НЕЙРОСЕТЬ НАУЧИТ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Нейросети становятся неотъемлемой частью нашей жизни. Они отвечают на вопросы, создают картины, редактируют тексты, придумывают игры, пишут музыку, сочиняют стихи. Школьники используют искусственный интеллект (ИИ) для выполнения домашек и рефератов. На контрольных теперь списывают не у соседа по парте, а у нейросети. Студентам нейросеть облегчает жизнь при написании презентаций, курсовых, а порой и дипломных работ. Большинство молодых людей говорят, что использование ИИ помогает в учебном процессе и позволяет экономить время. Если раньше на сбор информации уходили дни и даже недели, то теперь всё можно сделать за несколько минут.

Запретить нельзя разрешить

Впервые об использовании нейросетей в студенческой среде заговорили в 2023 году. Тогда студент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) написал дипломную работу с помощью чат-бота ChatGPT за вечер и успешно окончил вуз. «Руку» искусственного интеллекта преподаватели не заметили, а дипломная работа прошла проверку на плагиат, пишут «Известия». Позже молодой человек сам признался в «афере», выложив пост в соцсеть. Этот прецедент вызвал бурю обсуждений и негодований. Однако руководство вуза решило не лишать диплома студента, но предложило ограничить доступ к ChatGPT в образовательных организациях. Сегодня эта история уже не кажется чем-то из ряда вон выходящим, а использование нейросетей в учебных целях перестало кого-либо удивлять. В Сети есть множество инструкций, подробно объясняющих, как писать большие учебные работы с помощью ИИ. Между тем в вузах разворачивается настоящая битва за будущее. Преподаватели ищут способы отличить студенческую работу от машинной. Студенты осваивают ChatGPT быстрее, чем учебные дисциплины. Ректоры вводят «цифровых тьюторов» и разрешают использовать ИИ в дипломах. Такова реальность, пишет «КоммерсантЪ». Проблема использования нейросети студентами актуальна во всём мире. В Великобритании в учебных целях ИИ использует 92% студентов — против 66% год назад. Схожие цифры приводятся по США, Франции и Германии. Многие университеты, включая Оксфорд и Кембридж, объявили академическим нарушением использование ИИ для выполнения заданий. Другие пересматривают свою политику в отношении использования плагиата. А в некоторых вузах вообще возвращаются к истокам — письменным работам и устным тестам в аудитории. Кстати, в сервис «Антиплагиат», через который сегодня «прогоняют» все студенческие работы, добавили функцию распознавания текстов, сгенерированных ИИ. А это значит, что курсовые и дипломные работы, авторы которых пользовались исключительно «услугами» нейросетей, не смогут пройти проверку.

Нейросети меняют высшее образование

В России на законодательном уровне использование ИИ в образовании никак не регулируется. Свои нормы и правила учебные заведения пытаются выстроить самостоятельно: разрабатывают официальные положения и регламенты по использованию ИИ. Эксперты, в свою очередь, предлагают изменить критерии оценки студенческих и научных работ, а также прописать чёткие правила использования нейросетей. Дискуссии об уместности и роли искусственного интеллекта в получении высшего образования продолжаются и, похоже, не закончатся ещё очень долго. Среди преподавателей Березниковского филиала Пермского национального исследовательского политехнического университета (БФ ПНИПУ) отношение к нейросетям неоднозначное. По словам доктора технических наук, профессора, заведующего кафедрой АТП БФ ПНИПУ АНДРЕЯ ЗАТОНСКОГО, использование студентами ИИ применительно к высшему техническому образованию имеет несколько точек зрения. Это прежде всего инструмент, который при правильном применении может оказаться весьма полезным в образовательном процессе и научной деятельности. «Мне неизвестна нейросеть, в которую, как в платного решателя задач-человека, можно «закачать» нужную методичку, чтобы получить решение точно в соответствии с нею. То есть в процессе изучения специальных дисциплин нейросети могут что-то подсказать, но окончательный результат будет формировать студент «через голову» и «через руки», — отмечает АНДРЕЙ ЗАТОНСКИЙ.— Нейросети могут использоваться как инструмент решения каких-либо задач. И у нас таких задач решено много. Например, определение уклонения горно-выемочной машины, распознавание защитных масок на лицах (есть они или нет, правильно надеты или неправильно), распознавание номеров автобусов в посёлке Зырянка и сопоставление их с расписанием, распознавание положения пеногона флотационной машины на «Уралкалии» и так далее».

Профессор подчёркивает, что нейросети, по сравнению с традиционными «алгоритмическими» методами, местами оказываются более эффективными: проще настраиваются («обучаются»), иногда точнее работают, а порой работоспособны в более широких пределах. Но может быть и наоборот. Всё зависит от конкретной задачи и способностей создателя нейросети.

«Нужно ли строго регламентировать способ использования нейросети — вопрос непростой. С одной стороны, в последнее время ширится тренд на запреты всего, чего угодно, о чём несколько лет назад мы и не подозревали. В этом направлении работает система «Антиплагиат», которая недавно стала выдавать предупреждение о том, что текст похож на сгенерированный ИИ. С другой стороны, мы же не заставляем теперь школьников на экзаменах по физике умножать столбиком или находить синус по таблицам Брадиса? Все привыкли к тому, что есть калькуляторы, — продолжает рассуждать АНДРЕЙ ЗАТОНСКИЙ.— Когда-нибудь люди привыкнут к тому, что есть нейросети. Ведь, по сути, при генерации текста по задаче нейросеть делает почти то же самое, что интернет-поисковик, просто старается оформить ответ правильным образом. Компетентность выпускника по условной философии при этом, конечно, растёт не очень. Но если человек через сколько-то десятилетий получит возможность постоянного выхода в интернет просто усилием мозга, как мы сейчас пользуемся Яндексом, то отличить его умозаключения от пересказа генерации ИИ станет невозможно. Не исключено, что это будет настолько же правильно, как и переход логарифмической линейки к инженерному калькулятору или компьютеру». Одним словом, если студент не перекладывает свою работу на ИИ, а грамотно использует его как полезный инструмент, то это заслуживает только одобрения и поддержки.

Плюсы и минусы применения ИИ в образовании

Положительные стороны:

• Персонализированное обучение — возможность адаптации учебного процесса и материалов под индивидуальные потребности каждого школьника или студента

. • Доступность и гибкость. Студенты могут учиться в удобное для них время и в своём темпе, что особенно важно для тех, кто совмещает учёбу с работой.

• Интеллектуальные репетиторы. Нейросети (например, всем известный ChatGPT) способны объяснять сложные темы, отвечать на вопросы и давать рекомендации по дополнительным материалам. Это особенно полезно для родителей школьников и студентов, которые не всегда могут оплачивать дополнительные занятия с репетиторами.

Недостатки и риски:

• Снижение мотивации. Когда алгоритм всегда под рукой, у учащихся может исчезнуть стимул к самостоятельному поиску решений и развитию критического мышления.

• Зависимость от технологий. Если учащиеся будут полагаться исключительно на ИИ, это может негативно сказаться на их способности к решению задач без помощи внешних инструментов, что в будущем может стать серьёзным препятствием.

• Неточность и ненадёжность. Несмотря на развитие ИИ-систем, возможны ошибки в анализе данных или в генерации ответов, что может привести к неверным выводам и оценкам.

ИТОГ:

Ценность нейросетей огромна. Важно уметь ими пользоваться, не теряя при этом себя, — включать критическое мышление, анализировать полученные результаты. Позиция молодого поколения в этом вопросе вполне разумна, пишет «АиФ». Так, согласно исследованию NtechLab, большая часть опрошенной молодёжи не воспринимает ИИ как бесконтрольный алгоритм, наоборот, 71% называют его «пластилином в руках человека». Главное — лепить с умом, чтобы конечный результат был плодом вашего интеллекта, а не искусственного.

Неделя.ru / пятница, 12 сентября 2025 г. / №34


Источник: vk.com

Комментарии: