УО и РАС |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-08-20 12:03 Умственная отсталость (УО) — врождённое или рано приобретённое (до 3 лет) нарушение общего психического развития с дефицитом интеллекта (IQ < 70) и адаптивных навыков (коммуникация, самообслуживание, социализация). Характеризуется стойким недоразвитием когнитивных, речевых и социальных функций. Расстройства аутистического спектра (РАС) — нарушения нейроразвития, проявляющиеся дефицитом социального взаимодействия, коммуникации и стереотипным поведением. Интеллект может варьироваться от глубокой отсталости до высокого уровня . Коморбидность: У 50% детей с РАС выявляется сопутствующая УО (IQ < 70) . Однако РАС может диагностироваться и без УО, а УО — без аутистических черт. Диагностические критерии Для умственной отсталости (МКБ-10, DSM-5): Интеллектуальный дефицит: IQ ? 70 (тесты Векслера или аналоги). Нарушение адаптивных функций: трудности минимум в двух областях: - Коммуникация (речь, понимание инструкций). - Социализация (дружба, эмпатия). - Самообслуживание (гигиена, организация быта) . Манифестация в детстве: симптомы должны проявляться до 18 лет . Для РАС (DSM-5): Дефицит социальной коммуникации: - Нарушение социально-эмоциональной взаимности (не отвечает на улыбку, избегает контакта). - Проблемы с невербальным общением (отсутствие жестов, избегание зрительного контакта). - Трудности в установлении отношений. Стереотипное поведение: - Повторяющиеся движения (раскачивание, взмахи руками). - Ритуализированное поведение (требование неизменности распорядка). - Гипер- или гипочувствительность к сенсорным стимулам (болезненная реакция на звуки, текстуры). - Симптомы проявляются в раннем детстве, но могут стать очевидными позже при возрастании социальных требований. Клинические проявления коморбидного состояния Возрастные признаки УО: 1–2 года: задержка моторного развития (поздно держит голову, ходит), отсутствие реакции на имя, обильное слюнотечение . 3–5 лет: скудный словарный запас (<20 слов), неспособность назвать предметы, однотипные игры, агрессия . Школьный возраст: низкая обучаемость, неспособность усвоить программу, социальная изоляция . Специфические черты РАС при УО: Социальная дезадаптация: игнорирование сверстников, отсутствие совместных игр. Коммуникативные нарушения: эхолалия (повтор фраз), монотонная речь. Сенсорные аномалии: истерики при громких звуках, навязчивое обнюхивание предметов . Этиология Генетические факторы (до 80% случаев): Хромосомные аномалии (синдром Дауна, ломкой Х-хромосомы). Моногенные нарушения (фенилкетонурия, туберозный склероз). Пренатальные воздействия: Инфекции (краснуха, цитомегаловирус), алкоголь, вальпроат натрия. Перинатальные риски: асфиксия, недоношенность, родовые травмы. Постнатальные причины: черепно-мозговые травмы, нейроинфекции, социальная депривация . Методы диагностики Генетическое тестирование: хромосомный микроматричный анализ, секвенирование экзома для выявления мутаций (панель «УО и РАС» охватывает >200 генов). Оценка интеллекта и адаптивных навыков: тесты IQ (Векслер), шкалы Vineland для оценки повседневного функционирования. Дифференциальная диагностика: исключение сенсорных нарушений (глухота), педагогической запущенности, шизофрении. Инструментальные методы: ЭЭГ (при подозрении на эпилепсию), МРТ (для выявления структурных аномалий мозга) . Классификация тяжести - степени умственной отсталости по МКБ-10 : Степень УО - легкая (F70) IQ - 50–69 Эквивалент возраста - 9–12 лет Критерии - осваивает базовые навыки, обучаем по спецпрограммам. Степень УО - умеренная (F71) IQ - 35-49 Эквивалент возраста - 6-9 лет Критерии - ограниченная речь, требуется поддержка в самообслуживании. Степень УО - тяжелая (F72) IQ - 20-34 Эквивалент возраста - 3-6 лет Критерии - минимальная речь, постоянный надзор Степень УО - глубокая (F73) IQ - <20 Эквивалент возраста - до 3 лет Критерии - отсутствие речи, полная зависимость от ухода Сравнение ключевых признаков УО и РАС : Интеллект УО - снижен у всех пациентов РАС - может быть высоким Коморбидность УО+РАС - IQ < 70 + аутистические черты Социальное взаимодействие УО - заинтересованность в контакте РАС - избегание контакта, отсутствие эмпатии Коморбидность УО+РАС - сочетание дефицита инициативы и реакции Речь УО - задержка развития РАС - эхолалия, отсутствие жестов Коморбидность УО+РАС - грубая задержка + стереотипии Поведение УО - безынициативность РАС - ритуалы, сенсорные стереотипии Коморбидность УО+РАС - наложение стереотипий на когнитивный дефицит Критерии коморбидности УО и РАС Диагноз сочетания требует: Соответствия критериям УО (IQ < 70 + дефицит адаптации). Наличия симптомов РАС: стойкий дефицит социальной коммуникации и стереотипное поведение. Социальные нарушения должны быть ниже ожидаемых для уровня развития ребенка с УО . Умственная отсталость и РАС — гетерогенные расстройства нейроразвития, часто сочетающиеся. Диагностика требует комплексного подхода: оценка интеллекта, адаптивных функций, социально-коммуникативных навыков и поведения. Раннее выявление (до 2–3 лет) и генетическое тестирование критичны для разработки индивидуальных программ абилитации. При коморбидности акцент делается на коррекцию как когнитивного дефицита, так и аутистических симптомов через поведенческую терапию и социальную адаптацию. Источник: vk.com Комментарии: |
|