О ПОТРЕБНОСТЯХ И ЭМОЦИЯХ СОБАК

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Про потребности можно говорить бесконечно – ведь это фундамент нашего и собачьего поведения. Каждый раз, когда мы делаем что-то, мы пытаемся избавиться от дискомфорта и приблизиться к комфорту. То есть удовлетворить какую-то потребность.

Меня всегда изумляла потрясающая схожесть людей и собак, позволяющая нам строить долгие и счастливые отношения. И дело не только в том, что мы с собаками, кажется, виды с самым выраженным инфантилизмом (детскими чертами внешности и поведения), а значит потрясающе любознательны и терпимы друг к другу.

Наши потребности схожи. Нам легко понять, как мучается собака, которая месяцами, а то и годами не получает новой информации, сидя на участке без выгула. Мы можем представить, как важно собаке управлять хотя бы частью своей жизни и влиять на наше поведение.

А еще нас сильно объединяет потребность в близости – тяга к общению, тактильному контакту и дружеским отношениям, которую мы переносим друг на друга.

И точно так же схожи наши способы справляться с бессилием, когда нет никакой возможности получить то, что хочется.

Долгое время считалось, что человек вершина эволюции, что он во всех отношениях качественно отличается от животных. Ученые тоже люди, им было трудно взглянуть на себя со стороны.

Поэтому сначала зашли разговоры о «испытывают ли собаки эмоции». Потом про «есть ли у собак возможность понимать разницу между собой и другим».

А сейчас научная дискуссия про собак (и вообще животных) уже дошла до поисков у них самосознания.

И знаете что? На этот вопрос нет ясного ответа. Наука не может сказать точно – да или нет.

(и это важное открытие последнего десятилетия – то что мы подвергаем сомнению стойкое убеждение, что «у животных вообще нет и не может быть самосознания»)

Одни исследования подтверждают, что собака не способна к абстрактному мышлению, которое необходимо для самосознания.

Другие – что собаки, как и многие животные, могут считать до семи и проводить простые вычисления типа сложения и вычитания (правда не как люди у себя в голове, а на предметах, то есть так же, как и человеческие дети в возрасте 2-5 лет).

Что мы точно уже знаем про собак (и в чем наука научилась сомневаться):

у собак есть потребности организма и психики, включая потребность в новой информации, контроле и, вероятно, саморазвитии (тут мы упираемся в терминологию, то есть что под этим понимать)

у собак есть все основные эмоции, свойственные людям – то есть 7 основных эмоций и их вариации по силе: радость, печаль, страх, злость, отвращение, удивление и интерес.

На счет вины, стыда, обиды и пр. нет точного мнения, потому что эти эмоции требует самосознания (понимания, что «я плохой» или «я причинил тебе вред» или «я не хочу рвать отношения с тобой, но ты сделал мне неприятно»).

Биологические основы этих эмоций, конечно, у собаки есть. Но не в том виде, как у человека – уж слишком по разному устроен наш мозг.

у собак есть мотивации. То есть в их головном мозге, как и у нас, происходит поиск и сравнение разных стимулов и действий, которые в прошлом приводили к результату.

Насколько собака может делать осознанный выбор – мы не знаем. Точно не как человек, но ведь мы тоже животные, хоть и с высокоразвитым абстрактным мышлением.

Все, что мы можем и умеем, имеет биологические основы и в намного более простом виде существует у тех же высших приматов. А мы с ними родственные виды, произошедшие от одного очень далекого предка (который был куда примитивнее).

у собак есть чувства и настроения. Но у них значительно меньше возможностей подавлять или перенаправлять свое эмоциональное состояние.

Если сильно упрощая, то «рациональная часть» мозга собаки значительно менее развита, чем у человека, и имеет меньше связей с «эмоциональной частью».

у собак есть фрустрация (негативное переживание своего бессилия при невозможности удовлетворить потребность). И собаки реагируют на фрустрацию понятным нам образом – реализуя ее в виде какого-то действия.

Как люди моют посуду в ожидании важного звонка или копаются в телефоне вместо работы, так и собаки жуют игрушки, лижут лапы, бегают по комнате, пристают к кошке, когда хотят в туалет, есть, играть или еще что-то, что недоступно.

А еще на собак почти так же губительно, как на людей, действуют плохие условия в детстве. Когда потребности систематически не удовлетворялись и не было возможности повлиять на это.

У людей такие нарушения называют «комплексным ПТСР» или «травмой развития». Для собак мы употребляем термин «нарушение развития».

И важная часть нашей работы – это попытка помочь таким собакам и их людям. Снизить фрустрацию, научить легче ее переносить, сформировать больше мотиваций и способов, как удовлетворять потребности.

Невозможно восстановить то, что было безвозвратно потеряно. Если в детстве не было хотя бы частично подходящих условий для развития мозга щенка, то психика выросшей собаки не сможет полноценно функционировать.

Но это не значит, что мы бессильны.

Юлия Исламова


Источник: vk.com

Комментарии: