Фильмы ужасов лечат депрессию |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-10-30 14:47 биологические нейронные сети, Головной мозг, работа головного мозга Я сижу в темной комнате. Окна как всегда занавешены блэкаут шторами. Источник света только тоненькая гирлянда и экран ноутбука. Передо мной небольшой телик (когда-нибудь, я надеюсь, я куплю экран во всю стену). На экране Эд и Лорейн Уоррены пытаются провести обряд экзорцизма. Вещи летают. Музыка напрягает. В стеклянном гробу - кукла Аннабель. Вообще, когда я искала материал для этой статьи я натыкалась на такие громкие заголовки, как "ФИЛЬМЫ УЖАСОВ ЛЕЧАТ ДЕПРЕССИЮ". Для меня это такая же желтушка, как и "колбаса из геев" и "на Дону появился сом-людоед". Фильмы ужасов депрессий никаких не лечат. Депрессии лечат ударные дозы таблеточек и Божья помощь. А Бога, как вы знаете... Но то, что фильмы ужасов могут быть полезны для психики это реально научно доказанный факт. И любим мы их не потому, что склонны к жестокости или танатофилии (хотя я - да), а потому что наши мозги трутся об них, как лоси о деревья, вырабатывая нужные гормончики. Что такое безопасный стресс? Когда мы смотрим фильм ужасов, активируются те же нейронные цепи, что и при реальной угрозе: амигдала (центр обработки страха) сигнализирует об опасности, гипоталамус запускает ось HPA (гипоталамус–гипофиз–надпочечники), уровень кортизола и адреналина резко повышается. Однако, в отличии от реального кризиса, мы знаем — даже на подсознательном уровне — что мы в безопасности. Кукла Чаки не придет нас насиловать. Чужие не пролезут по вентиляции. Демоны не вселятся в нас через телевизор (только если там не Кашпировский). Это создаёт уникальное состояние: контролируемый стресс. Исследования подтверждают эту гипотезу. В эксперименте, проведённом Margee Kerr и Greg Siegle (2014) в Университете Питтсбурга, участники, посетившие страшный аттракцион демонстрировали значительное снижение уровня тревожности после опыта, особенно те, кто изначально имел высокий уровень стресса. Анализ ЭЭГ показал усиление активности в префронтальной коре — области, отвечающей за регуляцию эмоций, — что свидетельствует о повышении эмоциональной устойчивости после симулированного страха. Более того, Baumeister et al. (2020) в метаанализе 32 исследований показали, что умеренное воздействие стрессоров в безопасной среде (так называемый stress inoculation) улучшает когнитивную гибкость и снижает риск развития тревожных расстройств. Мозг, подобно иммунной системе, «вакцинируется» против будущих потрясений. Мы дрочим о фильмы ужасов которые приносят нам настоящую эмоциональную разрядку прямо как оргазм после долгого воздержания. Но более того - мы испытываем такое редкое состояние, как катарсис. Катарсис это очищение через страдания (ну или другие эмоции) которые мы высвобождаем в ходе подглядывания за произведениями искусства. Фильмы ужасов — это зеркало бессознательного. Монстр на экране редко бывает просто монстром. Он — метафора подавленного: депрессии, травмы, чувства вины, сексуального подавления, экзистенциального ужаса перед бессмысленностью. Когда мы наблюдаем за тем, как персонаж сталкивается с воплощённым кошмаром, мы переживаем проекционный катарсис. Этот механизм имеет нейрохимическую основу. Исследования Tiffany Watt Smith (2018) и Paul Rozin (1999) показывают, что «приятный страх» активирует дофаминергическую систему вознаграждения. То есть мозг не просто переживает страх — он получает удовольствие от того, что почувствовал его. Это объясняет, почему зрители часто испытывают эйфорию после кульминации фильма ужасов: дофамин компенсирует кортизол. Для людей с высокой чувствительностью — например, при депрессии или тревожке, где колебания дофамина и норадреналина играют ключевую роль — такой контролируемый выброс нейромодуляторов может служить естественным регулятором аффекта. Внутренний хаос, который невозможно выразить словами, обретает форму: он становится Фредди Крюгером, Пеннивайзом или злобной монашкой из "Заклятия". И в момент, когда герой выживает — или даже погибает с достоинством — зритель получает символическое разрешение собственного конфликта. Для тех, кто живёт в состоянии постоянного внутреннего напряжения — будь то гений, страдающий от собственной проницательности, или художник, чья чувствительность граничит с болью, — фильмы ужасов становятся актом эстетического сопротивления. Они отвергают ложный оптимизм массовой культуры, признают тьму как неотъемлемую часть бытия и предлагают красоту в разрушении. Наука подтверждает: восприятие «негативной» эстетики (например, готики или насилия) активирует переднюю поясную кору — зону, связанную с эмпатией, моральным суждением и переживанием сложных эмоций. Это не просто «мне нравится, когда кто-то на экране жрет труп» — это когнитивно-эмоциональное погружение, которое развивает толерантность к амбивалентности. Работы Ари Астер, Дэвида Линча или Кубрика в «Сиянии» не просто пугают — они поэтизируют ужас. Они говорят: «Да, мир полное дерьмо. Люди - ублюдки. Смерть - везде. Прими это и живи достойно». Такой подход особенно близок тем, кто находит утешение не в утешении как таковом, а в признании глубины страдания. А что насчет картонного насилия? Я, как искренний фанат работ Тарантино часто задавалась вопросом - картонное насилие и настоящее могут переплетаться в одном человеке или нет? Вот на экране - О-Рен Ишии бежит своими маленькими ножками по столу. Следующий кадр - голова одного из боссов токийской мафии взлетает в воздух и катится. Следующий кадр - все заливает тонкими струйками крови, как из шланга душа-садиста. Ну а рожа Дейзи Домергу когда осколки черепа и части мозгов ее брата оказывается на ее лице просто бесценна. Короче, если кому то в фильме не отстрелили яйца - это не весело. А че там ученые настрочили? Когда мозг воспринимает изображение насилия он автоматически активирует зеркальные нейроны и эмоциональные центры, включая амигдалу и островковую кору. Однако, ключевое различие между реальным и «картонным» насилием — в контекстуальной оценке. Префронтальная кора, отвечающая за рациональное суждение, быстро распознаёт признаки искусственности: неестественные цвета крови, комичные звуки, преувеличенная хореография падений. Это создаёт состояние диссоциированного участия: зритель одновременно чувствует напряжение и знает, что всё это — игра. Как показало исследование Bartholow et al. (2006), участники, игравшие в игры с реалистичным насилием, демонстрировали снижение эмпатии и повышенную агрессивность в последующих тестах, тогда как в играх с абсурдной, стилизованной жестокостью (например, Overwatch или Cuphead) таких эффектов не наблюдалось. Картонное насилие, таким образом, не десенсибилизирует — оно разгружает. Оно позволяет выразить агрессию, не нарушая этических границ сознания. Поэтому "вся эта ваша агрессия от кампуктера" - это глупость. По сути, что фильмы ужасов, что "Человек-бензопила", что "Бешеные псы" - это полезный дроч мозга, который дает прожить ситуацию без самой ситуации. А еще - выпустить немного экзистенциального ужаса, страха перед смертью, болезнями и остальным не запачкав руки и штаны. Именно поэтому Чак Паланик один из моих любимчиков - он честен до невозможности, смешен до абсурда, красив до безобразности. Всем - один стакан "Астрала" в это чате. Не забывайте что зачастую красивое - уродливое, а уродливо красиво в своем глубинном смысле. ********* Мы тут продолжаем ковыряться в древних окаменелостях, собирать деньги на наши лектории, рассказывать интересное и разоблачать всякое, чтобы вам было интересно и познавательно. Наш проект держится на чистом энтузиазме, поскольку монетизации, как вы понимаете, здесь нет. Если вам нравится то, что мы делаем, и вы хотите, чтобы мы продолжали выкапывать всякие приколы и делиться ими, то вы можете поддержать нас рублём на эту карту: 2202201559488453 (с указанием - Нове на венлафаксин и корм для папуга. Я серьезно). Этот приятный бонус помогает нам не забросить хобби и не оставить платформу, которая делает всё, чтоб мы её ненавидели. Спасибо за поддержку. Источники: -Kerr, M., & Siegle, G. (2014). Psychophysiological responses to fear and threat in a haunted attraction. University of Pittsburgh. -Baumeister, R. F., et al. (2020). Stress inoculation and emotional resilience: A meta-analytic review. Psychological Bulletin. -Rozin, P., et al. (1999). The CAD triad hypothesis: A mapping between three moral emotions and three moral codes. Journal of Personality and Social Psychology. -Duman, R. S., & Aghajanian, G. K. (2012). Synaptic dysfunction in depression: Potential therapeutic targets. Science. -Leder, H., et al. (2021). Neural correlates of negative aesthetic experiences. NeuroImage. Текст: Арт: Источник: vk.com Комментарии: |
|