Нам 25 лет, почти четверть века мы наблюдаем? за Digital-рынком

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Нам 25 лет, почти четверть века мы наблюдаем? за Digital-рынком. Что изменилось за это время? Лекцию в сб читала на Цифровой кафедре, вот дубль записи, кому интересно. https://rutube.ru/video/71bfc5c23a34f21e47781f2bdab005f3/

Если кратко: поисковики поумнели. Но многие владельцы сайтов до сих пор живут где-то далеко в прошлом, когда можно было закупить ссылок, напичкать тексты ключами и оказаться на первой странице выдачи. Сейчас все совершенно по-другому.?

Решила с головой нырнуть в ностальгию – вспомнить молодость и рассказать, как выглядело продвижение в далеких 2000–2010-х годах, что происходит в 2025, и к чему готовимся сами....

Дикий интернет и эпоха черного SEO — начало 2000-х годов

Никаких правил еще нет, интернет больше напоминает огромный справочник, в котором приходится долго вручную искать нужную информацию. Просто он не на бумаге, а в цифре. Бизнес пока плохо понимает, зачем ему нужен сайт. А те, кто все-таки отважились ступить на неизведанную землю, не знают, как клиенты найдут их страницу в интернете. Сайты были смешные... Наш не исключение))

Был единственный способ продвинуть сайт — получить ссылки. Принцип простой: чем больше ресурсов ссылаются на ваш сайт, тем он в глазах поисковиков круче, а значит, его можно показывать выше в выдаче. Тогда Яндекс и Гугл еще не умели определять, что ссылки некачественные, и многие такой лазейкой активно пользовались и закупали их. И это работало — такие сайты висели в ТОПе.

Но была и альтернатива — регистрация в каталогах, справочниках и картах, такие ссылки считаются и по сей день качественными и выглядят естественнее, это как раз и была наша первая услуга. Инструмент, кстати, до сих пор актуален — даже в условиях нейропоиска, его обсудим дальше.

Ни о каких естественных вхождениях ключевых слов тоже не слышали, было понятно одно: если на странице больше ключей, чем у конкурентов, то ваш сайт выше в выдаче. В этот период появляются тексты, за которые до сих пор не любят сеошников — переоптимизированные, непригодные для чтения человеком, зато нравящиеся поисковикам.

Довольно быстро поисковики поняли, что в их работе есть лазейки, которыми пользуются хитрые оптимизаторы. В ответ на это Гугл и Яндекс стали разрабатывать алгоритмы, с помощью которых фильтровали в выдаче сайты, чьи владельцы прибегали к нечестным методам продвижения. За любителями покупных ссылок пришел Минусинск (Яндекс) и Пингвин (Гугл), а за переоптимизацию и в целом некачественный контент грозил АГС, Баден-Баден (Яндекс) и Панда (Гугл). За 10 лет было анонсировано более 20 алгоритмов — выдача становилась все лучше. Сайты, кстати, тоже.

Поисковики во главу угла теперь ставили полезность сайта. Прибегать к черному SEO было рискованно — вместо роста позиций можно было получить пачку санкций. Мы в этот момент помогали бизнесменам, чей сайт пострадал от фильтров поисковиков: выводили из-под Баден-Бадена, переписывая тексты на сайте и улучшая контент, и защищали от других фильтров.

Полезный контент для пользователей, грамотно оптимизированный под требования поисковых роботов, удобство сайта — теперь ценилось это. Тогда же появился алгоритм Палех — и поисковики научились не просто анализировать вхождения, но и понимать смысл запроса. Достаточно было ввести «фильм про Эминема», чтобы Яндекс понял, что вы имеете в виду «8 милю». Уже мало было одних только вхождений – важно писать тексты, уникальные не только технически, но и со смысловой точки зрения.

Постепенно десктоп проигрывает мобильным устройствам — люди все чаще начинают искать информацию и совершать покупки с телефона. Постепенно говорят о важности адаптации под мобилку, без которой сейчас уже невозможно себе представить качественное SEO, ведь это один из факторов ранжирования, тогда это только зарождалось. К 2019 году мобильный трафик составлял уже около 50 % (привет алгоритму Вега, который стал ранжировать сайты, оптимизированные под мобилки, выше).

Глубина просмотра, время на странице, кликабельность сниппета, возврат в поиск, прямые заходы на сайт, процент отказов — поисковики очень следят за тем, чтобы ресурс нравился пользователям. И если нет, то ТОПа не видать.

Однако черные SEO-приемы появились и здесь: в ТОПе полно сайтов, которые накручивают поведенческие факторы. В каких-то нишах без этого в принципе не получится пробиться на первые позиции, потому что крутят их все. Но мы ПФ не крутим (не крутили, не планируем) и вам не советуем — все-таки это рискованный путь, сайт может вообще вылететь из поиска. Лучше продвигаться белыми методами — их предостаточно, а параллельно улучшать свой сайт, делая его удобнее и полезнее для пользователя.

COVID-19 серьезно повлиял и на диджитал: поведение пользователей изменилось. Фактически не осталось альтернатив — теперь все покупки происходят в интернете, а компании, которые еще не перешли в онлайн, должны были это срочно сделать для выживания.

Люди все больше времени проводили в соцсетях, покупали онлайн: в интернет-магазинах и на маркетплейсах — хорошая репутация компании теперь не просто плюсик в карму владельца, а еще один фактор ранжирования (это алгоритмы Y1 Яндекса и MUM google). Поисковики оценивают не сайт в вакууме, а бизнес, что стоит за ним. И отзывы здесь играют не последнюю роль.

Омниканальность — не просто модный тренд, а необходимость:

SEO, контекстная реклама, email-маркетинг, SMM, контент-маркетинг, SERM и остальные инструменты важно включать в маркетинговую стратегию, чтобы сопровождать клиента по всей воронке продаж и плавно подводить к покупке. Чего-то одного теперь недостаточно. Просто не работает. И это 2023 год.... Т.е. к 25 у вас ДОЛЖНО это быть по умолчанию.

Мы тогда тоже сфокусировались не на разовых работах, а на комплексном сопровождении. Например, работа с SEO без SERM или с контекстом без проработки контента бесполезны, на каком-то из этапов воронки клиент «отвалится» и предпочтет другую компанию. Нужно постоянно держать контакт с пользователем и быть на виду – строить воронки продаж (Маша Солодар, тебе тоже привет, классная книга про воронки продаж, тогда нам сильно помогала).

H-E-E-A-T правят бал — докажите, что вы профи: польза, опыт, экспертиза, авторитет, надежность — пять слагаемых успеха. Особо ценится контент от настоящих экспертов, который демонстрирует глубокие знания и практический опыт в своей нише. Поисковые алгоритмы все лучше распознают, кто действительно стоит за информацией на сайте, и отдают предпочтение проверенному, качественному контенту. К 2025 году эти принципы стали еще строже, ведь в интернете появилась целая гора никому ненужных сгенерированных текстов. Вроде что-то читаешь умное, а никакого толку, только время зря убил...

С 2023 года в сети стали активно обсуждаться нейросети: ИИ тестировали, но по-прежнему относились к ним с некоторым скепсисом. Но многие диджитал-специалисты все-таки всерьез задумались о том, что роботы очень скоро могут лишить их работы????.

И неспроста: в 2025 году частично это оказалось правдой. А на сайты тем временем рекой полились тексты, сгенерированные ИИ. Поисковики отреагировали обновлением алгоритма, который лучше вычислял некачественный контент, в том числе созданный нейросетями исключительно для продвижения в выдаче.

Но это вовсе не значило, что поисковики против использования ИИ. Наоборот, они сами внедрили в поиск нейроблоки, которые в 2024 году еще можно было отключить и пользоваться традиционным поиском, но в 2025 году они уже прочно закрепились под поисковой строкой и крадут трафик у сайтов в ТОПе — и эта тенденция будет только усиливаться. Теперь нужно оптимизировать свой сайт под нейросети, чтобы попадать в ответы ИИ.

SEO мертво?

Нет, к нему присоединилось GEO (Generative Engine Optimization). Это своего рода надстройка: попасть в ответы ИИ, минуя классическое SEO-продвижение, не получится, потому что качество ресурса — важный фактор для отбора информации нейросетью.

А еще важна цитируемость и репутация компании – да-да, старая добрая регистрация в картах и популярных справочниках, зародившаяся в далеких 2000-х, все еще актуальна. 2ГИС, Яндекс Карты, Irecommend, Zoon и т. д. считаются ИИ качественными, а с отзовиков еще и подтягиваются отзывы о компании, которые также анализирует нейросеть для своих ответов. Сюда же добавляются публикации в СМИ, блогах, выступления на профильных конференциях и участие в рейтингах – все это показывает ИИ, что вашему сайту и компании в целом можно доверять, а значит, и использовать ваши статьи в ответах тоже можно. Книга Марии Солодар по воронкам тоже до сих пор в тренде)) Читайте!

Люди больше не хотят гуглить, переходить с сайта на сайт, изучать несколько источников — это долго. Пользователям нужен ответ здесь и сейчас. Гораздо быстрее и проще спросить у нейросети или прочитать информацию в нейроответе, где дается готовый релевантный ответ. И это доказывает статистика, которую мы видим прямо сейчас – органический трафик и клики снижаются на 8-30 %, а доля посетителей из ChatGPT, Perplexity, DeepSeek и проч. растет. И это только начало.

А что дальше? Поиск вообще без кликов и ссылок, AI-агенты и увеличение роли бренда...

Все 25 лет поисковики стремятся выдавать релевантный контент, учитывать намерение пользователя и даже предугадывать его желания. В будущем нас ждет еще большая персонализация. Уже сейчас нейросети способны выдавать ответ, который довольно полно отвечает на запрос, в будущем они научатся это делать еще лучше. Предполагаю, что уже в скором времени AI-агенты станут не чем-то диковинным, а вполне привычными.

Надеяться, что нейросети — очередной тренд, который скоро пройдет, не стоит, они с нами точно надолго. Единственный выход — уже сегодня адаптироваться под нейропоиск. Важно готовить контент для сайта по-новому, учитывая требования не только поисковых роботов, но и нейросетей. В общем делать все, чтобы сайт занимал лидирующие позиции в традиционной поисковой выдаче, а также стал источником для ответов ИИ.

На своем примере можем сказать, что перемены не даются просто: с 2000 года на себе ощутили все поисковые революции, кризисы, новые алгоритмы и технологии.

И останавливаться точно нельзя — мы все стоим на пороге новой нейросетевой эпохи. Нам, к примеру, пришлось в очередной раз поменять подход к работе и перестроить процессы в компании. В 2024 году изменили позиционирование — стали AI-агентством и внедрили ИИ в рабочие процессы: для аналитики, SEO, контекстной рекламы и разработки. А в начале 2025 года после тестов гипотез запустили и продвижение в нейропоиске. Но уверена, что самое интересное впереди. Уже готовим цифровых агентов.

Мой вывод таков: за 25 лет мы сменили не просто инструменты — мы сменили эпохи. От пиксельных баннеров до нейросетей, от статичных сайтов до цифровых вселенных. Менялось все: технологии, платформы, парадигмы. Но неизменным оставалось главное — наше стремление создавать решения, которые не просто идут в ногу со временем, а опережают его. Зачастую не просто адаптировались к изменениям — мы их создавали (горжусь командой). Осознавать, что ты часть этой революции — вот что по-настоящему меня вдохновляет, прямо до мурашек.

Ирина Шамина, исполнительный директор digital-агентства 1PS.RU


Источник: rutube.ru

Комментарии: