ТВОРЧЕСТВО КАК «ГИБКИЙ» ПСИХОАНАЛИТИК |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-08-06 11:27 Творческий акт в психоанализе — не просто хобби или возможность отдохнуть, это один из способов познания внутреннего мира человека. Многие специалисты проводят аналогии между творческим процессом и аналитическим сеансом. В обоих случаях присутствует работа с символическим материалом, открывается доступ за фасад сознания и исследуются скрытые смыслы. В творчестве, как и в анализе, мы сталкиваемся с невысказанным, с тем, что прячется в глубинах нашей психики. Для некоторых психоаналитиков творчество — это способ сублимации, преобразования бессознательных импульсов, а для других — путь к исцелению, переработке травматического опыта. В новом выпуске рубрики «Книжная полка» мы рассмотрим эту тему через призму трех работ авторов-психоаналитиков. «Об отсутствии способности к рисованию», Марион Милнер Работа британского психоаналитика Марион Милнер «Об отсутствии способности к рисованию» — любопытное исследование, которое основано на личном опыте автора. Милнер, как психотерапевт и художница одновременно, анализирует в этой работе свой собственный творческий процесс. Она пишет о том, как рисование становится путем к пониманию процессов, которые происходят в бессознательном. В этой книге Милнер вводит понятие «гибкой среды», которая позволяет проявиться ранней симбиотической связи «младенец-мать». По мнению автора, когда эта связь отражается в терапевтическом и творческом процессе, она помогает нам постепенно компенсировать дефициты ранних отношений. Рисование, как и «гибкий» психоаналитик, становится «хорошей матерью», «зеркалом» и «мостом» к клиенту. Дональд Винникотт, который высоко ценил работы Милнер, развивал похожие идеи «переходных феноменов» и игры. Однако он видел в рисовании прежде всего способ диалога, в то время как Милнер считала, что это форма ненавязчивого присутствия при акте творчества. В книге она уделяет особое внимание технике свободного рисования, которое рассматривает как способ доступа к внутреннему миру: «Через рисование я могу прикоснуться к тем частям себя, которые скрыты от сознания». Милнер описывает, как в процессе свободного рисования, когда она позволяла руке двигаться без контроля сознания, начинали возникать образы и формы, отражающие ее скрытые переживания. Рисование становилось способом «дать голос» бессознательному, выразить то, что сложно или невозможно выразить словами. «Когда я рисую, я не думаю, я чувствую». Этот процесс аналогичен свободному ассоциированию в психоанализе. «Рисование — это не просто воспроизведение внешнего мира, это создание внутреннего», — пишет Милнер. «Художник и фантазирование», Зигмунд Фрейд Эссе Зигмунда Фрейда «Художник и фантазирование» — это классический текст, в котором основатель психоанализа рассматривает творчество как форму детской игры, как способ удовлетворить свои вытесненные желания. «Каждый ребенок в игре ведет себя как поэт, создавая собственный мир или, вернее, перестраивая мир, данный ему, сообразно своему удовольствию». В этом эссе автор исследует природу художественного творчества, проводя параллели между детской игрой и рождением фантазий у взрослых. Он утверждает, что подобно ребенку, который придумывает свой собственный мир в игре, художник конструирует воображаемую реальность. И тот, и другой воплощают в своей фантазии свои невысказанные желания. «Как поэт, он [художник] создает для нас замок в Испании, и хотя в действительности он не строит воздушных замков, всё же его воздушные замки гораздо прочнее и устойчивее, чем таковые в реальной жизни», — пишет Фрейд. Он отмечает: несмотря на то, что художественное произведение — это продукт нашего воображения, всё же оно обладает особой прочностью и устойчивостью и оказывает мощное воздействие на зрителя. Однако, в отличие от ребенка, художник не скрывает свою игру, а делает ее явной и доступной для других. Он преобразует личные переживания в художественное произведение. Фрейд рассматривает искусство как форму сублимации, которая позволяет художнику выразить бессознательные желания и конфликты в социально приемлемой форме. Рассматривая художественное произведение, зритель получает возможность погрузиться в эти переживания. Но при этом он испытывает эстетическое наслаждение. Таким образом, искусство становится своеобразным компромиссом между бессознательными мотивами автора и требованиями реальности. «Мы воспринимаем его творения, находим в них удовольствие, и, собственно, не очень заботимся о том, откуда он их берет и какими путями он их создал», — Фрейд отмечает, что для зрителя важен прежде всего визуальный эффект произведения, а не механизмы его создания. Процесс творчества остается скрытым от зрителя, как и бессознательные процессы, которые порождают наши фантазии. «Миф о рождении героя», Отто Ранк Отто Ранк в своей работе о природе творчества рассказывает о том, как бессознательные процессы, связанные с рождением и отделением, находят свое отражение в искусстве и мифотворчестве. Он показывает глубинную связь между творческим актом и глубинными процессами. В том числе пишет о влиянии страха смерти на наше желание созидать: «Страх смерти, глубоко укорененный в человеческой психике, находит свое выражение в стремлении к бессмертию, которое реализуется через творчество. Произведение искусства становится символом преодоления смерти, памятником, который переживет своего создателя». Творчество, по Ранку, это не просто способ справиться с травмой рождения, но и символическое стремление преодолеть страх небытия, желание оставить после себя нечто вечное — произведение искусства. Этот порыв к бессмертию становится одним из ключевых мотивов творческого процесса. «Герой — это тот, кто отважился на отделение от матери, на индивидуацию, и теперь в своем творчестве заново переживает этот процесс, создавая собственный мир, в котором он — господин и творец». Психоаналитик связывает творческий акт с первичными переживаниями акта рождения и отделения. Он утверждает, что эти бессознательные процессы лежат в основе мифотворчества и искусства в целом. Творчество выступает неким способом компенсации травмы рождения и последующего отделения. Через создание чего-то нового художник восстанавливает утраченное единство, обретает чувство контроля и преодолевает страх небытия. «Идеализация рождения в мифе есть, таким образом, не что иное, как попытка исправить неприятный факт реального рождения, от которого, как от первопричины всякого последующего страдания, человек стремится убежать». Творческий акт — это путь к индивидуации, к становлению автономной личности. Создавая что-то уникальное, художник отделяется от коллективного бессознательного, формирует собственное «Я» и находит свое место в мире. Источник: vk.com Комментарии: |
|