Человеческая мысль с древнейших времен одержима идеей двойственности мира: за видимым скрывается невидимое, за явлением – сущность |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-09-16 11:47 Философия ИИ, Работа разума, Психология, изучение сознания человека Человеческая мысль с древнейших времен одержима идеей двойственности мира: за видимым скрывается невидимое, за явлением – сущность. Аллегория Платона о пещере и колодец Истины Демокрита – это не просто исторические курьезы, а фундаментальные протоколы нашего сознания, его исходная ошибка и его величайшая сила. Вопрос заключается не в том, существует ли этот иной облик реальности, а в том, почему сама гипотеза о его существовании оказывается столь продуктивной, даже если метафизически несостоятельна. Опыт действительно постоянно подтверждает, что мир можно увидеть иначе. Научные революции – это не просто смена теорий, это онтологические переключения. Открытие ДНК не добавило новый факт к биологии; оно переписалo сам словарь, которым жизнь описывает себя. Квантовая механика – это не исправление ньютоновской физики, а радикальный разрыв с самими предпосылками о том, что значит «быть» и «наблюдать». Коперниковская революция в науке и коперниковский переворот Канта: это как будто движение к горизонту по все новому ландшафту. И при этом это как будто бы не движение, а постоянное переопределение самого ландшафта одного и того же места, в котором мы находимся, но при этом запускается это изменение именно движением к горизонту. Отсюда проистекает парадокс: если этот «иной облик» мира – лишь временная конструкция, инструмент, то почему разговоры о нем носят характер откровения? Утверждение «если этой истины нет, то откуда разговоры о ней?» – это логическая ловушка, выдающая желаемое за действительное. Оно равноценно заявлению, что само ощущение священного доказывает существование божества. Однако его сила не в доказательности, а в указательной функции. Это симптом глубинного когнитивного процесса: наше мышление устроено так, что оно проецирует свои операционные категории вовне, наделяя их статусом независимых сущностей. Мы открываем не Истину, а работаем с более эффективными метафорами. Магия, Сила, потустороннее – это языковые и концептуальные инструменты, которые позволяют артикулировать зоны незнания, сделать их предметом интеллектуального освоения. Они являются не доказательством иного мира, а свидетельством сложности нашего собственного сознания, которое наталкивается на свои границы. Задача заключается не в том, чтобы найти новые очки, сквозь которые мы увидим мир «как он есть», а в том, чтобы усовершенствовать сам завод по производству этих очков. Необходимо глубже заглянуть в парадоксы, которые являются сбоями в работе нашего логического аппарата, и признать, что формальная логика – возможно лишь диалект того языка, на котором говорит мозг. Создание инструментов, более адекватных механике нейронных сетей, – вот подлинный современный эквивалент спуска в демокритовский колодец. Это будет не поиск Истины, а инженерия нашего восприятия, позволяющая строить все более сложные и адекватные карты реальности, не путая их с территорией. Еще интересно, как со всем этим работает психоаналитеческая традиция. Она как будто бы обращается напрямую к ощущениям а не фактам. Классическая наука как будто бы излишне игнорирует то, что люди ощущают из-за неверифицируемости этих ощущений. Уникальная атмосферность снов, необычные связи ощущений с мыслями, узнавание чего-то знакомого в странном – эти незаметные чудеса подмечает именно психоанализ. Он ступает там, куда классической науке пока что нет хода. И это не просто какая-то игра, это внимание к игнорируемой и незаметной грани действительности. Забавно, как это соотносится с идеей Демокрита: он говорил о том, как ощущения обманывают, но в итоге множество ответов можно найти в том, как эти ощущения выглядят – если признать их реальность. Чем-то это похоже на мысль о том, что нужно уметь видеть реальность в иллюзиях, так как они ее конституируют. Источник: vk.com Комментарии: |
|