26 сентября по приглашению СНО МГЮА были спикерами панельной дискуссии "Научный старт: как покорить академические вершины"

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


26 сентября по приглашению СНО МГЮА были спикерами панельной дискуссии "Научный старт: как покорить академические вершины". Модератор встречи Пётр Петкилёв, также спикеры Виталий Сбитнев и Анна Покровская. Гости — студенчество от колледжа до старших курсов бакалавриата и специалитета.

Наш с Сергеем Александровичем старт в науке случился в зрелом возрасте после многих лет государственной службы. На мой взгляд, прийти в новую для себя сферу, когда тебе хорошо за 30, намного труднее, чем сделать это в начале студенческого пути. Помню, как часто нуждались мы в практической рекомендации, житейском совете: с чего начать писать статью, как построить её композицию, какие источники исследовать, как это всё оформить. Безусловно, помогали научные руководители, аспирантура, но до самых конкретных и прикладных вещей доходили сами. Со временем сформировалась дисциплина, появились привычки, определённые ритуалы, которые помогают начать работу над статьёй в понедельник и не закончить безрезультатно во вторник.

Дублирую здесь то, о чём говорила вчера на панельной дискуссии.

Итак, 7 лайфхаков в помощь новоначальному исследователю и будущему автору научных статей по праву.

1. Следовать своему интересу.

Первое условие вхождения в клуб исследователей — иметь научный интерес. Бывает, на семинаре, конференции, в подкасте или паблике (а иногда и в театре, за художественной книгой или просмотром рилсов) вам попадается любопытная правовая информация. В суете её можно быстро утратить, каждый день несёт нам новые потоки данных. Запишите то, что кажется полезным и перспективным для дальнейшего исследования, в заметке на смартфоне, дома создайте тематическую папку на компьютере. Для первого знакомства с темой найдите 1—3 статьи в Киберленинке, elibrary, Консультанте-плюс, закажите книги в РГБ или библиотеке университета. Изучая их, выписывайте путные идеи в отдельный файл (ВАЖНО! Сразу указывайте корректно источник и страницы цитат, это пригодится для сносок и библиографии). Размышляйте о прочитанном, а чтобы не забыть собственные мысли, вносите дополнения в ту же заметку на телефоне, например, когда едете в метро. И пополняйте папку на компьютере новыми материалами, постепенно изучая их. Помимо эмоционального интереса в научной работе должны быть системность и постоянство.

2. "Убить трёх зайцев одним махом".

Попробуйте найти связь между областью науки, которая вас заинтересовала, и дисциплинами, по которым у вас есть возможность писать курсовую работу в текущем учебном году. Изучите в РПДе примерный перечень тем курсовых, подумайте, в рамках какой вы могли бы исследовать то, что интересно, или предложите свою тему в контексте дисциплины. Обсудите с руководителем по курсовой работе свои идеи. Если удастся заняться исследованием на базе курсовой, вы добьётесь сразу нескольких бенефитов: будете осознанно делать то, что нравится, а не что навязали; подготовите курсовую работу, что и так неизбежно придётся сделать во второй половине учебного года; обеспечите задел для будущих научных статей: при грамотной постановке цели и раскрытии задач в курсовой каждый её параграф — потенциальная статья на СЮФ, ТиН, другие мероприятия.

Наоборот тоже работает: сначала статья — потом курсовая. А из пула курсовых по смежным научным темам рождаются ВКР и даже диссертации. Мыслите стратегически, чтобы не задыхаться от обилия дел. Имея область интересов, проектируйте свою научную работу на год-два вперёд. И над всем, за что берётесь, работайте усердно.

3. "Мяч всегда на вашей стороне".

Никогда не затевайте разговор с потенциальным научным руководителем о статье/курсовой до того, как не изучите:

а) по крайней мере один основательный, но лучше три разных доктринальных источника по проблеме,

б) базовое законодательство по вопросу;

в) позиции Конституционного Суда и судебную практику, статистику, примеры из СМИ и тому подобное (1—3 кейса). Вы должны понимать, что? собираетесь исследовать, в чём ваш научный statement, как вы представляете (хотя бы в общих чертах) логику будущей публикации. А ваш научный руководитель должен видеть ваши готовность к труду и уровень осведомлённости по проблеме, чтобы направить, дать рекомендации по литературе, скорректировать план. Пункт 1 вам в помощь. Создавайте папки для будущих статей и курсовых, систематизируйте информацию в них и постепенно изучайте.

4. Работать по "золотому стандарту".

Работы бывают разные по стилю, объёму, назначению. Но в самом начале пути, когда ещё нет опыта написания научных статей, идите по золотому стандарту в структуре исследования: "теория (+исторический компонент при необходимости) — законодательство — практика". Отсюда рекомендованные в предыдущем пункте источники к изучению.

5. "Make a drama".

Вопрос, который сто?ит исследовать, тема, на которую имеет смысл писать статью, должны иметь внутреннюю драматургию, своеобразный конфликт. Развивайте критическое мышление, замечайте различия в позициях учёных, пробелы и коллизии в законодательстве, обращайте внимание на любопытные случаи из правоприменительной практики. Научная статья должна решать актуальную, новую задачу, не повторять всем известные факты, иметь "изюминку" даже в своём названии. В эпоху поисковых систем и GPT статьи повествовательного характера как правило мало интересны. Гораздо охотнее читают те публикации, в которых решается спор, высказывается авторская позиция, конкретные предложения, имеющие практическую ценность.

6. Язык и стиль.

Школьный опыт написания сочинений и эссе — хорошо, если он есть. В то же время подготовка научных текстов отличается по методике, подходам к работе и дизайну конечного продукта. У научного текста чёткая структура и логика раскрытия, это вполне себе математическая модель, где вместо уравнений, фигур и символов категории, ссылки на нормы и аргументированные выводы. Работать с источниками следует добросовестно: текст, исключая цитаты, должен быть авторским, система тезисов завершённой и непротиворечивой. Не уповайте на AI даже в технико-оформительских аспектах: подставит. Тут на первых порах поможет только одно — читайте! В МГЮА издаются журналы ВАК, сборники материалов по итогам конференций, да и в интернете немало сайтов с научной литературой. Читая, нарабатывайте лексикон, воспитывайте чувство стиля, этику обращения к позициям авторов, замечайте детали в параметрах текста, порядке оформления сносок и проч. И не пренебрегайте законами формальной логики. Мало что выглядит столь же нелепо и беспомощно, как направленный на суд редакции или жюри конкурса кособокий неотформатированный текст с невнятной экспозицией, корявым языком исполнения, внутренними несоответствиями.

7. "Долой аврал!".

Хорошая научная работа (особенно в отсутствие опыта и задела) не пишется "на коленке" или за одну ночь. Проблему нужно осознать, по ней необходимо начитать критическую массу источников, поставить для себя задачи, нащупать ту самую "драму" — проблематику, нерв будущей статьи. Наш мозг так устроен, что со всем этим надо пожить, выстроить новые нейронные связи. Собственно текст пишется достаточно быстро, но и качество "текста за час" всегда оставляет желать лучшего.

Помните: "Verba volant, scripta manent", и это ваша репутация.

Познавая мир, человек познаёт себя. Успешных исследований!?

Фото: Екатерина Подберезкина


Источник: vk.com

Комментарии: