Часто регрессия воспринимается людьми как мистика, эзотерика, фантастика и прочие фантазийные вещи, не имеющие ничего общего с наукой

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-09-02 11:51

работа памяти

Часто регрессия воспринимается людьми как мистика, эзотерика, фантастика и прочие фантазийные вещи, не имеющие ничего общего с наукой. Однако, учёные давно и с завидной регулярностью исследуют механизм возникновения воспоминаний, а также их связь с нашими эмоциями.

По сути, природа воспоминаний автоматически даёт нам возможность изменять наше отношение к тем или иным событиям, как следствие, меняются наши эмоции, и далее - наши воспоминания. А новые воспоминания на новом витке вносят в нашу личность новые черты, детали, а сути меняют восприятие нашего жизненного опыта и нашей ценности для самих себя и для мира.

Ещё в Красноярском государственном университете на курсе Управленческой психологии мы разбирали знаменитый парадокс свидетеля. Почему свидетели одного и того же события описывают его по-разному?

Оказывается, эмоции не только помогают запоминать, но и искажают воспоминания. Ученые выяснили: за этот процесс отвечают гиппокамп и миндалевидное тело.

Так как же яркие положительные и отрицательные эмоции меняют нашу память?

Представьте себе ситуацию: группа людей становится свидетелем одного и того же эмоционального события — дорожного происшествия. Через пять дней всех просят описать увиденное. Один говорит только про яркий автомобиль, другой — цвет пиджака водителя, а третий точно помнит, что вместо пиджака на нем была куртка. Почему так, ведь все три человека были свидетелями одного события?

Ответ кроется в сложных нейробиологических взаимодействиях во время формирования памяти, искажающих детали. И именно эмоции как способствуют запоминанию, так и мешают памяти точно фиксировать реальность.

Интерес к связи между памятью и эмоциями возник еще в середине XX века. Тогда заметили, что травмирующие переживания оставляют особенно прочный след. Но лишь недавно стало понятно, какие именно участки мозга и какие процессы в этом участвуют.

Эти данные полезны не только ученым: они помогают лучше понять, как формируются ложные воспоминания, почему обучение под стрессом часто неэффективно, и как работает память при психических перегрузках.

Разобравшись в этом, можно точнее подбирать методы лечения ПТСР, менять подход к обучению, и в целом использовать свойства памяти с большей пользой.

Формирование памяти — сложный процесс, в котором участвуют миллиарды нейронов и тысячи синапсов. Главная «библиотека» мозга — гиппокамп. Именно он играет центральную роль в создании новых декларативных воспоминаний — тех, что можно осознанно вспомнить: лица, события, факты.

Ключевой механизм формирования долговременной памяти — долговременная потенциация. Она представляет собой усиление синаптической передачи при повторяющейся активации нейронов.

Можно представить это как дорогу, по которой часто ездят машины: со временем она становится шире и удобнее. Примерно так же и синапсы — чем чаще они активируются одновременно, тем крепче связь между нейронами.

Процесс долговременной потенциации начинается с высвобождения глутамата — главного возбуждающего нейромедиатора. Он связывается с рецепторами на постсинаптической мембране и вызывает деполяризацию — убирает разницу между зарядами между внешней и внутренней мембраной клетки. Если активация достаточно частая, открываются другие рецепторы, через которые в клетку поступает кальций.

Это запускает каскад биохимических реакций, в результате чего увеличивается количество рецепторов, растут дендритные шипики — выросты на клетке, способные формировать связи с отростками нервных клеток; и начинается синтез белков для создания новых нейронных связей.

Но память — это не только формирование, а еще и консолидация, — переход информации из кратковременной формы в долговременную. Этот процесс занимает часы и даже дни после события. Он требует не только работы гиппокампа, но и участия коры головного мозга. Консолидация напрямую зависит от сна — именно во сне мозг сортирует и укрепляет полученную информацию. Память — активный и динамичный процесс, в котором участвуют не только нейроны, но и множество биохимических реакций, поддерживающих связи между ними.

Если гиппокамп — «библиотекарь», который сортирует и хранит информацию, то миндалевидное тело — скорее, «оценщик». Он решает, на что стоит обратить внимание, а что не стоит запоминания. Эта небольшая структура, похожая по форме на миндальный орех, находится рядом с гиппокампом и отвечает за обработку эмоций — особенно тех, которые связаны с угрозой или значимостью происходящего.

Эмоциональное состояние в момент события влияет на то, что конкретно человек запомнит. Когда мы сталкиваемся с эмоциональным стимулом, будь то страх перед пауком, радость от подарка или злость на несправедливость, — миндалевидное тело активируется и передает сигналы в другие области мозга, включая ранее упомянутый гиппокамп. Так воспоминание получает «эмоциональную метку» — отметку важности, которая помогает ему лучше закрепиться и легче вспоминаться впоследствии.

Исследования с использованием функциональной магнитно-резонансной томографии показали, что при просмотре испуганных лиц или сцен насилия у людей усиливается активность как в миндалевидном теле, так и в гиппокампе, что еще раз подтверждает тесную связь между эмоциями и памятью. Особенно примечательно, что у людей с поврежденным миндалевидным телом память на эмоциональные события хуже, хотя способность к обычному обучению при этом остается, как у здоровых людей.

Один из факторов, усиливающих этот эффект — стрессовые гормоны. Кортизол и адреналин являются спутниками эмоциональных событий — неудивительно, что они вносят свое участие в формирование воспоминаний. Когда человек испытывает сильное эмоциональное напряжение, эти гормоны выбрасываются в кровь и воздействуют на рецепторы в гиппокампе и других участках мозга, усиливая процесс консолидации — то есть перевода информации в долговременную память. Именно этим объясняется, почему травматические события часто запоминаются на всю жизнь, иногда превращаясь в навязчивые воспоминания. В последнем случае слишком яркие негативные воспоминания могут стать основой для ПТСР.

Но эмоции могут не только усиливать память, но и искажать ее. Например, человек, испытывающий сильный страх, может неверно запомнить детали — кто был в комнате, что именно происходило, как выглядели окружающие. В условиях стресса внимание концентрируется на главной угрозе, а остальная информация обрабатывается уже поверхностно. Именно поэтому эмоционально заряженные события запоминаются лучше, но не всегда точно.

Положительные эмоции же влияют на память иным образом. Радость, удивление, чувство удовлетворения — все, что повышает вовлеченность и мотивацию, также улучшает процесс обучения и запоминания. В отличие от отрицательных эмоций, которые часто фокусируют внимание, положительные чаще активируют ассоциативную память — способность связывать разные элементы вместе, выстраивая из них целостную картину.

Каждое воспоминания формируется через призму прошлых знаний и опыта. Мозг использует уже устоявшиеся схемы для интерпретации новой информации. И хоть это и помогает быстрее понимать происходящее, оно может привести к неточным воспоминаниям с несуществующими деталями.

Специально так подробно разместила здесь описание всей научной кухни, чтобы все убедились, что наша память очень серьезная, а главное, совершенно научно обоснованная штука. И никакой мистики и чудес...

А теперь самое интересное с точки зрения того, чем мы занимаемся на консультациях регрессионной терапии: мы вспоминаем различные события прошлого ещё и ещё раз с различных точек зрения и из различных эмоциональных состояний. И поскольку ко мне чаще приходят с проблемами, то изначально мы вспоминаем травмирующие воспоминания, которые как вы уже поняли из предыдущей части доклада?, способствует искажению воспоминаний. Действительно, как только человек начинает ещё раз просматривать свои ситуацию с различным сторон, по сути становясь сразу несколькими свидетелями дорожного происшествия, то начинает складываться полная, и часто совершенно новая картина происходящего. И человек видит, что на самом деле проишло, самое главное почему и зачем. В 100% случаев это меняет отношение человека как своему жизненному опыту, так и к самому себе.

Память постоянно переписывается каждый раз при повторном вспоминании события. Это называется реконсолидацией памяти. С каждым циклом к воспоминанию могут обрасти новыми подробностями, которых раньше не было. И чем дальше воспоминание, тем больше воспоминание изменяется под грузом нового опыта.

Таким образом, во время регрессионной терапии мы можем реально изменить наши воспоминания, то есть наше восприятие тех или иных событий. Обратите внимание, что сами события, понятное дело, остаются неизменными. Меняется наше восприятие этих событий, нас самих и наших близких.

Если использовать образ с дорогой, по которой ездят машины, раскатывая её, то на консультациях регрессионной терапии мы запускаем машины по совершенно новым направлениям, и у человека появляется возможность увидеть/вспомнить/осознать привычные ситуации своей жизни из новых мировоззренческих концепций, тем самым выходя за рамки стереотипных суждений и расширяя свою картину мира, свою свободу, свои возможности в жизни.

Вот именно такой красотой создания новых воспоминаний, а по сути нового рельефа жизни человека мы и занимаемся. А вместе с новыми деталями воспоминаний меняются и наши эмоции: от грусти, уныния, обид, злости и прочего - к радости, принятию, благодарности, осознанности, уважению и любви.


Источник: vk.com

Комментарии: