Вопрос о том, является ли работа с искусственным интеллектом творчеством, на самом деле ложный |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-10-31 11:04 Вопрос о том, является ли работа с искусственным интеллектом творчеством, на самом деле ложный. Он скрывает за собой более фундаментальную загадку: а что такое творчество вообще? Мы привыкли думать о нем как о прямом действии, когда рука наносит краску или перо выводит слова. Всегда существовала граница между тем, что создано напрямую, руками и духом человека, и тем, что рождено с помощью посредника — инструмента. Но каждый значительный инструмент в истории — от резца до фотоаппарата — эту границу не стирал, а передвигал, заставляя заново определять суть авторства. А если копнуть глубже, окажется, что любое творение — это всегда опосредованный процесс. Идеи не рождаются по приказу; они возникают в сознании самопроизвольно, как внутренний голос, который мы лишь транслируем и обрабатываем. Мозг — такой же черный ящик, как и сложная нейросеть. Мы не сочиняем мысли, мы их получаем и оформляем. Разница с ИИ лишь в канале: вместо внутреннего диалога мы имеем дело с внешним генератором, который поставляет текст, изображение или звук. Но суть операции та же — мы направляем неведомый процесс и вылавливаем из его результатов ценные зерна. Создание промта для нейросети — это не сочинение текста, а программирование эфемерной реальности. Это попытка перевести язык интуиции и смутного образа в четкий код, понятный другой разумной системе. Творчество здесь проявляется не в мазке кисти, а в способности вести диалог с черным ящиком, извлекать из него нужные формы, угадывать в его ошибках новые возможности. Пока что, кстати, почти всегда, за исключением случайного везения (к которому, к слову, вполне можно отнести и те ситуации, когда человеку внезапно приходит гениальное озарение), тот материал в запросе, который необходимо «скормить» нейросети, уже сам должен содержать в себе все важные и ценные идеи. Может быть, со временем это изменится, и ИИ сможет сам целенаправленно, а не по удачной случайности, создавать что-то действительно новое, синтезировать информацию так же эффективно, как мозг талантливого человека. Но даже без этого ИИ уже лучше, чем многие люди, справляется с творчеством. Творческий акт смещается с физического исполнения на стадию замысла, диалога и отбора. Чтобы написать эффективный промт, нужно сначала с предельной ясностью представить себе желаемое в голове, а затем найти точные слова, чтобы объяснить это другой системе. Это требует развитого воображения и концептуального мышления. Далее начинается другая работа: нужно просеять десятки сгенерированных вариантов, выцепить удачные фрагменты, перекроить и отредактировать их. Это не так уж сильно отличается от труда фотографа, который создает кадр, лишь нажимая на кнопку, в то время как саму картинку творит объектив и светочувствительная матрица. Или композитора, собирающего трек из семплов природных шумов. Или создателя коллажей. Инструмент автоматизирует исполнение, упрощая процесс, но не отменяя ценности результата. Скорее, конкуренция из-за обилия высококачественного ИИ-продукта просто повысит планку красоты и оригинальности творений. Здесь возникает этический спор о ценности труда. Одна позиция романтизирует усилие, считая, что подлинность произведению придает именно вложенный труд, пот и борьба с материалом. С этой точки зрения, промпт-инженер, получивший роман за двадцать минут, — жулик. Однако эта логика опасна своим снобизмом; она делит творчество на сорта, создавая подобие иерархии, где ручная работа априори благороднее. Но важнее, пожалуй, не процесс, а итог — красота и сила конечного произведения. История искусства не спрашивала, сколько мук испытали те, кто создали пирамиды в Египте, в сравнении с теми, кто делал стеклянную пирамиду Лувра. Есть позиция, согласно которой ценность произведения неотделима от труда, вложенного в его создание. Усилие, напряжение воображения, преодоление материала — это не просто этапы работы, а своего рода алхимический процесс, через который творец передает произведению часть своей сущности. В этой системе координат результат, достигнутый слишком легко, с помощью машины, лишается этой онтологической подлинности. Он может быть формально безупречен, но внутренне пуст, так как в нем нет следов человеческой борьбы. Это этика ремесленника, для которого процесс — это посвящение. Противоположный взгляд холоднее и прагматичнее. Он утверждает, что важен лишь конечный продукт, его качество и воздействие на зрителя. Происхождение артефакта — будь то кровь и пот или бездушный алгоритм — не имеет значения. Эта логика отказывается романтизировать страдание. Если станок позволяет сделать табуретку прочнее и красивее, чем это удается голыми руками, то сопротивление прогрессу во имя «души» выглядит просто упрямством. Здесь творчество смещается из сферы физического исполнения в сферу замысла, постановки задачи и критического отбора. Любопытно, что часто за исходящих семью потами творцов выступают те, кто сам не может найти в себе мотивацию потратить много сил на творчество (может быть, это восхищение тем, что недоступно тебе самому?). Тогда как те, кто делает очень много, лучше знают цену труду и понимают, что один лишь пот — не подвиг, а норма. Для того, кто ворочает сотнями идей, пара тысяч слов, полученных от ИИ, — не жульничество, а еще один маленький инструмент, экономящий время для главного: реализации более масштабных замыслов. Ведь, на самом деле, творец не так уж и важен. Важна лишь красота конечного результата. Искусственный интеллект — это лишь очередной и, вероятно, самый радикальный инструмент в цепочке технологий, менявших искусство. История показывает, что технологии редко уничтожают старые формы искусства, но всегда меняют их статус. Фотография освободила живопись от обязанности быть зеркалом, позволив ей уйти в абстракцию и экспрессионизм. Возможно, и ИИ выполнит ту же работу для литературы и музыки — освободит их от тирании технического исполнения, направив фокус на чистую концепцию, на силу идеи. В этом новом ландшафте творец — это не тот, кто виртуозно владеет кистью, а тот, кто обладает уникальным видением и умеет его транслировать через любые доступные средства, включая искусственный разум. Ценность смещается от владения ремеслом к силе интеллекта, вкуса и концепции. Спор между адептом процесса и поклонником результата — это вечный спор. Одна сторона защищает смысл пути, другая — право использовать карту. Но, возможно, гений нового времени будет заключаться не в выборе одной из сторон, а в способности удерживать их в напряженном равновесии. Понимать аскезу ручного труда, но не бояться эффективности станка. Видеть душу в усилии, но признавать, что иногда душа может проявляться и в гениально отданном приказе. Источник: vk.com Комментарии: |
|