В модели порождения речи, разработанной А.Р. Лурией

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-10-19 12:19

лингвистика

В модели порождения речи, разработанной А.Р. Лурией, два уровня (синтаксический и семантический) не просто автономны, но ещё и взаимодействуют сложным образом. Первичным ядром при порождении речи является не синтаксис и не семантика, а сложная единица «синтаксис + семантика», которая и даёт в одних случаях синонимичные, а в других случаях омонимичные поверхностные структуры (в терминологии Н. Хомского).

И синтаксис, и семантика работают не сами по себе, а в соответствии с коммуникативным замыслом говорящего (сообщить о событии, задать вопрос, опровергнуть и т.п.). Этот замысел, связанный с мотивацией и неречевой деятельностью, зарождается в самых сложных отделах лобных долей и является системообразующим фактором речи, который запускает и координирует работу других уровней мозговой активности.

Этот замысел есть внутренняя программа высказывания, которую А.Р. Лурия называл это внутренней семантической записью, уже содержит в себе прообраз будущего высказывания. Иначе говоря, внутренняя программа высказывания ориентирована в будущее, а не в прошлое (на стимул).

Полемика Н. Хомского, Ч. Филлмора, М. Бирвиша и других, будучи проверена нейропсихологически, снимается в более высокой системно-динамической модели, предложенной А.Р. Лурией. Мы имеем дело здесь не с двумя альтернативными теориями, а с описанием двух взаимодействующих уровней единой системы.

А.Р. Лурия в этой полемике был не был «просто нейропсихологом», описывающим локализацию речевых механизмов. Он был создателем нейропсихологической теории организации высших психических функций, в которой язык (частный случай таких функций) предстаёт не как набор модулей, а как система динамических процессов, в которой семантика и синтаксис, автономные на своём уровне, вступают в сложное взаимодействие, образуя единицу высшего уровня, для порождения речи.

Первичны не синтаксис и не семантика, а речевое мышление как целое, которое для своего воплощения использует их как два необходимых и взаимодействующих инструмента. В этом, разумеется, А.Р. Лурия остался верен заветам своего учителя — Л.С. Выготского.


Источник: vk.com

Комментарии: