Зачем модным брендам промпт-инженеры и где их найти

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Искусственный интеллект открывает перед fashion-индустрией большие возможности. Однако, чтобы достичь результатов и не потерять ресурсы, нужен «переводчик» на язык нейросетей.

• Связующее звено

Все знают, что ИИ помогает модным брендам: анализирует тренды, автоматизирует рутинные задачи и генерирует изображения. Но мало кто понимает, как именно сделать запрос, чтобы получить от нейросети желаемый результат. Согласно исследованию агентства McKinsey и издания Business of Fashion, в 2024 году 73% руководителей fashion-брендов считали ИИ приоритетом, но лишь 4% использовали его системно. Дизайнеры и маркетологи, как правило, не знакомы с тонкостями работы с генеративными моделями, они не знают, что такое «негативный промпт», как контролировать в запросах цвет, силуэт или настроение кадра. В результате делают тысячи итераций, теряют время и бюджет.

И тут на помощь приходит новый специалист: промпт-инженер. Этот человек — связующее звено между нейросетью и бизнесом. Он «разговаривает» с ИИ, используя язык промптов — инструкций, по которым алгоритм выполняет задачу: строит изображение, текст или видео.

Согласно оценкам Института анализа инвестиционной политики (МНИАП), в 2024 году объем глобального рынка промпт-инжиниринга оценивался в $ 222 млн. Эксперты института прогнозируют, что до 2030-го отрасль будет расти высокими темпами по 32% в год и достигнет $1,6 млрд.

В индустрии моды генеративный ИИ уже меняет требования к таким профессиям, как художник, дизайнер, разработчик UI / UX. Растет спрос на специалистов с гибридными навыками, — техническими и креативными.

Промпт-инжиниринг становится важным инструментом для творческих процессов, включая создание дизайна, визуального контента и маркетинговых материалов.

ИИ непрерывно совершенствуется, создает новые востребованные профессии. И разработчики, которые игнорируют возможности нейросетей, могут в какой-то момент оказаться вне рынка, считают эксперты.

• Они уже в курсе

Международные модные бренды с высокой digital-зрелостью давно поняли: без промпт-инженеров ИИ — просто дорогая игрушка. С 2023 года крупные fashion-компании начали размещать вакансии Prompt Engineer (AI, Fashion direction), AI генераторов контента, ИИ-креаторов, специалистов по генеративному ИИ и др.

«Мы видим растущий спрос на профессионалов, которые умеют работать с генеративными моделями и создавать релевантный контент. Они позволяют персонализировать клиентский опыт и ускорять разработку продуктов», — прокомментировал Патрик Нильссон, директор по цифровым технологиям Zalando в интервью для Frankfurter Allgemeine Zeitung.

Такие специалисты уже работают в adidas, Zara, Burberry, ASOS, Puma, Nike, решая прикладные задачи: генерации мудбордов и концептов для новых коллекций (Zara, Tommy Hilfiger), создание контента для соцсетей и ecommerce (Burberry, Nike), AI-аватаров моделей в социальных сетях и рекламных кампаниях (H&M тестировал до 30 цифровых двойников), 3D / 4D-прототипов и виртуальных примерок (adidas, Puma), метаверс-арта и NFT-коллекций, персонализированные рекомендации в онлайн-магазинах (ASOS, Amazon).

Еще в 2021 году adidas в рамках стратегии Own the Game создал отдел, который сегодня насчитывает 700 ИИ-специалистов, включая промпт-инженеров. Они тестируют дизайн на соответствие пяти категориям — футбол, бег, тренировки, уличная одежда, лайфстайл, — отсеивая 85% нерелевантных эскизов до этапа производства. В результате запуск коллаборации adidas x Gucci в 2022 году ускорился на 30%. ИИ формирует визуальные прототипы за сутки — раньше на это уходили недели.

«Мы активно перестраиваем наши digital-команды, привлекая специалистов по искусственному интеллекту и генеративным моделям, чтобы создавать инновационные продукты и улучшать клиентский опыт», — прокомментировал Грегг Тейт, глобальный директор по персоналу adidas для HR Exchange Network в 2024 году.

Спортивный гигант Puma в 2024-м выпустил линейку кроссовок Inverse, дизайн которых частично был сгенерирован ИИ на основе текстовых промптов. Инженеры формулировали вводные — стиль, настроение, ткани, — на их основе модель предложила 3D-макеты.

Tommy Hilfiger использует ИИ-алгоритмы, обученные на собственных архивах. Промпт-инженеры задают запросы в духе «лук из коллекции 1997-го, адаптированный к трендам 2025-го», получая свежие идеи с сохранением узнаваемого стиля и ДНК бренда.

• В общем русле

Российские бренды также не отстают от генеративного прогресса. Так, в 2023 году компания «Спортмастер» внедрила нейросети для обработки баннеров. Если раньше специалист тратил день на подготовку макета, то теперь 15 минут. ИИ автоматически дорисовывает фон, масштабирует элементы и стилизует изображения под формат сайта, наружной рекламы и email-рассылок.

В результате CTR (Click-Through Rate, показатель кликабельности) на мобильных баннерах вырос на 11% по итогам внутренних тестов, как поделился в блоге компании на harb.ru Роман Максимов, руководитель группы дизайна. Love Republic благодаря генеративной графике ускоряет производство визуалов и делает их более разнообразными, не тратя бюджет на частые съемки.

В конце 2024 года бренд представил лукбук коллекции Evening, полностью сгенерированный ИИ.

«Технически российские специалисты ничем не уступают зарубежным, — комментирует Мария Шевченко, основатель школы и конструкторского бюро 3dCouture, преподаватель Британской высшей школы дизайна по трехмерному моделированию и нейросетям. — Главное отличие — возможности и бюджеты. Отставание скорее связано с недоверием к новым инструментам, отсутствием системного внедрения и нехваткой обученных специалистов внутри команды».

Шевченко выделяет несколько ключевых задач, которые нейросети успешно решают сегодня в сфере моды. Прежде всего они связаны с визуальным контентом. Например, дизайнер загружает референс или описывает задачу, а ИИ предлагает десятки вариаций эскизов — от формы и силуэта до цветов и текстур. Это ускоряет креативный поиск и расширяет визуальный диапазон.

Также ИИ позволяет быстро тестировать десятки вариантов узоров, надписей или иллюстраций для принтов, адаптируя их под формат ткани, сезон и целевую аудиторию; «одевать» модели в виртуальную одежду, не проводя фотосессию (что особенно удобно на этапе презентации коллекции для инвесторов, байеров и онлайн-витрин); создавать качественные изображения в «дорогих» локациях (на элитных пляжах, в горных пейзажах, футуристических интерьерах и т. д.), не тратясь на выезды и съемки; делать автоматическую коррекцию света, композиции, заменять фон, улучшать детали (то есть выполнять работу постпродакшн-студии).

Кроме того, ИИ способен помочь в коммуникации брендов с аудиторией, выстраивая единый стиль общения (так называемый tone-of-voice). Например, он предлагает варианты постов и слоганов в фирменной стилистике; отслеживает рисковые формулировки — чтобы пост не вызвал негатива, недопонимания или «отмены» в соцсетях; адаптирует тексты под разные группы потребителей (например, по регионам или каналам).

И, что особенно важно, ИИ может анализировать данные продаж, вовлеченности, трендов, выдавая удобные сводки, прогнозы и визуализации. Это разгружает менеджеров и ускоряет принятие решений.

• Нанимать или учить

Итак, многие компании на собственном опыте убедились, что промпт-инженеры нужны для эффективного решения креативных и бизнес-задач с помощью ИИ. Но что выгоднее — нанять таких специалистов в штат, обратиться к ним на аутсорсе или обучить новым навыкам уже работающих в компании сотрудников?

По информации издания Bloomberg, в 2023 году зарплата промпт-инженеров в международных компаниях достигала 335 тыс. долларов в год. В России по состоянию на апрель – май 2025 год (данные Habr, hh.ru, Hi-Tech. Mail, Zerocoder) услуги промпт-инженера на фрилансе обходились в 40 тыс. — 80 тыс. рублей за проект (один концепт, серия мудбордов, кампания).

«Отдавать работу с нейросетями целиком на аутсорс — не слишком эффективно: без вовлечения во внутренние процессы бренд теряет контроль над смыслом и стилем коммуникации», — отмечает Мария Шевченко.

За аналогичную позицию в штате, по данным сайтов рекрутинга, предлагалась ежемесячная зарплата в размере от 70 тыс. до 120 тыс. рублей для начинающих специалистов, 130 тыс. — 200 тыс. для среднего уровня, от 250 тыс. для опытных профессионалов с глубоким знанием ИИ-технологий и практическими навыками.

«ИИ это инструмент, который усиливает работу специалистов, а не заменяет их. И отдельная должность промпт-инженера модным компаниям не требуется, — считает основатель школы и конструкторского бюро 3dCouture. — Гораздо эффективнее, когда дизайнер, маркетолог или продакт-менеджер умеет сам ставить задачи ИИ и интерпретировать результат. Промпт-инжиниринг становится частью современной цифровой грамотности».

Обучить сотрудника нужным навыкам с нуля сегодня не сложно. Профильные российские вузы, например, Международная академия экспертизы и оценки, «Высшая школа экономики», Московский физико-технический институт, предлагают курсы промпт-инжиниринга для физических и юридических лиц. Продолжительность обучения от 1,5 до 3 месяцев, стоимость — в среднем от 44 000 до 60 000 рублей.

«Выгоднее всего дообучать текущих сотрудников, — комментирует Мария Шевченко, — особенно дизайнеров, копирайтеров, SMM-специалистов, арт-директоров. Именно они уже понимают продукт и стиль бренда, а обучение ИИ-навыкам займет меньше времени, чем вводить нового человека в контекст. Также можно нанимать уже „прокачанных“ специалистов, которые используют ИИ в реальной практике, и обращаться к консультантам на проект — для создания гайдлайнов, обучения команды или проработки пилотных кейсов».

ИИ — это не волшебная палочка. Он делает то, что ему скажут. А как это сделать правильно, знает промпт-инженер. В моде, где важны нюансы, эстетика и ритм трендов, этот специалист становится носителем визуальной стратегии бренда.

Как прогнозирует в 2025-м агентство web-дизайна и digital-маркетинга ProfileTree, к 2026 году 60% международных fashion-компаний введут штатные позиции промпт-директоров. Игроки модного рынка, которые научатся говорить с ИИ через специалистов, получат конкурентное преимущество в скорости ведения бизнеса и организации производственных процессов.

источник: PROfashion.ru


Источник: vk.com

Комментарии: