Человеческая мысль с древнейших времен одержима идеей двойственности мира: за видимым скрывается невидимое, за явлением – сущность

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Человеческая мысль с древнейших времен одержима идеей двойственности мира: за видимым скрывается невидимое, за явлением – сущность. Аллегория Платона о пещере и колодец Истины Демокрита – это не просто исторические курьезы, а фундаментальные протоколы нашего сознания, его исходная ошибка и его величайшая сила. Вопрос заключается не в том, существует ли этот иной облик реальности, а в том, почему сама гипотеза о его существовании оказывается столь продуктивной, даже если метафизически несостоятельна.

Опыт действительно постоянно подтверждает, что мир можно увидеть иначе. Научные революции – это не просто смена теорий, это онтологические переключения. Открытие ДНК не добавило новый факт к биологии; оно переписалo сам словарь, которым жизнь описывает себя. Квантовая механика – это не исправление ньютоновской физики, а радикальный разрыв с самими предпосылками о том, что значит «быть» и «наблюдать». Коперниковская революция в науке и коперниковский переворот Канта: это как будто движение к горизонту по все новому ландшафту. И при этом это как будто бы не движение, а постоянное переопределение самого ландшафта одного и того же места, в котором мы находимся, но при этом запускается это изменение именно движением к горизонту.

Отсюда проистекает парадокс: если этот «иной облик» мира – лишь временная конструкция, инструмент, то почему разговоры о нем носят характер откровения? Утверждение «если этой истины нет, то откуда разговоры о ней?» – это логическая ловушка, выдающая желаемое за действительное. Оно равноценно заявлению, что само ощущение священного доказывает существование божества. Однако его сила не в доказательности, а в указательной функции. Это симптом глубинного когнитивного процесса: наше мышление устроено так, что оно проецирует свои операционные категории вовне, наделяя их статусом независимых сущностей. Мы открываем не Истину, а работаем с более эффективными метафорами. Магия, Сила, потустороннее – это языковые и концептуальные инструменты, которые позволяют артикулировать зоны незнания, сделать их предметом интеллектуального освоения. Они являются не доказательством иного мира, а свидетельством сложности нашего собственного сознания, которое наталкивается на свои границы.

Задача заключается не в том, чтобы найти новые очки, сквозь которые мы увидим мир «как он есть», а в том, чтобы усовершенствовать сам завод по производству этих очков. Необходимо глубже заглянуть в парадоксы, которые являются сбоями в работе нашего логического аппарата, и признать, что формальная логика – возможно лишь диалект того языка, на котором говорит мозг. Создание инструментов, более адекватных механике нейронных сетей, – вот подлинный современный эквивалент спуска в демокритовский колодец. Это будет не поиск Истины, а инженерия нашего восприятия, позволяющая строить все более сложные и адекватные карты реальности, не путая их с территорией.

Еще интересно, как со всем этим работает психоаналитеческая традиция. Она как будто бы обращается напрямую к ощущениям а не фактам. Классическая наука как будто бы излишне игнорирует то, что люди ощущают из-за неверифицируемости этих ощущений. Уникальная атмосферность снов, необычные связи ощущений с мыслями, узнавание чего-то знакомого в странном – эти незаметные чудеса подмечает именно психоанализ. Он ступает там, куда классической науке пока что нет хода. И это не просто какая-то игра, это внимание к игнорируемой и незаметной грани действительности. Забавно, как это соотносится с идеей Демокрита: он говорил о том, как ощущения обманывают, но в итоге множество ответов можно найти в том, как эти ощущения выглядят – если признать их реальность. Чем-то это похоже на мысль о том, что нужно уметь видеть реальность в иллюзиях, так как они ее конституируют.


Источник: vk.com

Комментарии: