ТВОРЧЕСТВО КАК «ГИБКИЙ» ПСИХОАНАЛИТИК

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-08-06 11:27

Психология

Творческий акт в психоанализе — не просто хобби или возможность отдохнуть, это один из способов познания внутреннего мира человека. Многие специалисты проводят аналогии между творческим процессом и аналитическим сеансом. В обоих случаях присутствует работа с символическим материалом, открывается доступ за фасад сознания и исследуются скрытые смыслы.

В творчестве, как и в анализе, мы сталкиваемся с невысказанным, с тем, что прячется в глубинах нашей психики. Для некоторых психоаналитиков творчество — это способ сублимации, преобразования бессознательных импульсов, а для других — путь к исцелению, переработке травматического опыта. В новом выпуске рубрики «Книжная полка» мы рассмотрим эту тему через призму трех работ авторов-психоаналитиков.

«Об отсутствии способности к рисованию», Марион Милнер

Работа британского психоаналитика Марион Милнер «Об отсутствии способности к рисованию» — любопытное исследование, которое основано на личном опыте автора. Милнер, как психотерапевт и художница одновременно, анализирует в этой работе свой собственный творческий процесс. Она пишет о том, как рисование становится путем к пониманию процессов, которые происходят в бессознательном.

В этой книге Милнер вводит понятие «гибкой среды», которая позволяет проявиться ранней симбиотической связи «младенец-мать». По мнению автора, когда эта связь отражается в терапевтическом и творческом процессе, она помогает нам постепенно компенсировать дефициты ранних отношений. Рисование, как и «гибкий» психоаналитик, становится «хорошей матерью», «зеркалом» и «мостом» к клиенту.

Дональд Винникотт, который высоко ценил работы Милнер, развивал похожие идеи «переходных феноменов» и игры. Однако он видел в рисовании прежде всего способ диалога, в то время как Милнер считала, что это форма ненавязчивого присутствия при акте творчества.

В книге она уделяет особое внимание технике свободного рисования, которое рассматривает как способ доступа к внутреннему миру:

«Через рисование я могу прикоснуться к тем частям себя, которые скрыты от сознания».

Милнер описывает, как в процессе свободного рисования, когда она позволяла руке двигаться без контроля сознания, начинали возникать образы и формы, отражающие ее скрытые переживания. Рисование становилось способом «дать голос» бессознательному, выразить то, что сложно или невозможно выразить словами.

«Когда я рисую, я не думаю, я чувствую». Этот процесс аналогичен свободному ассоциированию в психоанализе. «Рисование — это не просто воспроизведение внешнего мира, это создание внутреннего», — пишет Милнер.

«Художник и фантазирование», Зигмунд Фрейд

Эссе Зигмунда Фрейда «Художник и фантазирование» — это классический текст, в котором основатель психоанализа рассматривает творчество как форму детской игры, как способ удовлетворить свои вытесненные желания. «Каждый ребенок в игре ведет себя как поэт, создавая собственный мир или, вернее, перестраивая мир, данный ему, сообразно своему удовольствию».

В этом эссе автор исследует природу художественного творчества, проводя параллели между детской игрой и рождением фантазий у взрослых. Он утверждает, что подобно ребенку, который придумывает свой собственный мир в игре, художник конструирует воображаемую реальность. И тот, и другой воплощают в своей фантазии свои невысказанные желания.

«Как поэт, он [художник] создает для нас замок в Испании, и хотя в действительности он не строит воздушных замков, всё же его воздушные замки гораздо прочнее и устойчивее, чем таковые в реальной жизни», — пишет Фрейд.

Он отмечает: несмотря на то, что художественное произведение — это продукт нашего воображения, всё же оно обладает особой прочностью и устойчивостью и оказывает мощное воздействие на зрителя.

Однако, в отличие от ребенка, художник не скрывает свою игру, а делает ее явной и доступной для других. Он преобразует личные переживания в художественное произведение. Фрейд рассматривает искусство как форму сублимации, которая позволяет художнику выразить бессознательные желания и конфликты в социально приемлемой форме.

Рассматривая художественное произведение, зритель получает возможность погрузиться в эти переживания. Но при этом он испытывает эстетическое наслаждение. Таким образом, искусство становится своеобразным компромиссом между бессознательными мотивами автора и требованиями реальности.

«Мы воспринимаем его творения, находим в них удовольствие, и, собственно, не очень заботимся о том, откуда он их берет и какими путями он их создал», — Фрейд отмечает, что для зрителя важен прежде всего визуальный эффект произведения, а не механизмы его создания.

Процесс творчества остается скрытым от зрителя, как и бессознательные процессы, которые порождают наши фантазии.

«Миф о рождении героя», Отто Ранк

Отто Ранк в своей работе о природе творчества рассказывает о том, как бессознательные процессы, связанные с рождением и отделением, находят свое отражение в искусстве и мифотворчестве. Он показывает глубинную связь между творческим актом и глубинными процессами. В том числе пишет о влиянии страха смерти на наше желание созидать:

«Страх смерти, глубоко укорененный в человеческой психике, находит свое выражение в стремлении к бессмертию, которое реализуется через творчество. Произведение искусства становится символом преодоления смерти, памятником, который переживет своего создателя».

Творчество, по Ранку, это не просто способ справиться с травмой рождения, но и символическое стремление преодолеть страх небытия, желание оставить после себя нечто вечное — произведение искусства. Этот порыв к бессмертию становится одним из ключевых мотивов творческого процесса.

«Герой — это тот, кто отважился на отделение от матери, на индивидуацию, и теперь в своем творчестве заново переживает этот процесс, создавая собственный мир, в котором он — господин и творец».

Психоаналитик связывает творческий акт с первичными переживаниями акта рождения и отделения. Он утверждает, что эти бессознательные процессы лежат в основе мифотворчества и искусства в целом. Творчество выступает неким способом компенсации травмы рождения и последующего отделения. Через создание чего-то нового художник восстанавливает утраченное единство, обретает чувство контроля и преодолевает страх небытия.

«Идеализация рождения в мифе есть, таким образом, не что иное, как попытка исправить неприятный факт реального рождения, от которого, как от первопричины всякого последующего страдания, человек стремится убежать».

Творческий акт — это путь к индивидуации, к становлению автономной личности. Создавая что-то уникальное, художник отделяется от коллективного бессознательного, формирует собственное «Я» и находит свое место в мире.


Источник: vk.com

Комментарии: