«Беспилотным можно сделать любой транспорт»: заммэра Москвы Максим Ликсутов — о трамваях и метро с ИИ |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-09-20 12:15 Беспилотный трамвай, который начал свою работу в Москве, так же безопасен, как и обычный. Инновационный рельсовый транспорт обладает таким преимуществом, как надёжный и современный искусственный интеллект. Об этом в эксклюзивном интервью RT рассказал заммэра Москвы Максим Ликсутов. По его словам, трамвай прошёл многочисленные и серьёзные испытания, ездит очень аккуратно и благодаря уникальному набору оборудования способен эффективно функционировать в любое время суток и в любую погоду. Ликсутов также отметил, что в ближайшие пять лет планируется перевести на беспилотный режим две трети столичных трамваев. Кроме того, по его словам, к 2035 году беспилотными станут и около 60% поездов метро. ![]() В сентябре в Москве начал курсировать первый в России полностью беспилотный трамвай. Он перевозит пассажиров на северо-западе города по маршруту № 10 от станции метро «Щукинская» до улицы Кулакова. «За два года, по сути дела, ребята реализовали этот проект, испытали. И сегодня — в добрый путь, мы начинаем уже реальное беспилотное движение. Сегодня — первый трамвай, до конца года будет три, в следующем году — 15», — отметил мэр российской столицы Сергей Собянин на церемонии запуска трамвая 3 сентября. До 2030 года планируется оснастить беспилотными технологиями более 300 московских трамваев, то есть около двух третей столичного парка. А через десять лет их доля может возрасти до 90%. Кроме того, в ближайшем будущем в столице появятся беспилотные поезда метро, идёт работа над автоматическими электробусами, а в перспективе, по сообщению Сергея Собянина, весь городской транспорт станет беспилотным. Заместитель мэра Москвы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов рассказал RT о развитии беспилотных технологий. — Кто разработал первый в стране трамвай, который управляется с помощью ИИ-технологий? — Беспилотная система для столичных трамваев полностью разработана сотрудниками Московского метрополитена, а права на технологию принадлежат правительству Москвы. Запуск первого в России полностью беспилотного трамвая стал возможен благодаря работе Центра перспективных разработок столичного транспорта, который мэр Москвы Сергей Собянин открыл в прошлом году в районе Кунцево, а также федеральной поддержке правительства Российской Федерации. В прошлом году премьер-министр Михаил Мишустин подписал первое в стране постановление правительства России о введении в столице экспериментального правового режима для запуска полностью беспилотного городского транспорта. Документ подготовило Минэкономразвития РФ, а инициатором его разработки выступило правительство Москвы. ![]() Инновационные решения, разработанные нами, уже были отмечены престижными национальными и международными премиями в области цифровых технологий и искусственного интеллекта. Для нас принципиально важно, чтобы такие критически значимые для города решения находились под нашим полным контролем — это позволяет обеспечить их безопасную и стабильную работу. Поэтому мы не передавали разработку системы сторонним компаниям, а всё сделали сами. — Как проработаны вопросы безопасности эксплуатации беспилотных трамваев? — Безопасность всех участников дорожного движения — наш приоритет. По этому критерию беспилотный трамвай не уступает обычному. При этом у него есть преимущество в виде надёжного и современного искусственного интеллекта.
Трамвай ездит очень аккуратно, за счёт уникального для мирового транспорта набора оборудования трамвай хорошо «видит» в любое время суток и в любую погоду — даже в туман или в дождь — и своевременно реагирует на изменения обстановки вокруг. На данный момент (с учётом тестовой работы с мая 2024 года) трамвай проехал по городу больше 10 тыс. км и ни разу не нарушил правила дорожного движения. Пока в трамвае по требованию федерального законодательства находится сотрудник трамвайного управления Мосметро. Однако он выполняет разные функции, не связанные с движением, а трамвай курсирует полностью самостоятельно. — По какому графику сейчас курсирует трамвай? Как реагируют пассажиры? — За первую неделю инновационный транспорт успешно проехал более 730 км, перевез свыше 4 тыс. пассажиров и совершил больше 2,7 тыс. запланированных остановок. Трамвай ежедневно курсирует по маршруту, отрабатывает стандартную для трамваев восьмичасовую смену. Наши опросы показывают, что пассажиры не ощущают разницы от поездок с водителем: они такие же безопасные. ![]() Пользуясь случаем, могу заверить наших уважаемых пассажиров: достаточно соблюдать те же базовые и понятные правила, чтобы ваша поездка прошла легко и комфортно. Прошу быть внимательными при проходе в салон беспилотного трамвая, не пытаться забегать в закрывающиеся двери и при поездке держаться за поручень. Также желательно следить за своими сумками, чтобы их не зажало дверьми автоматического трамвая. Двери, конечно, откроются, но это может вызвать задержку в графике движения. Если трамвай уже отъехал от остановки, не нужно выходить перед ним на рельсы, чтобы попытаться остановить. Обязательно приедет следующий трамвай, и вы сможете в него зайти. При поддержке ЦБ РФ столичный беспилотный трамвай стал первым транспортным средством в стране, застрахованным с помощью смарт-контракта с возможностью расчётов в цифровых рублях. Также застрахован в поездке и сам пассажир, если он при входе приложил карту к валидатору и оплатил проезд. Никаких дополнительных действий, кроме оплаты проезда, совершать не нужно. — Распространятся ли беспилотные технологии на трамвайные парки других городов России? Есть ли такие планы? — После завершения испытаний в столице, где интенсивность движения гораздо выше, внедрение беспилотных технологий в других городах может пойти гораздо быстрее. Мы с удовольствием поделимся наработками и экспертизой. В будущем сфера беспилотного транспорта станет одной из ключевых в технологическом развитии России. — Можно ли адаптировать технологию беспилотного трамвая для других видов транспорта?
При этом важно понимать, что даже для метро всё-таки требуется совершенно другой уровень проработки. Здесь больше взаимосвязанных систем, намного выше пассажиропоток, а интервалы движения составляют рекордные 90 секунд в востребованные часы. Поэтому крайне важно не просто перенести технологию на другой вид транспорта, а внедрить её так, чтобы сервис стал ещё лучше для пассажиров. То же самое актуально и для других видов городского транспорта. У каждого из них свои особенности, которые необходимо учитывать и отрабатывать. ![]() — В конце 2026 года в Москве появится первый беспилотный поезд метро. Не могли бы вы немного рассказать о нём? — В соответствии с задачей, поставленной мэром, на Большой кольцевой линии уже в декабре этого года начнётся пилотная эксплуатация первого беспилотного поезда на базе состава серии «Москва». Пока что он будет курсировать в ночное время, без пассажиров и с машинистом в кабине, потому что безопасность для нас превыше всего. Искусственный интеллект будет обеспечивать разгон и торможение состава, открытие и закрытие дверей на станциях. Готовиться к полноценному запуску такого сложного проекта будем поэтапно, спешка в данном вопросе ни к чему. На этот год у нас запланировано тестирование ключевых систем. Среди них, например, автоматический контроль падения на пути и система машинного зрения. Отработаем системы взаимодействия с диспетчерским центром в онлайн-режиме, чтобы реакция на возможные инциденты оставалась на высшем уровне. К концу следующего года уже будет готов беспилотный состав, который сможет соблюдать московские интервалы движения — 90 секунд в самые востребованные часы — и начать тестовые поездки с пассажирами. — Есть ли у вас планы по созданию беспилотных городских автобусов, такси и электросудов? — В целом беспилотным можно сделать вообще любой транспорт, но подходить к этому всегда надо с умом. В перспективе можно внедрить элементы беспилотного управления в столичные электробусы. Сейчас работаем с российским производителем, чтобы можно было обеспечить связь органов управления с бортовым компьютером. Это самое начало работы. Если говорить про беспилотные автомобили, то эксперименты в этом направлении уже проводят частные компании. Например, такие испытания проводит компания «Яндекс» при содействии Департамента транспорта Москвы. Также тестируются автономные технологии в сфере логистики: по ключевым трассам Московской области, например, ездят беспилотные грузовики. Наши инновационные электросуда также можно сделать беспилотными. Но такой важный и амбициозный шаг должен быть обоснован. Сегодня круглогодичные речные суда — лучшие в мире, пассажиры довольны поездками и все чаще выбирают этот вид транспорта для повседневных поездок. Поэтому пока загадывать не будем, сейчас определены первоочередные задачи — беспилотные трамваи и поезда метро. Мы сосредоточены на этих масштабных проектах и активно над ними работаем. У нас есть Стратегия развития транспорта до 2030 года, которую утвердил Сергей Собянин. Согласно этому документу, в ближайшие пять лет планируется перевести на беспилотный режим две трети трамваев. А к 2035 году беспилотными станут уже 90% всех столичных трамваев и около 60% поездов метро. ![]() — Насколько затратно развитие беспилотных технологий? Возможно ли перевести весь городской транспорт в беспилотный формат?
А беспилотные технологии могут как раз стать тем самым фактором, благодаря которому наш любимый город станет ещё лучше. Если для полной предсказуемости, максимальной провозной способности, абсолютной безопасности и высокого качества обслуживания нужно, чтобы вся транспортная система стала беспилотной, значит, мы обязаны будем это сделать. На благо москвичей и всего города. Источник: russian.rt.com Комментарии: |
|