Выученная беспомощность и зона комфорта: что известно науке |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-10-12 11:24 Читайте пост до конца - узнаете о нейробиологических механизмах состояния, известного как "выученная беспомощность". Для начала посмотрите на эту распространенную в интернете иллюстрацию - на которой нарисована девушка на муравейнике, с заголовком "Зона комфорта". Данную иллюстрацию прокомментировал белорусский психолог Павел Зыгмантович (его пабл - https://vk.com/pavelzygmantovich ), известный как представитель доказательной (научно обоснованной) психологии: "О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗГРАМОТНОСТИ Наткнулся на днях вот на такую картинку. Видите? Барышня сидит прямо в муравейнике, ей плохо, но она не уходит. Вокруг неё уйма мыслей, а всё венчает надпись крупным шрифтом "Зона комфорта". Какая же лютая чушь, дорогие друзья. Какая же лютая чушь! На картинке изображена классическая ситуация с выученной беспомощностью. Человек находится в однозначно дискомфортных условиях, но не делает попыток выйти из этих условий. Это и есть выученная беспомощность - невозможность выйти из дискомфортной ситуации. Автор картинки в силу психологической безграмотности полагает, что человек просто сидит в зоне комфорта (это с муравьями-то зона комфорта? где там комфорт-то?) и ему нужно оттуда выйти. Просто выйти! Между тем выученная беспомощность - это серьёзнейшая проблема. Если таковую человеку создают, человек сам крайне редко умудряется справиться с этой напастью. Выученная беспомощность – это корректный научный термин, а не просто расхожее словосочетание. Она возникает в ответ на субъективное ощущение неконтролируемости событий. Подчёркиваю, не на сами события, а на отсутствие субъективного ощущения контроля. Например, крыса, которая не управляла подачей воды в своей клетке, впадала в состояние выученной беспомощности, хотя никаких признаков обезвоживания не наблюдалось – воды ей хватало. Чтобы вызвать состояние выученной беспомощности у человека, нужно создать ему ощущение неконтролируемости ситуации. Как это сделать? Лучший вариант – быть непредсказуемым. Сегодня хвалить за то, что вчера порицал. Завтра ругать за то, что вчера хвалил. Сегодня поддерживать инициативу, завтра отвергать. Сегодня отвергнуть то, что поддержал завтра. Сегодня выставить задачу, завтра обвинить в некомпетентности, раз взялся решать. В общем, чем больше непредсказуемости, тем выше шанс появления феномена выученной беспомощности у человека. Выученную беспомощность развивает именно непредсказуемость, потому что в таком случае нет никакой возможности контролировать (или думать, что контролируешь) ситуацию. Субъективное ощущение контроля испаряется. И просто занятный (и немного страшный факт) - если у крысы с выученной беспомощностью добыть немного спинномозговой жидкости и впрыснуть крысе «здоровой» у той в течение суток развивается выученная беспомощность. Как справляться с ситуацией выученной беспомощности? Искать возможности для восстановления субъективного ощущения контроля над ситуацией. Это нелегко, но возможно. Однако когда человеку рассказывают, что это он, понимаешь, сидит в зоне комфорта, балбес такой, это вообще не помогает изменить ситуацию. Это помогает только дополнительно нагрузиться чувством вины и стыда - мол, вот я какой недотёпа, сижу в зоне комфорта, не могу из неё выйти, как ведь это так легко. Нет, не легко. Совсем не легко. Избавиться от выученной беспомощности весьма и очень трудно. Не невозможно, но трудно. Требует усилий. И, разумеется, правильного понимания происходящего. Подобные картинки правильного понимания не добавляют. Только неправильного. А в данном случае неправильное понимание является вредом. Настоящим, серьёзным вредом. Ну и два слова о зоне комфорта. Введено это понятие в 1995 году Джудит М. Бардвик в книге «Опасность в зоне комфорта». Книга посвящена управлению, т.к. сама Бардвик – консультант по управлению. Опасность в зоне комфорта простая – подчинённые не ишачат как умалишённые, что для капиталистической системы вредно. Бардвик предлагала выводить подчинённых из зоны комфорта. Причём тут жизнь конкретного человека, почему ему обязательно надо выходить из зоны комфорта, почему в зоне комфорта плохо (и почему, если там плохо, это зона комфорта) знают только те безграмотные люди, которые употребляют этот термин направо и налево. А у меня всё, спасибо за внимание. Павел Зыгмантович, психолог". В дополнение к словам Павла Зыгмантовича - о нейробиологических механизмах выученной беспомощности, о которых учёные узнали проводя эксперимента на лабораторных животных. Эти данные представлены в научной статье: Learned Helplessness at Fifty: Insights from Neuroscience Steven F Maier , Martin E P Seligman. PMID: 27337390 doi: 10. 1037/ rev0000033 В этой статье сообщается следующее. Современные научные данные нейробиологии о механизме выученной беспомощности («пассивность по умолчанию») говорят следующее: она запускается по умолчанию в любой момент, когда животное сталкивается с угрозой или иным неприятным стимулом. В этой схеме задействованы такие области мозга, как дорсальное ядро шва (ДЯШ), миндалевидное тело, полосатое тело и околоводопроводное серое вещество (ОВС). В этой схеме ДЯШ выступает в роли центра. В двух словах: угроза активирует несколько областей мозга, которые, в свою очередь, активируют дорсолатеральную область ядра шва. Затем дорсолатеральная область ядра шва вырабатывает большее количество серотонина, который подаёт сигнал в прилежащее ядро и полосатое тело, чтобы подавить реакцию «бей или беги», а также в миндалевидное тело, чтобы усилить страх и тревогу. Однако последующее состояние пассивности (ПАССИВНОСТЬ/ТРЕВОГА) возникает не сразу. В то время как первоначальный уровень серотонина быстро повышается в начале неприятного события, достижение порога, который в конечном итоге приводит к пассивности, — это постепенный процесс, что объясняет, почему только длительные неприятные стимулы приводят к тому, что мы называем выученной беспомощностью (пассивностью по умолчанию). И точно так же, как требуется некоторое время, чтобы достичь состояния пассивности по умолчанию, после того как животное станет пассивным (из-за повышенной чувствительности серотониновых рецепторов в прилежащем ядре и полосатом теле), потребуется несколько дней после неизбежного стрессового события, чтобы эти серотониновые рецепторы снова стали менее чувствительными и животное снова стало более активным. Источник: vk.com Комментарии: |
|