Достаточно просто в рамках субъект-центрированного подхода решается загадка о способе реализации логических операций мышления

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Логические операции в элементарном акте мышления и вниманиеволя

При внимательном исследовании второй фазы, наиболее интересной как процессуальный субстрат существования субъекта и сознания, очевидно, что в ходе нее транзиторно фактически происходит субъективное наложение апперцептабельного представления и «апперцептирующего» смыслового содержания при «подсвечивании» их интенциональных качеств вкладом интенциирующего. Вследствие этого возникает чувственное различение совпадающих и не совпадающих областей взаимодействующего в разрезе выделения их сродства с интенциирующим.

Таким образом, в элементарном акте мышления выполняется логическая операция базового сравнения, причем по определенному параметру: за счет наложения не только происходит сравнения свойств смысла и апперцептабельного, из-за чего сравнение становится взаимным, - но и учитывается, как параметр сравнения, значимость, «высвеченная» воздействием интенциирующего.

Этот процесс можно интроспективно наблюдать, проанализировав субъективные события, например, в ходе ответа на вопрос ««черная ли» (при прочтении вопроса смысл, ассоциированный с квалия «черный» появился в текущем содержании субъекта и получил интенциирующую поддержку как ассоциированная часть интереса к чтению статьи) «зебра»»?

При попытке совместить вызванный черный цвет с предоставленным памятью образом «зебры», возникает ощущение несоответствия получившегося со смыслом образа «зебры» и, если повезет, можно получить впечатление о переборе нескольких комбинаций, достраиваемых мышлением и воспроизводимых представлением в поисках чувственно наилучшей комбинации для ответа.

В процессе сравнения-наложения наличного представления и текущего смыслового содержания потенциально могут возникнуть следующие качественные логические области: «А» область соответствия представления и смысла, выделенная интенциирующим; «Б» область соответствия представления и смысла, не выделенная интенциирующим; «В» область не соответствия представления и смысла, не выделенная интенциирующим; «Г» область не соответствия представления и смысла, где интенциирующим выделено представление; «Д» область не соответствия представления и смысла, где интенциирующим выделен смысл; «Е» область где интенциирующим выделены и смысл и представление вне зависимости от соответствия друг другу, сформировав укрупненный образ.

Рис. 5. Логические операции в элементарном акте мышления.

Каждая из этих областей равнозначна проведенной операции анализа или синтеза. Область «А», по сути, эквивалентна «узнаванию», аналитически устанавливает тождественность, усиливает аккорд интенциирующей реакции, венчает цепочку рассуждения, обозначая вывод или, быть может, основу для совершения автоматической операции, например движения. Области «Б» и «В» не создают объекта внимания и эквивалентны логическому исключению. Области «Г» и «Д» выделяют как объект внимания и дальнейшего мышления ту или иную составляющую образа, выполняя аналитическую операцию. Область «Е» проводит синтез двух элементов в один.

Наконец, необходимо обратить внимание на качественно различные процессы при взаимопреображении представления и смысла в процессинге областей «Г» и «Д», поскольку выделенное интенциирующим, будучи более энергетизированным, отражается в не выделенном, влияя на него сильнее и трансформирует его.

Процессинг области «Г», соответственно, порождает изменение смысла, что воспринимается как внимание, в створе которого внутренний объект своим влиянием трансформирует субъект, и, соответственно, проводит логическую операцию обобщения. Например, «а пуговица то перламутровая» (конечно, мы говорим о ощущении, а не имеем в виду значение слова).

Процессинг области «Д», где смысл трансформирует представление, воспринимается как нечто исходящее от субъекта, «элементарная воля», и выполняет логическую операцию конкретизации, при этом достраивая представления и, фактически, производит элементарный творческий акт конструирования представления в понимании Дж.Коффа и Дж.Брунера (J.Bruner, Acts of meaning, 1990; J.Koff, Constructing knowledge: new approaching for teaching and learning, 1990). Например «надо бы это чем то украсить».

Таким образом, вторая фаза элементарного акта мышления при процессинге представления и смысла в поле интенции способна производить на элементарном уровне все виды логических операций мышления.

Внимание и воля при этом выступают субъективными инвариантами перераспределения субъективного содержания от представления к смыслу или от смысла к представлению, происходящими в энергетизирующем градиенте интенциирующего, что собственно так и ощущается.

При этом энергетическая составляющая вниманияволи напрямую зависит от количества привлеченного к мышлению интенциирующего, то есть, во-первых, от силы активации интенциирующего и, во-вторых, от силы стимуляции интенциирующего вовлеченного в мышление интенционального: от стремления и значимости.

А объем внимания связан с количеством выделенных интенциирующим образов и их элементов и ограничен, вероятно, возможностями механизма представления по поддержанию перцептивных составляющих образов в не смешивающемся друг с другом виде.

Отдельно необходимо сосредоточиться на роли энергетизирующего влияния интенциирующего и, как следствие, внимания, в ходе второй фазы элементарного акта мышления.

Поскольку одинаковые психические стимулы имеют свойство накладываться друг на друга и усиливать друг друга, что вполне естественно, так как нейрофизиологически они являются возбуждением одной и той же нейронной структуры, - то, когда в комплексе представление-смысл интенциирующее выделяет элементы, оно не только выделяет, но и персервирует, продлевает существование этого элемента. Благодаря этому выделенное вниманием удерживается в форме представления и форме смысла дольше, чем не выделенное, легче запоминается и участвует в последующих актах мышления, создавая их преемственность и вызывая при этом дополнительную реакцию интенциирующего.

Возникает позитивная обратная связь, которая ведет к более полному пробуждению интенциирующего, более полному представлению и пробуждению ассоциаций, увеличению яркости и специфичности смыслов. Это тематическое выделение направляет мышление в русло рационально-образного, обусловленное интенциирующиминтенциональным.

Таким образом, вокруг конвейера элементарных актов мышления организуется своеобразная направляющая его микродоминанта. Она будет сохранять свое влияние, пока приводящее конвейер в движение интенциирующее не будет удовлетворено и лишенный энергии конвейер не затихнет, «остынув» в пространстве представления, или пока он не переключится на другое русло в вследствие возникновения новых реакций на ряд сменяющихся ассоциаций и создаваемых смыслов, или же пока не перебьется стимулом извне, начавшим новый конвейер.

Возможно, такая же позитивная обратная связь лежит в основе перехода от кинестетических идеомоторных представлений к инициации моторного действия, играет роль при обращении к частично автономным отделам мозга, наподобие лингвистического, и при запуске врожденных или приобретенных автономных каскадов деятельности, наподобие чихания.

Таким образом, важнейшим, центральным и единственным содержанием акта мышления является то, что в нем смыслы перетекают в представление и обратно, индексируя интенциональное под влиянием интенциирующего, и создавая новые комбинации смыслов логически-стандартизованным способом.

И ничего более элементарный акт мышления в себе не содержит.

Фактически, в нем под влиянием интенциирующего происходит контакт текущего чувственного содержания субъекта с тематическим интенциональным объекта внимания, сопровождающийся интерференцией, перетоком энергии и формированием нового содержания.

Этот процесс сопровождается субъективной экзистенцией себя и является драгоценной сердцевиной психики, регулирующий всю ее деятельность.

Он порождает человеческое существо с его глубочайшей способностью познания мира и невероятным богатством внутренней и социальной жизни.

То есть элементарный акт мышления позволяет психике проводить мышление посредством оперативного процесса, не содержащего мышления в величественном понимании этого слова.

Такое описание, во-первых, позволяет преодолеть рубеж познания, обозначенный Э.Геккелем как «одна из мировых загадок», и описывает переход «образ-мысль» в соответствии с требованием, сформулированным И.Сеченовым: описать «возникновение мыслей или идейных состояний из психологических продуктов низшей формы» и тем самым «указать на самые корни, из которых развивается мысль, и указать с полным убеждением, что предшествующие формы более элементарны, чем их дериваты».

И, во-вторых, позволяет преодолеть существующий барьер в изучении мышления, где само мышление зачастую включается в описание самого себя, как «черный ящик», производящий мыслительные операции наподобие «осознания затруднения», вследствие чего описание оказывается как бы висящим в воздухе.

В ходе элементарного акта мышления из персервированного представления, ассоциативно дополненных смыслов и интенционального под влиянием интенциирующего возникает новый смысл, в котором запечатлено дополненное точное соотношение предмета мышления с текущим содержанием субъекта.

Собственно, то же происходит в процессе получения первичного, предметно-практического опыта при взаимодействии с объектом, благодаря чему в ходе обучения, начиная с младенческого возраста, посредством получения опыта создается и далее постоянно пополняется пул первичных смыслов, сформированных интенциональным разной степени зрелости и дифференцированности.

Можно сказать, что в ходе элементарного акта мышления интенциирующее необратимо «перепрошивает» актуальный смысл актуальным отношением его к субъекту в его актуальном состоянии интенциирующего.

Смысл объекта мышления – образа - становится более детализированно приближенным к актуальному отношению психической и внешней реальности, накапливая в себе опыт, которого в нем не содержалось до акта мышления.

Кроме того, это событие сопровождается субъективным ощущением переживания существования, которое является новым качеством по отношению к неапперцептируемому представлению и не переживаемому в апперцепции смыслу.


Источник: vk.com

Комментарии: