 2-3 недели.

Техника "перевода":

Замена жестких требований на предпочтения. Например, "я должен быть лучшим" трансформируется в "я хотел бы стремиться к высоким результатам, но я не обязан быть лучшим всегда".

Сократический диалог:

Исследование обоснованности требований через вопросы: "Где доказательства, что это действительно так?" , "Что произойдет, если я не буду соответствовать этому стандарту?", "Применил бы я такой стандарт к другому человеку?".

Децентрация:

Практика рассмотрения ситуации с различных перспектив, включая точку зрения нейтрального наблюдателя.

Поведенческие эксперименты особенно эффективны для проверки и опровержения иррациональных убеждений на практике:

Градуированное нарушение правил:

Постепенное и контролируемое несоответствие "должен-правилам" с отслеживанием последствий. Например, человек, уверенный, что "должен всегда отвечать на рабочие сообщения немедленно", может эксперимент с отложенными ответами.

Намеренные ошибки:

Целенаправленное допущение незначительных ошибок для проверки катастрофических прогнозов.

Социальные эксперименты:

Проверка убеждений о социальных ожиданиях через контролируемые межличностные ситуации.

Интеграция практик осознанности и принятия становится все более важным компонентом работы с долженствованием:

Формальные медитативные практики:

Регулярная медитация осознанности помогает отстраниться от автоматических оценочных суждений и увидеть их просто как ментальные события, а не абсолютные истины.

Практика самосострадания:

Развитие доброго и принимающего отношения к собственным несовершенствам и ошибкам. Исследования показывают, что регулярная практика самосострадания снижает уровень самокритики на 47% за 8-недельный курс.

Техника "расфокусировки":

Наблюдение за мыслями долженствования без вовлечения в них, с метапозиции.

ВЫВОДЫ

Важно понимать, что преодоление глубоко укоренившихся паттернов долженствования — это не разовое действие, а длительный процесс. Исследования показывают, что устойчивые изменения когнитивных схем требуют в среднем 4-6 месяцев систематической работы, включающей как терапевтические сессии, так и ежедневную самостоятельную практику.

В контексте современных терапевтических подходов наиболее эффективной считается интегративная модель, сочетающая когнитивные, поведенческие и основанные на осознанности техники.

Согласно исследованиям 2025 года, такой комплексный подход демонстрирует эффективность в 83% случаев при работе с паттернами долженствования.

Преодоление когнитивного искажения долженствования — ключ к более здоровой и гармоничной жизни.

Избавившись от ригидных ожиданий от себя и других, мы обретаем психологическую свободу и способность принимать реальность такой, какая она есть.

Трансформация «долженствований» возвращает нам контроль над собственной жизнью и открывает путь к подлинному счастью, основанному не на соответствии абстрактным стандартам, а на принятии своей уникальной человеческой природы со всеми ее несовершенствами и возможностями.


Источник: vk.com

Комментарии: