Редко встречаются такие осознанные родители. Поддерживаем на 100% Цифровая деменция? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-09-13 14:44 В апреле 2025 года эксперты ВЦИОМ провели с помощью родителей-респондентов масштабное исследование на тему «Искусственный интеллект и дети»: каждый второй россиянин (46%) против использования ИИ для подготовки домашних работ и заданий, считая, что нейросетка ухудшает качество знаний и отрицательно влияет на интеллект ребёнка. Внимание! В нормальных условиях дофамин помогает человеку достигать целей, работать над собой и получать удовольствие от жизни. Если же стимуляция дофаминовых рецепторов становится слишком частой и чрезмерной, а для выработки «гормона счастья» не прикладываются усилия, то это приводит к сбоям в контроле поведения и регуляции мотивации. Такие паттерны-установки зависят, конечно, от поколенческого фактора (чем младше родитель, тем он лояльнее к ИИ), поэтому при смене поколений позитивная динамика пойдёт вперёд семимильными шагами. Многие корифеи нейронаук с такой перспективой не согласны. К примеру, профессор Татьяна Черниговская убеждена: всё, что связано с творчеством, развитием интеллекта и получением новых знаний, должно принадлежать только человеку — иначе он перестанет быть человеком. «А что ему тогда остаётся? Бургер есть?» — иронично замечает Татьяна Владимировна. Да, замена остроты человеческой мысли на ИИ — самый короткий путь к оглуплению, но, кажется, обратной дороги нет. Мир сегодня переживает четвёртую промышленную революцию, а пресловутый бот ChatGPT становится лучшим другом наших детей, «взвалив» на себя функции учителя и родительской фигуры, которой можно доверять. Почему? — Дети и подростки в силу возраста и активности — очень любознательный народ, — рассказывает психотерапевт, кандидат психологических наук Елена Соколова. — Они исследуют возможности нейросети, им интересно задавать неожиданные вопросы и получать быстрые ответы, не требующие глубины погружения. И с точки зрения детской психики это объяснимо: просто что-то ответили — зато не проигнорировали, не укорили, что «сам уже должен знать», не отправили читать энциклопедию, как это бывает в общении со взрослыми. Но здесь, на мой взгляд, и кроется одна из ловушек ИИ — неограниченный доступ 24/7 к информационному потоку с любыми вопросами и темами, которые стыдно обсуждать со взрослыми и даже друзьями, но при этом тебя всегда понимают, отвечают, не осуждают и даже хвалят: «Какую важную тему ты поднимаешь!». По мнению эксперта, у ребёнка возникает иллюзия, что ИИ знает всё — гораздо больше родителя, учителя или взрослого родственника. Но скучным заучкой-ботаником он не выглядит — в его настройки сразу вшита комплиментарность и иллюзия внимательного собеседника, который похвалит за «прикольные вопросы» и с вежливой заинтересованностью продолжит разговор. Поэтому происходит подмена — нейросеть становится идеальным родителем: она всегда в свободном доступе, не говорит «устала, отстань, потом», готова выслушать, утешить, посоветовать и поддержать. Казалось бы, найдена замена задёрганным родителям, которые в погоне за обеспечением комфортной жизни своему дитяти ничего уже не успевают, но Елена Соколова и её единомышленники-психологи считают, что «железяке» глубоко безразличен внутренний мир ребёнка и его переживания. — Уже есть примеры, когда своими советами и «помощью» нейросеть доводила детей до суицида. Ещё одна опасность для развития личности и социализации ребёнка — это иллюзия дружбы и понимания, которую дарит ИИ, — продолжает психотерапевт, организовавшая в Бердске «Клуб друзей», где ведёт с родителями и детьми просветительскую работу по этим вопросам. — Но она не даёт ему возможность приобрести опыт человеческого общения, где нужно договариваться, конкурировать, доказывать своё, искать компромиссы и решать конфликты. Это сложно. Куда проще и приятнее проводить время с нейросетью, которая подстраивает свои алгоритмы под тебя. Но в этой ситуации нет развития. Это как разговаривать со сказочным зеркалом, где отражается образ «я на свете всех милее, всех румяней и белее». Сегодня психологи много пишут о «цифровой деменции», которая возникает на фоне замедления или угасания когнитивных функций у деток, постоянно «висящих» в чат-боте с ИИ, — эта проблема прежде всего касается несовершеннолетних, чьё формирование личности ещё далеко не закончено. Из-за «цифровой деменции» у них происходит сворачивание социальных контактов и снижается уровень эмоционального интеллекта, что может, в принципе, привести даже к распаду личности. Защитники ИИ, напротив, выступают с заявлениями в Сети, что коммуникация с нейросеткой стимулирует интерес ребёнка к творчеству и открывает перед ним бесконечные возможности для воплощения собственных креативных идей, формируя в детях доверие к информационным технологиям. Дитё, которое с пелёнок умеет правильно использовать ИИ, облегчает себе жизнь и становится более адаптированным к жизни в безумном цифровом мире. Забавный факт: большинство текстов «во здравие ИИ» написано для продвижения конкретных платных курсов и цифровых школ, когда «а вот здесь ваш ребёнок может научиться правильному общению с нейросетью». КСТАТИ Взрослому человеку проще отличить правду от лжи, а ребёнок запросто может принять откровенную чепуху ИИ за чистую монету. Какой ещё Сократ? В одном из эфиров российский психолог Людмила Петрановская говорила о том, что она запретила бы школьникам и студентам использовать бот ChatGPT, ибо он даже не «костыль-подсказка», а инструмент оглупления. Полностью согласна с психологом — немного страшно жить в мире, где, к примеру, дома будут проектировать инженеры, писавшие свои курсовые с помощью ИИ. — Заигрывания с нейросетью ведут к тому, что у молодого человека начинает страдать интеллектуальное развитие, — у него отпадает необходимость в отборе материала, анализе фактов и источников, — рассуждает психотерапевт Соколова. — Всё принимается за истину, даже если к истине этот факт не имеет отношения. Классический пример, где проваливаются даже студенты: для ответа на вопрос «Сколько книг/произведений написал Сократ?» они сразу идут в Сеть, где получают информацию — 36! И даже не задумываясь, выпаливают её — ведь так написано в интернете, а это истина в последней инстанции. Даже пролистать ленту не приходит в голову, вспомнить или узнать о сократическом методе диалога. Мы с вами понимаем, что ИИ оперирует огромной базой разношёрстной информации когда-то загруженной человеком в Сеть, а это значит, что «не все факты одинаково полезны». Отделять зёрна от плевел в поисках правильного ответа должен человек, а не бот ChatGP, который может перепутать факты или выдать устаревшие данные. Я не демонизирую нейросетку — она, конечно, облегчает школьнику и студенту жизнь: данные проанализирует, краткое содержание книги перескажет, сочинение напишет, задачку по математике решит — идеальный «сосед по парте», который всегда даст списать. Но российские эксперты всё чаще пишут, что регулярное использование технологий искусственного интеллекта приводит к снижению критичности в отношении информации, которую генерируют нейросети, и утрачивается способность к самостоятельному мышлению. Человек — существо ленивое, а когда перед тобой стоит выбор: идти в библиотеку, чтобы найти информацию в справочнике/словаре, или спросить нейросетку, то выбор очевиден. — Я не буду говорить о курсовых работах и дипломах — все «антиплагиаторы», что работали в начале и середине 2000-х, сломаны, их научились обходить, — констатирует Елена Соколова. — Поэтому к настоящим научным работам они отношения не имеют. Как и письменные рефераты, задания, что дают школьникам. Теперь это не про знания и развитие аналитических способностей и мышления, к сожалению. Плохая новость для родителей, которые делегировали нейросеткам находить ответы для своих почемучек — педагоги и психологи настоятельно советуют: детям полезно работать с ИИ вместе со взрослыми! Ребёнку нужно понимать не только «что» говорит чат-бот, но и «почему» он отвечает именно так, а для этого мама/папа должны быть рядом, чтобы малыш усвоил: ИИ может стать верным помощником, но последнее слово всегда за человеком. Что нужно делать родителю? Объяснить, что ИИ — это помощник, но не родитель, не учитель и не друг. Он умеет работать с текстом, изображениями, кодом, но не думает и не чувствует, как человек. Предупредить, чтобы ребёнок не загружал в нейросеть личные данные: фотографии, адрес или документы. Научить ребёнка перепроверять ответы ИИ: сверять факты с учебниками, справочниками и авторитетными источниками. Использовать родительский контроль: настроить фильтры, следить за активностью и ограничивать время использования цифровых устройств. Ставьте рамки. Пусть ИИ ищет идеи или примеры, но не выполняет всю работу за ребёнка. Можно с помощью ИИ сделать план сочинения, но само сочинение пиши, дружочек, сам. Научите выполнять комбинированные задания. Часть работы ребёнок делает сам, а часть с помощью ИИ: проверяет грамотность, например. Поддерживайте живое общение ребёнка и его сверстников. Не допускайте ситуации, когда ИИ становится другом. Объясняйте ему как устроены цифровые технологии, когда «совы не то, чем кажутся». Ребёнок должен понимать: чат-бот — не человек, а ролик на каком-то ресурсе — не всегда правда. Наталия ДМИТРИЕВА Источник: https://vk.com/wall-219717927_78310 https://dzen.ru/a/aL-fNSr4LVjZbLER Источник: dzen.ru Комментарии: |
|