Фильмы ужасов лечат депрессию

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Я сижу в темной комнате. Окна как всегда занавешены блэкаут шторами. Источник света только тоненькая гирлянда и экран ноутбука. Передо мной небольшой телик (когда-нибудь, я надеюсь, я куплю экран во всю стену). На экране Эд и Лорейн Уоррены пытаются провести обряд экзорцизма. Вещи летают. Музыка напрягает. В стеклянном гробу - кукла Аннабель.

Вообще, когда я искала материал для этой статьи я натыкалась на такие громкие заголовки, как "ФИЛЬМЫ УЖАСОВ ЛЕЧАТ ДЕПРЕССИЮ". Для меня это такая же желтушка, как и "колбаса из геев" и "на Дону появился сом-людоед". Фильмы ужасов депрессий никаких не лечат. Депрессии лечат ударные дозы таблеточек и Божья помощь. А Бога, как вы знаете...

Но то, что фильмы ужасов могут быть полезны для психики это реально научно доказанный факт. И любим мы их не потому, что склонны к жестокости или танатофилии (хотя я - да), а потому что наши мозги трутся об них, как лоси о деревья, вырабатывая нужные гормончики.

Что такое безопасный стресс?

Когда мы смотрим фильм ужасов, активируются те же нейронные цепи, что и при реальной угрозе: амигдала (центр обработки страха) сигнализирует об опасности, гипоталамус запускает ось HPA (гипоталамус–гипофиз–надпочечники), уровень кортизола и адреналина резко повышается. Однако, в отличии от реального кризиса, мы знаем — даже на подсознательном уровне — что мы в безопасности. Кукла Чаки не придет нас насиловать. Чужие не пролезут по вентиляции. Демоны не вселятся в нас через телевизор (только если там не Кашпировский). Это создаёт уникальное состояние: контролируемый стресс.

Исследования подтверждают эту гипотезу. В эксперименте, проведённом Margee Kerr и Greg Siegle (2014) в Университете Питтсбурга, участники, посетившие страшный аттракцион демонстрировали значительное снижение уровня тревожности после опыта, особенно те, кто изначально имел высокий уровень стресса. Анализ ЭЭГ показал усиление активности в префронтальной коре — области, отвечающей за регуляцию эмоций, — что свидетельствует о повышении эмоциональной устойчивости после симулированного страха.

Более того, Baumeister et al. (2020) в метаанализе 32 исследований показали, что умеренное воздействие стрессоров в безопасной среде (так называемый stress inoculation) улучшает когнитивную гибкость и снижает риск развития тревожных расстройств. Мозг, подобно иммунной системе, «вакцинируется» против будущих потрясений. Мы дрочим о фильмы ужасов которые приносят нам настоящую эмоциональную разрядку прямо как оргазм после долгого воздержания.

Но более того - мы испытываем такое редкое состояние, как катарсис. Катарсис это очищение через страдания (ну или другие эмоции) которые мы высвобождаем в ходе подглядывания за произведениями искусства.

Фильмы ужасов — это зеркало бессознательного. Монстр на экране редко бывает просто монстром. Он — метафора подавленного: депрессии, травмы, чувства вины, сексуального подавления, экзистенциального ужаса перед бессмысленностью. Когда мы наблюдаем за тем, как персонаж сталкивается с воплощённым кошмаром, мы переживаем проекционный катарсис.

Этот механизм имеет нейрохимическую основу. Исследования Tiffany Watt Smith (2018) и Paul Rozin (1999) показывают, что «приятный страх» активирует дофаминергическую систему вознаграждения. То есть мозг не просто переживает страх — он получает удовольствие от того, что почувствовал его. Это объясняет, почему зрители часто испытывают эйфорию после кульминации фильма ужасов: дофамин компенсирует кортизол.

Для людей с высокой чувствительностью — например, при депрессии или тревожке, где колебания дофамина и норадреналина играют ключевую роль — такой контролируемый выброс нейромодуляторов может служить естественным регулятором аффекта. Внутренний хаос, который невозможно выразить словами, обретает форму: он становится Фредди Крюгером, Пеннивайзом или злобной монашкой из "Заклятия". И в момент, когда герой выживает — или даже погибает с достоинством — зритель получает символическое разрешение собственного конфликта.

Для тех, кто живёт в состоянии постоянного внутреннего напряжения — будь то гений, страдающий от собственной проницательности, или художник, чья чувствительность граничит с болью, — фильмы ужасов становятся актом эстетического сопротивления. Они отвергают ложный оптимизм массовой культуры, признают тьму как неотъемлемую часть бытия и предлагают красоту в разрушении.

Наука подтверждает: восприятие «негативной» эстетики (например, готики или насилия) активирует переднюю поясную кору — зону, связанную с эмпатией, моральным суждением и переживанием сложных эмоций. Это не просто «мне нравится, когда кто-то на экране жрет труп» — это когнитивно-эмоциональное погружение, которое развивает толерантность к амбивалентности.

Работы Ари Астер, Дэвида Линча или Кубрика в «Сиянии» не просто пугают — они поэтизируют ужас. Они говорят: «Да, мир полное дерьмо. Люди - ублюдки. Смерть - везде. Прими это и живи достойно». Такой подход особенно близок тем, кто находит утешение не в утешении как таковом, а в признании глубины страдания.

А что насчет картонного насилия? Я, как искренний фанат работ Тарантино часто задавалась вопросом - картонное насилие и настоящее могут переплетаться в одном человеке или нет? Вот на экране - О-Рен Ишии бежит своими маленькими ножками по столу. Следующий кадр - голова одного из боссов токийской мафии взлетает в воздух и катится. Следующий кадр - все заливает тонкими струйками крови, как из шланга душа-садиста. Ну а рожа Дейзи Домергу когда осколки черепа и части мозгов ее брата оказывается на ее лице просто бесценна. Короче, если кому то в фильме не отстрелили яйца - это не весело.

А че там ученые настрочили?

Когда мозг воспринимает изображение насилия он автоматически активирует зеркальные нейроны и эмоциональные центры, включая амигдалу и островковую кору. Однако, ключевое различие между реальным и «картонным» насилием — в контекстуальной оценке. Префронтальная кора, отвечающая за рациональное суждение, быстро распознаёт признаки искусственности: неестественные цвета крови, комичные звуки, преувеличенная хореография падений.

Это создаёт состояние диссоциированного участия: зритель одновременно чувствует напряжение и знает, что всё это — игра. Как показало исследование Bartholow et al. (2006), участники, игравшие в игры с реалистичным насилием, демонстрировали снижение эмпатии и повышенную агрессивность в последующих тестах, тогда как в играх с абсурдной, стилизованной жестокостью (например, Overwatch или Cuphead) таких эффектов не наблюдалось.

Картонное насилие, таким образом, не десенсибилизирует — оно разгружает. Оно позволяет выразить агрессию, не нарушая этических границ сознания. Поэтому "вся эта ваша агрессия от кампуктера" - это глупость.

По сути, что фильмы ужасов, что "Человек-бензопила", что "Бешеные псы" - это полезный дроч мозга, который дает прожить ситуацию без самой ситуации. А еще - выпустить немного экзистенциального ужаса, страха перед смертью, болезнями и остальным не запачкав руки и штаны. Именно поэтому Чак Паланик один из моих любимчиков - он честен до невозможности, смешен до абсурда, красив до безобразности.

Всем - один стакан "Астрала" в это чате. Не забывайте что зачастую красивое - уродливое, а уродливо красиво в своем глубинном смысле.

*********

Мы тут продолжаем ковыряться в древних окаменелостях, собирать деньги на наши лектории, рассказывать интересное и разоблачать всякое, чтобы вам было интересно и познавательно.

Наш проект держится на чистом энтузиазме, поскольку монетизации, как вы понимаете, здесь нет. Если вам нравится то, что мы делаем, и вы хотите, чтобы мы продолжали выкапывать всякие приколы и делиться ими, то вы можете поддержать нас рублём на эту карту: 2202201559488453 (с указанием - Нове на венлафаксин и корм для папуга. Я серьезно).

Этот приятный бонус помогает нам не забросить хобби и не оставить платформу, которая делает всё, чтоб мы её ненавидели. Спасибо за поддержку.

Источники:

-Kerr, M., & Siegle, G. (2014). Psychophysiological responses to fear and threat in a haunted attraction. University of Pittsburgh.

-Baumeister, R. F., et al. (2020). Stress inoculation and emotional resilience: A meta-analytic review. Psychological Bulletin.

-Rozin, P., et al. (1999). The CAD triad hypothesis: A mapping between three moral emotions and three moral codes. Journal of Personality and Social Psychology.

-Duman, R. S., & Aghajanian, G. K. (2012). Synaptic dysfunction in depression: Potential therapeutic targets. Science.

-Leder, H., et al. (2021). Neural correlates of negative aesthetic experiences. NeuroImage.

Текст:

Арт:


Источник: vk.com

Комментарии: