Многие ученые говорят, что предикативность можно рассмотреть сразу в трех аспектах, и что эти аспекты не исключают друг друга, а, наоборот, дополняют исследование

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-09-24 12:20

лингвистика

В онтологическом аспекте предикативность тесно связана с понятиями предикации и предикативного отношения, в грамматическом аспекте — со структурным ядром предложения, в функциональном аспекте — с коммуникативностью как ведущим свойством высказывания.

Грамматический аспект в существующей традиции разработан лучше. Поэтому исследование предикативности, которое провел наш автор, больше опирается на онтологический аспект, связывая при этом грамматическую структуру выражения данной категории и способы отношения между подлежащим и сказуемым.

Разумеется, наш автор не придумал грамматическую онтологию, он лишь опирается на труды более ранних последователей. Однако что это за грамматика такая — онтологическая? И как она поможет решить вопросы семантики и синтаксиса?

На самом деле эта грамматика была давно забыта, но вот ученые вновь обращают внимание на определения и термины богословов средних веков. Дело в том, что их определения и научные позиции не нужно воспринимать дословно, нужно как бы перевести их на современную концепцию представления языка.

Однако чтобы это сделать, нужно сначала разобраться, что же предлагают нам модисты как основоположники онтологической грамматики.

Данный очерк представляет собой короткое философско-лингвистическое изложение взглядов средневековых модистов (в частности, Томаса Эрфуртского) на природу частей речи и их грамматическое значение, выраженное через понятие modi significandi — «моды обозначения» или «способы обозначения».

Постараемся систематично и подробно объяснить суть, сохраняя строгость и доступность изложения.

И так, основные идеи Модистов о частях речи и способах обозначения будем разбирать подпорядку. Первое что надо запомнить!

Модисты — это философы-грамматики XIII–XIV вв. из Парижского университета, заложившие основы формального изучения языка как отражения реальности, рассматривали части речи не просто как набор формальных морфологических или синтаксических признаков, а как выражения фундаментальных «модов» или способов обозначения, которые связаны с сущностными свойствами реального мира (реальной действительности).

1. Отказ модистов от традиционных критериев частей речи В отличие от грамматиков, ориентировавшихся на морфологию (окончания, словообразование) или синтаксис (позиция в предложении, функции), модисты считают морфологические и синтаксические признаки вторичными и производными по отношению к основному модусу обозначения, то есть фундаментальному способу, которым часть речи отражает некоторую категорию бытия или реальности.

(Морфология и Синтаксис — лишь внешние проявления, производные от глубинного семантического содержания.)

Это принципально отличает подход модистов от классической традиции, которая опиралась на формальные признаки.

2. ГЛАГОЛ и его модусы обозначения: compositio и significatio Основной модус глагола — это не синтаксическая функция предиката (предикативность), а «отстояние» от субстанции (сущности, подлежащего), то есть глагол как часть речи обозначает действие или состояние, которые не являются субстанцией сами по себе. Способность глагола выступать предикатом (то есть сочетаться с именем-подлежащим) — это для модистов побочный модус обозначения, который называется compositio. Он основан на том, что в значении каждого глагола заложен компонент «быть» (лат. est), как корень, от которого происходит способность глагола соединяться с субстантивным именем.

например; - Цитата Томаса Эрфуртского (перевод): «Этот глагол "есть" включается в каждый глагол как основание всех глаголов, по этой причине в каждом глаголе имеется композиция (compositio), благодаря которой глагол, отстоящий от подлежащего, присоединяется к нему.»

Второй побочный модус глагола — significatio, его способность вступать в синтаксическую связь с косвенным падежом имени (дополнением). Это также не имеет морфологического выражения.

3. Причастие: особая часть речи Причастие имеет общий с глаголом основной модус бытия (modus esse), но отличается от глагола характером отношения к субстанции: Глагол «отстоит» от субстанции (не есть субстанция), а причастие примыкает к ней, то есть имеет прямое отношение к существу. Благодаря этому причастие может непосредственно сочетаться с именем-подлежащим без необходимости в compositio (побочном модусе обозначения глагола). Причастие, подобно глаголу, обладает побочным модусом significatio — способностью сочетаться с дополнениями. Из-за сочетания модусов причастие имеет свойства и глагола, и имени (субстанции).

4. НАРЕЧИЕ - Модисты определяют наречие через его функцию примыкания к глаголу и причастию: Наречие обозначает посредством модуса примыкания к другому слову, которое само обозначает через модус бытия (то есть к глаголу или причастию). Однако они не замечают более сложных синтаксических связей наречия с прилагательным или другим наречием (что современная лингвистика фиксирует).

5. Союзы и предлоги СОЮЗ — часть речи, которая обозначает через модус соединения двух членов предложения (modu coniungentis duo extrema). ПРЕДЛОГ — часть речи, которая обозначает посредством направления субстанции к действию, то есть связь между глаголом и косвенным падежом. Модисты дают этим частям речи метафизическую интерпретацию — их значения связаны с реальными свойствами вещей (соединение, направление и т.п.). Важное достижение Модистов — четкое разграничение между предлогами и приставками (prefixae), поскольку приставки не имеют самостоятельного значения.

6. Междометия Модисты определяют междометия как части речи, обозначающие через модус определения другого слова (глагола или причастия), отражающие эмоции или движения души. Современная критика отмечает, что такая связь искусственна и междометия не имеют синтаксических связей с другими частями речи. Ключевые философско-лингвистические положения Модусы обозначения (modi significandi) — это ключевое понятие модистов, которое связывает грамматическое значение с онтологией (учением о бытии). Части речи для них — не просто грамматические категории, а отражения фундаментальных способов бытия и взаимодействия сущностей в реальности. Синтаксические функции и морфология — лишь внешние проявления, вторичные по отношению к этим модусам. В этом проявляется традиция реализма в философии языка (ср. Фома Аквинский и средневековых реалистов).

Краткое резюме и комментарии Почему модисты отвергают традиционные морфологические и синтаксические определения частей речи? Потому что они ищут более глубокую, философски обоснованную основу — связь грамматических категорий с фундаментальными аспектами бытия, а не с внешними формами. Что такое модусы обозначения? Это «способы» или «режимы», через которые части речи выражают онтологические свойства: например, «отстояние от субстанции» для глагола или «примыкание к субстанции» для причастия. Почему глагол может быть предикатом, но это не его основная сущность?

Потому что для модистов предикативность — это побочный эффект, обеспечиваемый «корнем» глагола «быть» (est), а не основная характеристика. Отличие причастия и глагола связано с отношением к субстанции — причастие ближе к имени, глагол — более отдалён. Современная лингвистика критикует модистов за недостаток эмпирической точности (например, в вопросах синтаксических связей наречий и междометий), но признаёт их вклад в философско-онтологическую теорию языка.

Платон утверждал, что чувственный мир — лишь отражение истинного мира идей, а язык — средство приобщения к этим вечным сущностям. Для Платона слова не произвольны, а связаны с природой вещей (Cratylus).

Модисты восприняли эту мысль и перенесли её в грамматику:

части речи — это не условные ярлыки, а знаки фундаментальных способов бытия;

modus significandi выражает не субъективное впечатление, а объективное свойство реальности.

Иначе говоря, модисты видели в грамматике «онтологический слепок» структуры мира.

2. Реализм против номинализма

В XII–XIV вв. остро обсуждался спор реалистов и номиналистов: существуют ли универсалии реально или только в уме?

Номиналисты утверждали, что универсалии — лишь имена (flatus vocis).

Реалисты (в том числе модисты) стояли на позиции Платона: универсалии реально существуют и именно они придают языку объективность.

Для модистов грамматика не может быть произвольной, потому что она отражает реальные «способы бытия». В этом смысле их теория — это грамматический вариант платоновского реализма.

3. Схема трёх модусов

Платоновская иерархия «идея — вещь — её отражение» отразилась у модистов в знаменитой триаде:

modi essendi — «моды бытия» (объективные свойства реальности),

modi intelligendi — «моды понимания» (способы, которыми ум усваивает эти свойства),

modi significandi — «моды обозначения» (грамматические формы, через которые язык выражает усвоенное).

По сути, модисты предложили раннюю версию философской семиотики, их противники были рационалисты со своей новой логикой которая критикует Аристотеля, соответственно и модистов тоже.


Источник: vk.com

Комментарии: