Агрессивность собак служебных пород. Часть 2. Источник: "Клуб служебного собаководства" Сост. Зубко В.Н. - Москва: ДОСААФ, 1987 |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-11-20 12:12 Способность собаки к наследованию определенного типа агрессивности в совокупности с другими хозяйственно полезными качествами, такими как дрессируемость (способность к дрессировке), верность человеку и дому, острое чутье и др., закрепили собаку возле человека, как самое близкое и преданное животное и разделили этот тип животных по целевому использованию. Как правило, до определенного возраста щенок не знает иной стаи, кроме семьи владельца, встречая особей своего вида только во время выгуливания. Выращивание щенков с 4 - 5-недельного возраста изолированно от себе подобных нарушает его способность к внутривидовой коммуникабельности, лишая щенка языка, жестов и поз. К этому времени мать еще не успевает обучить его "правилам хорошего собачьего тона", вернее он сам еще не может им научиться. Задержавшиеся под сукой до 6-8 недель щенки уже умеют вести себя со сверстниками и взрослыми животными, без лишней робости используют привилегии своего возраста, применяя соответственные позы и мимику. Отсутствие агрессивности в психическом спектре поведения собаки не мешает ее использованию в широкой хозяйственной деятельности человека. Спокойная, добронравная и неагрессивная собака очень удобна для любительского содержания в городе. Но служебные качества собаки, особенно если агрессивность характерна для данной породы, полностью теряются, и поведение становится нетипичным для породы. Трусость или пассивно-оборонительная реакция (ПОР) в чистом виде встречаются редко, чаще всего, как невротическое проявление. В повседневной жизни она может быть замаскирована агрессивностью в присутствии хозяина, находясь в зоне терминальной агрессии (когда и загнанная в угол крыса кусается). Такая собака не способна к единоборству с человеком-"нарушителем" в. отсутствие хозяина (дрессировщика), а в условиях реальной службы не способна обезвреживать и задерживать опасных злоумышленников. Отличительной чертой поведения трусливо-злобных собак является немотивированная агрессия на посторонних в присутствии владельца и облаивание с последующим бегством при столкновении с человеком на расстоянии. Пассивно-оборонительная реакция собаки Пассивно-оборонительная реакция собаки Длительная изоляция щенков от сверстников и взрослых животных из-за боязни владельцами инфекционных заболеваний также нарушает формирование нормальной психики молодой собаки. Подобные собаки существенно отличаются по характеру реакции на угрожающие сигналы. Возможно формирование невротического поведения с боязнью сверхсильных световых и звуковых раздражителей, с немотивированной агрессивностью к животным и посторонним людям, но чаще проявляется в робости, затянувшемся инфантильном поведении. Правильным воспитанием опытный собаковод в значительной степени может исправить и улучшить многие качества собаки. Формирование поведенческих реакций у щенка делится на несколько временных, дискретных периодов, отражающих степень созревания мозга. Первый период - с момента рождения по 21-й день - рефлекторно-адаптивный, переходный этап ко второму периоду затягивается до 40 дней. Это возраст первичной, условно-рефлекторной адаптации. К этому времени относится первичное проявление пассивно-оборонительной реакции. С 15 - 25-дневного возраста и до 1,5 месяца ее проявления незначительны и кратковременны. Второй период - с 5 - 6 до 8 - 12 недель - характеризуется наибольшей скоростью образования и интенсивностью положительных условно-рефлекторных реакций. Нервная система наиболее реактивна к благоприятным и вредным воздействиям среды. В этот период отмечается наиболее высокий уровень активности (до 6 месяцев), что способствует наиболее выраженному проявлению ориентировочно-исследовательской деятельности, поддержанию на высоком уровне общего функционального состояния головного мозга. Это создает наиболее благоприятные условия для выработки новых временных связей и, в конечном счете, приспособления к условиям существования. Ограничивать подвижность и любознательность щенка искусственно не желательно. С 1,5 до 3-месячного возраста ПОР исчезает, что совпадает с интенсивным проявлением ориентировочно-исследовательской деятельности. Содержание щенка раннего возраста в информативно-обогащенной среде содействует прогрессивному развитию его центральной нервной системы. Третий период характеризуется формированием индивидуальных различий, связанных с созреванием систем, ответственных за внутреннее торможение нервных процессов, проявлением пассивно-оборонительного рефлекса. У щенков старше 3-х месяцев вновь появляется ПОР, причем она выражена значительно сильнее, чем до 1,5 месяца. Примерно с 5-го месяца между ПОР и ориентировочно-исследовательскими реакциями устанавливается равновесие, проявляются индивидуальные особенности животного. Воздействие сверхсильных раздражителей в возрасте от 1 до 3 месяцев вызывает разные последствия в зависимости от того, сопровождается оно болевым или пищевым воздействиями. Следствием первой комбинации является постепенное усиление ПОР, которое может оказаться у взрослых собак настолько стойким, что препятствует формированию различных условно-рефлекторных навыков. В то же время комбинация сверхсильного раздражителя с пищевым подкреплением усиливает ориентировочно-исследовательскую деятельность и подавляет ПОР. Этот положительный эффект сохраняется и у взрослых собак. При обучении щенков необходимо по возможности использовать пищевые подкрепления, избегая болевых воздействий не только для выработки рефлекса (еще слаба память, слабо активное торможение), сколько для подавления пассивно-оборонительной реакции. Обучение механическим способом новым навыкам целесообразно проводить с 1,5 до 3-месячного возраста. Использование условных сигналов, так же как и выработку различных видов торможения, целесообразно начать после 5 месяцев, но до начала полового созревания, особенно в породах, которым свойственна генерализованная агрессивность. В опытах по метизированию пуделя с волком было установлено, что ПОР (волчий тип поведения - избегание контактов с человеком) наследуется рецессивно, в то время как пуделиное (дружелюбное к человеку) поведение доминирует. В тех случаях, когда ПОР наследственно обусловлена, а не вызвана ошибками выращивания, попытки ее исправления обречены на провал, и собака, имеющая наследственную ПОР, должна быть признана для службы непригодной. В щенячьем возрасте черты будущей собаки маскируются защитным, "детским" поведением. У собак, выросших в изоляции, оно сохраняется и во взрослом состоянии. Правильное выращивание и воспитание способствует гармоничному формированию собаки, своевременному выявлению ее индивидуальных особенностей. Щенки робкого, "детского" поведения требуют ровного, ласкового отношения, подбадривания, своевременного поощрения лакомством, внушения уверенности в защите "вожака" - дрессировщика (хозяина), с которым ничто не страшно. Поощряемый к активно-оборонительной реакции щенок никогда не должен становиться побежденным, т. е. в играх ему следует немного "поддаваться". Это не сформирует в нем агрессивности, если ее нет, но будет способствовать дрессировке в навыке задержания. У собак, лишенных агрессивности к человеку, вырабатывается лишь способность "брать апортировочный предмет" в пасть или трепать за конец тряпки, рукава и др., что, по существу, является приемом приучения собаки брать в пасть апортировочный предмет. Добиться от такой собаки надежного задержания человека практически невозможно, так как активное и агрессивное сопротивление моментально лишает ее желания бороться (играть) дальше. Собаку, у которой отсутствует агрессивность к человеку, нужно дрессировать к другим службам, где не требуется это качество, и использовать другие служебные природные задатки, такие, как острое чутье, способность длительно передвигаться; к перевозке тяжестей и др. Особая сложность возникает при воспитании щенка, которому по наследству досталась генерализованная агрессивность. У большинства служебных пород этот вид агрессивности - сверхредкое явление и поэтому не стоит переоценивать нередко проявляемые щенячьи "рыки". Собака с генерализованной агрессивностью требует от владельца мужественного поведения и быстрой реакции. С первого столкновения щенок должен понять, что дрессировщик - "вожак" и требует беспрекословного подчинения. Очень отрезвляюще действует на щенка приподнимание за холку и резкое встряхивание, имитирующее доминантное поведение взрослой собаки (матери, вожака). Но этот прием можно применять лишь в случаях, когда без него обойтись нельзя и тем более недопустимо избиение собаки, неподчинившейся человеку, так как это нарушает контакт с нею и может привести к трусости животного. Собака с генерализованной агрессивностью - это боец с первых дней жизни. Она рычит при купировке хвоста, когда другие щенки скулят, рычит у сосков, во сне, при перекладывании с места на место и раньше однопометников начинает провоцировать драки, что очень нравится неопытным собаководам. Чаще всего генерализованная агрессивность свойственна пастушье-караульным собакам: южнорусским, кавказским, среднеазиатским овчаркам и породам (породным группам) с примесью кровей кавказских овчарок (черный терьер, московская сторожевая). Генерализованная агрессивность у взрослой собаки плохо поддается коррекции, лишает собаку способности подчиняться дрессировщику, что приводит к абсолютной дисквалификации по служебным качествам. Это уже не друг и помощник человека, а полуприрученный дикий зверь, вооруженный знанием об уязвимости человека. Стаи одичавших собак и их метисы с волками (синантропный волк) весьма опасны именно своим знанием об уязвимости человека. Генерализованная агрессивность часто сопровождается сменой объекта агрессии: не имея возможности реализовать порыв нападения на постороннего человека или животное (из-за запрещения дрессировщика), агрессивность переносится на него самого. В процессе выращивания такой собаки, как уже говорилось, необходимо всячески избегать ситуации, провоцирующие агрессивность животного, тормозить игровую агрессивность против владельца и членов его семьи. Дрессировщик должен быть непререкаемым авторитетом для щенка, единственным "вожаком в микростае" человек - собака, всегда демонстрируя уверенность в себе, поддерживая в сложных ситуациях щенка, при этом умело переключая его внимание на игру или движение в другую сторону от объекта возможной агрессии. Смены владельца такие собаки обычно не переносят, обычно терроризируют остальных членов семьи. Некоторые кинологи-дрессировщики делят агрессивность собаки к человеку на спонтанную и инициированную. Первая проявляется в ранней склонности молодой собаки к облаиванию и преследованию посторонних, в охране "своей территории" - квартиры и места выгула - с тенденцией к хватке, а вторая проявляется при вынуждении собаки к сопротивлению, при болевых воздействиях с обыгрыванием дальнейшей "победы" собаки. Агрессировать такая собака начинает защищаясь, до этого она только "играла в драку", скорее отнимая игрушку (рукав), чем нападая всерьез. К проявлению инициированной агрессивности склонны собаки, лишенные врожденной агрессивности к человеку, но правильно воспитанные. Все приемы воспитания и дрессировки не столько способствуют определению типа агрессивности собаки, сколько маскируют ее ориентированность созданием полезных навыков. В настоящее время способам изучения и воздействия на агрессивность средствами генетики, воспитания и фармакологии уделяется все большее внимание. Именно нейрохимии и психофармакологии принадлежит честь раскрытия и обнаружения многих, но далеко еще не всех веществ, участвующих в формировании агрессивных реакций животного. Установлена особая роль специальных нептидов - гормонов и медиаторов, выделяемых в различных структурах мозга: гипофизе, гипоталамусе и других, ответственных как за агрессивное поведение самого животного, так и провоцирующих ее против него у сородичей. Имеются данные, что вещества, угнетающие аппетит или вызывающие чувство насыщения, как и прием пищи, тормозят проявление агрессивности. Испытания на пригодность к племенному использованию Сытое животное вряд ли победит в схватке, даже затеянной им самим. Для применения в дрессировочной практике эти вещества не пригодны, так как препараты, активирующие агрессивность, снижают у собаки способность к подчинению, а подавляющие ослабляют способность к обучению, активность и подвижность животного снижается. Именно потому необходимо допускать в разведение собак, отобранных и по рабочим (служебным) задаткам. Источник: vk.com Комментарии: |
|