Немного Дилана Тригга вам привезла |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-09-06 15:47 Д. Тригг критикует феноменологию за антропоцентризм: «…феноменологическая традиция, некогда служившая образцом непогрешимости, стала символом неудачной попытки мыслить за пределами субъекта. Вместо этого ее метод, как утверждается, сводит мир вещей к антропоморфному миру, который неизбежно ограничен нерушимым союзом субъекта и мира». [Тригг, 13] Яркий пример такой позиции – фраза Ж.-П. Сартра: «…именно через человеческую реальность есть мир» [Сартр, 205]. Американский философ возражает: «…человеческие существа никогда не были и не будут центром мироздания». [13] Также важно, что вещи – это «…анонимная масса материальности, истоки которой туманны» [14]. Это переход в ненавивный материализм Тригга, его примат тела над сознанием. Важный термин Тригга, который он ввел ввиду этой своей позиции – «не/человеческое». Он пишет: «Обращение к не/человеческому акцентирует жест вытеснения, синонимичный “жуткому”, в особенности в его фрейдистском истолковании. Вместе с не/человеческим что-то возвращается и преследует человека, не будучи полностью интегрировано в человеческое. В этом отношении не/человеческое связано с понятиями чуждости, анонимности и бес-сознательного (и в этом смысле также схватывается в эквивалентном, но более тяжеловесном термине “ксенофеноменология”)» [16]. Эта ксенофеноменология отказывается от дескрипции, свойственной всей традиции, начиная от Франца Брентано. Телесный хоррор, кинематографические примеры которого разворачивает Тригг, порывает с феноменологией как антропоцентричной традицией. Тело всегда есть нечто иное, нечто неинтегрируемое и несхватываемое, как об этом писал Ж.-П. Сартр, когда говорил, что глаз не может себя видеть. Есть какое-то изначальное бытие, и оно анонимно. Тело – уже не данность из первоисточника, возможность внеземного происхождения жизни подтверждает это предположение. У Гуссерля эго нередуцируемо, оно есть луч внимания и центр всех актов. Есть исток субъективности, он находится в нечто чуждом. Тригг изучает предысторию субъекта. Субъективность и телесность есть избыток: «…истоки тела обнаруживаются на пределе описания, по ту сторону опыта и в предшествовании субъективности» [46]. Забота о теле (хайдеггеровская забота) заложена в поиске асубъективного бытия тела как нечто пугающего. Воображение показывает нам то, что мы пытаемся вытеснить из-за избыточности и невыносимости этого «что-то»: «Эстетический образ – и сфера воображаемого в целом – позволяют нам подступиться к этой изнанке, придавая неименуемому бесформенному нечто различимые очертания» [42]. Далее он пишет: «Задача состоит в том, чтобы мыслить вне личностного, признавая при том, что анонимность существования мыслима только изнутри личностного. Попытка продумать «анонимное существование» – наш первый шаг к разработке не/человеческой феноменологии» [59]. То есть, существует эстетика анонимности, бесформенности и негации. Эта эстетика описывает сумерки, в которых затаен ужас. Ключевой тезис: «Возможность помыслить не/человеческую феноменологию возникает только в дизъюнкции опыта себя как человека и осознания того, что эта же самая сущность фундаментальным образом принадлежит внечеловеческому» (62). Странная внечеловеческая субъективность у Левинаса называется бессонницей. Ее коррелят – небытие. Призрак – и человеческая, и не человеческая сущность одновременно, поэтому он вызывает ужас. Небытие – избыток бытия. Мир уже не обретает форму посредством человечности тела. Субъект у Левинаса сопротивляется определению через единство опыта и называется призраком – это интересно. «Имеется» вместо бытия – это надрез, граница. Мы можем вырвать себя из мира, лишь в анонимности с ним пересекаясь. Отличным примером невидимого и иного у Тригга является призрак: «Будучи в своей основе лиминальным, призрачное тело преодолевает различные онтологические сферы и не подчиняется необходимости объединять эти сферы по оси человеческого» [68]. Лиминальность связана с анонимностью поля, где существует призрачное. При этом в призраке «тело не отрицается, но возвращается в качестве чужеродного присутствия» [69]. Тело как бы преобразуется в связи с новым этапом пограничного бытия в мире: «…доличностное тело никогда не покидает нас, но, напротив, безмолвно сопровождает» [79]. «Присутствуя в настоящем, мое существование маскируется при помощи какого-то другого „я“, которое уже присоединилось к миру» задолго до того, как «я», личностный субъект, выходит на сцену» [79]. Ощущение изымает меня из самоидентичности в анонимность области изначального опыта (автор приводит пример с фантомной конечностью у калеки). Следовательно, я перестаю владеть собственным Я. Оно укрыто от меня. Оно распадается. Природа, лишенная человека, становится независимой и потому пугающей. «…тени - это лучшее место, где мы можем уловить образ природы без нас» [131]. Природа больше не расположена в горизонте сознания. Природа – основание нас самих, в то же время мы в ней отсутствуем. У этой природы есть мрачная изначальная онтология – онтология теней. Бессознательное тоже выступает архаичным предсознательным бытием, неинтегрируемой зоной опыта, которую мы вытесняем и подавляем, так что тоже имеет право называться тенью. Субъект уже дестабилизирован, на сцену выходят его собственные тени, лакуны. Здесь примордиальным началом выступает плоть. Плоть – это «предшествующее опыту начало» [133]. Но она при этом имплицирована в опыте тела как схемы или образца. Плоть имманентна всем вещам. «Плоть – это немое существование, постигаемое только в терминах глубины, но не в горизонте опыта. Таким образом, она отмечает единство с бессознательным как тем, что структурирует вещи, сохраняя при этом автономность от этих вещей» [134]. Тело – это промежуточность. Плоть – это не материя, не сознание и не субстанция. Плоть – предел, не-деление на бытие и мышление. Это анонимная безликая зона. Опытного измерения она не имеет, наполняя вещи своей глубиной, являясь границей бытия объектов независимой природы. Таким образом, «…говорить о феноменологии тела – значит говорить о чужеродной материи, чужой ткани, археологическом пространстве» [146]. Чужое – это иное плотское бытие мира, несравнимое со схемами ограниченного человеческого cogito. Источник: vk.com Комментарии: |
|