АНАТОМИЯ НЕОБОСНОВАННОЙ КРИТИКИ КАСТАНЕДЫ

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


История критики работ Карлоса Кастанеды полна драматических поворотов, необоснованных обвинений и, что особенно важно, случаев, когда критики были вынуждены признать свои ошибки. В течение десятилетий против Кастанеды выдвигались обвинения различного характера: от утверждений о полной выдумке дона Хуана до обвинений в плагиате и академическом мошенничестве. Многие из этих обвинений строились на довольно шатких основаниях:

1.Проблема "отсутствия этнографических доказательств". Одним из наиболее частых обвинений было утверждение, что в работах Кастанеды отсутствует "подлинная" этнографическая информация о культуре яки. Критики требовали списков растений, подробных описаний ритуалов, лингвистических данных. Однако это требование изначально неправомерно по нескольким причинам. Во-первых, Кастанеда никогда не претендовал на роль классического этнографа, то есть его работы с самого начала позиционировались как феноменологическое исследование опыта, а не каталог культурных артефактов. Во-вторых, жизнь дона Хуана не была в рамках "традиционной" культуры яки. Сам дон Хуан неоднократно подчеркивал отличие линии нагваля от народных верований племени.

2. Ошибочные обвинения в плагиате. Ричард де Милль, наиболее активный критик Кастанеды, обвинял его в заимствовании идей из различных источников - от работ Мирчи Элиаде до текстов по психологии. Однако эти обвинения строились на поверхностных совпадениях и игнорировали фундаментальные различия в подходах и выводах. Более того, сам факт наличия параллелей между различными системами знаний не является доказательством плагиата - скорее он свидетельствует об универсальности определенных аспектов человеческого опыта в измененных состояниях сознания.

Коммерческий успех книг Кастанеды в сочетании с их влиянием на культуру создавал почву для зависти в академических кругах, где подобная популярность часто воспринимается как признак "несерьезности".

Однако, ряд антропологов, изначально выступавших с резкой критикой, позднее смягчили свои позиции, признав ценность работ Кастанеды как "уникального документа субъективного опыта". То, что казалось "ненаучным" в 1970-х, стало признаваться как инновационный подход к исследованию человеческого опыта.

Ранее самым любимым разоблачающим "фактом" критиков было то, что пейот якобы не растет в районах обитания яки, поскольку Яки жили в пустыне Сонора (северо-западная Мексика), а

Пейот традиционно ассоциировался с пустыней Чиуауа (северо-восточная Мексика). Однако, во-первых игнорировался тот факт, что дон Хуан мог путешествовать за пределы традиционных территорий племени яки. Во-вторых, пустыня Чиуауа граничит с пустыней Сонора на высоких возвышенностях к востоку и между экосистемами существуют переходные зоны. Современные исследования показали, что пейот действительно присутствует в регионах, доступных для племени яки:

-В переходных зонах между пустынями Сонора и Чиуауа

-В восточных районах традиционных территорий яки

-В районах, куда яки традиционно совершали торговые и ритуальные путешествия.

Аналогичная ошибочная критика была и по поводу дурмана, только там путаница у "экспертов" произошла с классификацией (Datura wrightii была принята ошибочно за Datura stramonium).

Этот случай прекрасно иллюстрирует, как поверхностные знания географии и ботаники в сочетании с академическими предрассудками могут приводить к категоричным, но ошибочным утверждениям.


Источник: vk.com

Комментарии: