Агрессивность собак служебных пород. Часть 2. Источник: "Клуб служебного собаководства" Сост. Зубко В.Н. - Москва: ДОСААФ, 1987

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Способность собаки к наследованию определенного типа агрессивности в совокупности с другими хозяйственно полезными качествами, такими как дрессируемость (способность к дрессировке), верность человеку и дому, острое чутье и др., закрепили собаку возле человека, как самое близкое и преданное животное и разделили этот тип животных по целевому использованию.

Как правило, до определенного возраста щенок не знает иной стаи, кроме семьи владельца, встречая особей своего вида только во время выгуливания. Выращивание щенков с 4 - 5-недельного возраста изолированно от себе подобных нарушает его способность к внутривидовой коммуникабельности, лишая щенка языка, жестов и поз. К этому времени мать еще не успевает обучить его "правилам хорошего собачьего тона", вернее он сам еще не может им научиться.

Задержавшиеся под сукой до 6-8 недель щенки уже умеют вести себя со сверстниками и взрослыми животными, без лишней робости используют привилегии своего возраста, применяя соответственные позы и мимику.

Отсутствие агрессивности в психическом спектре поведения собаки не мешает ее использованию в широкой хозяйственной деятельности человека. Спокойная, добронравная и неагрессивная собака очень удобна для любительского содержания в городе. Но служебные качества собаки, особенно если агрессивность характерна для данной породы, полностью теряются, и поведение становится нетипичным для породы.

Трусость или пассивно-оборонительная реакция (ПОР) в чистом виде встречаются редко, чаще всего, как невротическое проявление. В повседневной жизни она может быть замаскирована агрессивностью в присутствии хозяина, находясь в зоне терминальной агрессии (когда и загнанная в угол крыса кусается). Такая собака не способна к единоборству с человеком-"нарушителем" в. отсутствие хозяина (дрессировщика), а в условиях реальной службы не способна обезвреживать и задерживать опасных злоумышленников.

Отличительной чертой поведения трусливо-злобных собак является немотивированная агрессия на посторонних в присутствии владельца и облаивание с последующим бегством при столкновении с человеком на расстоянии.

Пассивно-оборонительная реакция собаки

Пассивно-оборонительная реакция собаки

Длительная изоляция щенков от сверстников и взрослых животных из-за боязни владельцами инфекционных заболеваний также нарушает формирование нормальной психики молодой собаки.

Подобные собаки существенно отличаются по характеру реакции на угрожающие сигналы. Возможно формирование невротического поведения с боязнью сверхсильных световых и звуковых раздражителей, с немотивированной агрессивностью к животным и посторонним людям, но чаще проявляется в робости, затянувшемся инфантильном поведении.

Правильным воспитанием опытный собаковод в значительной степени может исправить и улучшить многие качества собаки.

Формирование поведенческих реакций у щенка делится на несколько временных, дискретных периодов, отражающих степень созревания мозга.

Первый период - с момента рождения по 21-й день - рефлекторно-адаптивный, переходный этап ко второму периоду затягивается до 40 дней. Это возраст первичной, условно-рефлекторной адаптации. К этому времени относится первичное проявление пассивно-оборонительной реакции. С 15 - 25-дневного возраста и до 1,5 месяца ее проявления незначительны и кратковременны.

Второй период - с 5 - 6 до 8 - 12 недель - характеризуется наибольшей скоростью образования и интенсивностью положительных условно-рефлекторных реакций. Нервная система наиболее реактивна к благоприятным и вредным воздействиям среды. В этот период отмечается наиболее высокий уровень активности (до 6 месяцев), что способствует наиболее выраженному проявлению ориентировочно-исследовательской деятельности, поддержанию на высоком уровне общего функционального состояния головного мозга. Это создает наиболее благоприятные условия для выработки новых временных связей и, в конечном счете, приспособления к условиям существования. Ограничивать подвижность и любознательность щенка искусственно не желательно.

С 1,5 до 3-месячного возраста ПОР исчезает, что совпадает с интенсивным проявлением ориентировочно-исследовательской деятельности. Содержание щенка раннего возраста в информативно-обогащенной среде содействует прогрессивному развитию его центральной нервной системы.

Третий период характеризуется формированием индивидуальных различий, связанных с созреванием систем, ответственных за внутреннее торможение нервных процессов, проявлением пассивно-оборонительного рефлекса. У щенков старше 3-х месяцев вновь появляется ПОР, причем она выражена значительно сильнее, чем до 1,5 месяца. Примерно с 5-го месяца между ПОР и ориентировочно-исследовательскими реакциями устанавливается равновесие, проявляются индивидуальные особенности животного.

Воздействие сверхсильных раздражителей в возрасте от 1 до 3 месяцев вызывает разные последствия в зависимости от того, сопровождается оно болевым или пищевым воздействиями.

Следствием первой комбинации является постепенное усиление ПОР, которое может оказаться у взрослых собак настолько стойким, что препятствует формированию различных условно-рефлекторных навыков.

В то же время комбинация сверхсильного раздражителя с пищевым подкреплением усиливает ориентировочно-исследовательскую деятельность и подавляет ПОР. Этот положительный эффект сохраняется и у взрослых собак.

При обучении щенков необходимо по возможности использовать пищевые подкрепления, избегая болевых воздействий не только для выработки рефлекса (еще слаба память, слабо активное торможение), сколько для подавления пассивно-оборонительной реакции.

Обучение механическим способом новым навыкам целесообразно проводить с 1,5 до 3-месячного возраста. Использование условных сигналов, так же как и выработку различных видов торможения, целесообразно начать после 5 месяцев, но до начала полового созревания, особенно в породах, которым свойственна генерализованная агрессивность.

В опытах по метизированию пуделя с волком было установлено, что ПОР (волчий тип поведения - избегание контактов с человеком) наследуется рецессивно, в то время как пуделиное (дружелюбное к человеку) поведение доминирует.

В тех случаях, когда ПОР наследственно обусловлена, а не вызвана ошибками выращивания, попытки ее исправления обречены на провал, и собака, имеющая наследственную ПОР, должна быть признана для службы непригодной.

В щенячьем возрасте черты будущей собаки маскируются защитным, "детским" поведением. У собак, выросших в изоляции, оно сохраняется и во взрослом состоянии. Правильное выращивание и воспитание способствует гармоничному формированию собаки, своевременному выявлению ее индивидуальных особенностей. Щенки робкого, "детского" поведения требуют ровного, ласкового отношения, подбадривания, своевременного поощрения лакомством, внушения уверенности в защите "вожака" - дрессировщика (хозяина), с которым ничто не страшно. Поощряемый к активно-оборонительной реакции щенок никогда не должен становиться побежденным, т. е. в играх ему следует немного "поддаваться". Это не сформирует в нем агрессивности, если ее нет, но будет способствовать дрессировке в навыке задержания.

У собак, лишенных агрессивности к человеку, вырабатывается лишь способность "брать апортировочный предмет" в пасть или трепать за конец тряпки, рукава и др., что, по существу, является приемом приучения собаки брать в пасть апортировочный предмет. Добиться от такой собаки надежного задержания человека практически невозможно, так как активное и агрессивное сопротивление моментально лишает ее желания бороться (играть) дальше.

Собаку, у которой отсутствует агрессивность к человеку, нужно дрессировать к другим службам, где не требуется это качество, и использовать другие служебные природные задатки, такие, как острое чутье, способность длительно передвигаться; к перевозке тяжестей и др.

Особая сложность возникает при воспитании щенка, которому по наследству досталась генерализованная агрессивность. У большинства служебных пород этот вид агрессивности - сверхредкое явление и поэтому не стоит переоценивать нередко проявляемые щенячьи "рыки".

Собака с генерализованной агрессивностью требует от владельца мужественного поведения и быстрой реакции. С первого столкновения щенок должен понять, что дрессировщик - "вожак" и требует беспрекословного подчинения. Очень отрезвляюще действует на щенка приподнимание за холку и резкое встряхивание, имитирующее доминантное поведение взрослой собаки (матери, вожака). Но этот прием можно применять лишь в случаях, когда без него обойтись нельзя и тем более недопустимо избиение собаки, неподчинившейся человеку, так как это нарушает контакт с нею и может привести к трусости животного.

Собака с генерализованной агрессивностью - это боец с первых дней жизни. Она рычит при купировке хвоста, когда другие щенки скулят, рычит у сосков, во сне, при перекладывании с места на место и раньше однопометников начинает провоцировать драки, что очень нравится неопытным собаководам.

Чаще всего генерализованная агрессивность свойственна пастушье-караульным собакам: южнорусским, кавказским, среднеазиатским овчаркам и породам (породным группам) с примесью кровей кавказских овчарок (черный терьер, московская сторожевая).

Генерализованная агрессивность у взрослой собаки плохо поддается коррекции, лишает собаку способности подчиняться дрессировщику, что приводит к абсолютной дисквалификации по служебным качествам. Это уже не друг и помощник человека, а полуприрученный дикий зверь, вооруженный знанием об уязвимости человека. Стаи одичавших собак и их метисы с волками (синантропный волк) весьма опасны именно своим знанием об уязвимости человека.

Генерализованная агрессивность часто сопровождается сменой объекта агрессии: не имея возможности реализовать порыв нападения на постороннего человека или животное (из-за запрещения дрессировщика), агрессивность переносится на него самого.

В процессе выращивания такой собаки, как уже говорилось, необходимо всячески избегать ситуации, провоцирующие агрессивность животного, тормозить игровую агрессивность против владельца и членов его семьи. Дрессировщик должен быть непререкаемым авторитетом для щенка, единственным "вожаком в микростае" человек - собака, всегда демонстрируя уверенность в себе, поддерживая в сложных ситуациях щенка, при этом умело переключая его внимание на игру или движение в другую сторону от объекта возможной агрессии.

Смены владельца такие собаки обычно не переносят, обычно терроризируют остальных членов семьи.

Некоторые кинологи-дрессировщики делят агрессивность собаки к человеку на спонтанную и инициированную. Первая проявляется в ранней склонности молодой собаки к облаиванию и преследованию посторонних, в охране "своей территории" - квартиры и места выгула - с тенденцией к хватке, а вторая проявляется при вынуждении собаки к сопротивлению, при болевых воздействиях с обыгрыванием дальнейшей "победы" собаки. Агрессировать такая собака начинает защищаясь, до этого она только "играла в драку", скорее отнимая игрушку (рукав), чем нападая всерьез.

К проявлению инициированной агрессивности склонны собаки, лишенные врожденной агрессивности к человеку, но правильно воспитанные.

Все приемы воспитания и дрессировки не столько способствуют определению типа агрессивности собаки, сколько маскируют ее ориентированность созданием полезных навыков.

В настоящее время способам изучения и воздействия на агрессивность средствами генетики, воспитания и фармакологии уделяется все большее внимание. Именно нейрохимии и психофармакологии принадлежит честь раскрытия и обнаружения многих, но далеко еще не всех веществ, участвующих в формировании агрессивных реакций животного. Установлена особая роль специальных нептидов - гормонов и медиаторов, выделяемых в различных структурах мозга: гипофизе, гипоталамусе и других, ответственных как за агрессивное поведение самого животного, так и провоцирующих ее против него у сородичей.

Имеются данные, что вещества, угнетающие аппетит или вызывающие чувство насыщения, как и прием пищи, тормозят проявление агрессивности.

Испытания на пригодность к племенному использованию

Сытое животное вряд ли победит в схватке, даже затеянной им самим. Для применения в дрессировочной практике эти вещества не пригодны, так как препараты, активирующие агрессивность, снижают у собаки способность к подчинению, а подавляющие ослабляют способность к обучению, активность и подвижность животного снижается.

Именно потому необходимо допускать в разведение собак, отобранных и по рабочим (служебным) задаткам.


Источник: vk.com

Комментарии: