Почему мы не помним события раннего детства? |
||
|
МЕНЮ Главная страница Поиск Регистрация на сайте Помощь проекту Архив новостей ТЕМЫ Новости ИИ Голосовой помощник Разработка ИИГородские сумасшедшие ИИ в медицине ИИ проекты Искусственные нейросети Искусственный интеллект Слежка за людьми Угроза ИИ Атаки на ИИ Внедрение ИИИИ теория Компьютерные науки Машинное обуч. (Ошибки) Машинное обучение Машинный перевод Нейронные сети начинающим Психология ИИ Реализация ИИ Реализация нейросетей Создание беспилотных авто Трезво про ИИ Философия ИИ Big data Работа разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика
Генетические алгоритмы Капсульные нейросети Основы нейронных сетей Промпты. Генеративные запросы Распознавание лиц Распознавание образов Распознавание речи Творчество ИИ Техническое зрение Чат-боты Авторизация |
2025-08-21 11:26 Формирование воспоминаний, содержащих информацию о конкретном времени и месте приобретения, которые обычно называют «автобиографическими» или «эпизодическими» воспоминаниями, зависит от гиппокампа и ряда взаимосвязанных структур, расположенных в медиальной височной доле мозга. Наблюдение, что взрослые практически не помнят первые года своей жизни, вызвало дискуссию о том, могут ли младенцы создавать гиппокамп-зависимые воспоминания, и может ли их гиппокамп участвовать в процессах обучения и памяти в раннем возрасте. Donato F. et al. провели обзор последних достижений в понимании онтогенеза гиппокамп-зависимых воспоминаний и попытались в этом разобраться. *** Исследования в области когнитивной нейробиологии часто рассматривают мозг младенцев как незрелую версию мозга взрослых, наделенную рудиментарными нейронными сетями и ограниченными когнитивными способностями. Однако, хотя младенческий мозг далек от зрелости, он обладает замечательной способностью к пластичности и обучению и способен поддерживать сложные когнитивные операции. Младенцы различают слова до того, как понимают язык, воспринимают количество до изучения математики и строят ожидания относительно будущего. На этом фоне когнитивного потенциала кажется удивительным, что взрослые сохраняют очень мало воспоминаний о событиях, произошедших в первые годы их жизни, несмотря на то, что эти события формируют развитие. Были выдвинуты различные теории «инфантильной амнезии» (Фрейд, 1914): согласно психологической теории, быстрое забывание событий детства вызвано отсутствием продвинутых когнитивных конструкций (самоощущение, теория разума, язык); биологической – амнезия возникает из-за ограниченной способности развивающегося гиппокампа обрабатывать информацию для кодирования, хранения и воспроизведения воспоминаний из-за продолжающегося его созревания. Исходя из этого были подняты фундаментальные вопросы: когда гиппокамп-зависимая система памяти приобретает способность представлять информацию, основанную на опыте? Когда гиппокамп становится компетентным для обучения? И какова судьба зависимых от гиппокампа воспоминаний, сформированных в младенчестве? Хоть и есть основания полагать, что сложные формы эпизодической памяти не формируются в раннем возрасте, существуют также очень веские основания подозревать, что некоторые механизмы обучения и памяти, зависящие от гиппокампа, действительно доступны для младенцев. Например, у месячных младенцев проявляются эффекты игры со знакомым мобильным телефоном, они способны запоминать чье-то лицо на срок до 2 недель. Таким образом, гиппокамп уже в младенчестве обладает способностью поддерживать формирование богатых представлений и долговременных воспоминаний, хотя его способность учиться на собственном опыте, его вычислительные алгоритмы и схемы совершенствуются при взрослении. Некоторые исследователи утверждают, что младенцы могут формировать эпизодические воспоминания к концу первого года жизни, в то время как другие утверждают, что воспоминания, созданные в младенчестве, носят не эпизодический, а семантический характер и, вероятно, опосредованы корой. На этот счет был проведен ряд исследований. Были получены сведения, что факт обучения месту можно впервые увидеть в возрасте примерно 21 месяца. В эксперименте детям позволили исследовать две комнаты, в каждой из которых было по 4 контейнера, один из них – с игрушкой. После изучения обстановки малышам предлагалось найти игрушку, при этом дети младше 21 месяца задания выполняли случайным образом (Newcombe et al., 2014). В другом исследовании младенцам на экране показывали повторяющиеся эпизоды сценки с целевым объектом и отслеживали взгляд детей. Результаты показали, что 6- и 10-месячные младенцы обнаруживали целевой объект правильным движением глаз, тем самым демонстрируя, что они могут использовать контекстную информацию для ориентации в визуальных задачах, управляемых памятью (Tummeltshammer, Amso, 2018). В тот же период развивается способность выполнять непространственные, зависящие от гиппокампа задачи. Отложенная имитация последовательностей действий впервые появляется в возрасте 6 месяцев, но только в простых формах, включающих короткие последовательности. В течение первых 2 лет жизни дети приобретают способность кодировать более длинные последовательности, демонстрируют более длительное запоминание. В 22 месяца они способны воспроизвести произвольную последовательность немедленно, а в 28-месяцев –после 2-недельного перерыва. В процессе развития мозга цепи гиппокампа созревают поздно по сравнению с другими областями коры, причем отдельные области и подполя созревают с разной скоростью. У человека объем образования гиппокампа резко увеличивается до 2-летнего возраста и затем продолжает медленно увеличиваться до 12-летнего возраста. Это увеличение в основном связано с добавлением новообразованных нейронов в зубчатую извилину, синаптогенезом и миелинизацией аксональных волокон. Сходный затяжной ход развития наблюдался у грызунов, при котором была выявлена ступенчатая прогрессия созревания, которая соответствовала взрослой зрелой последовательности (поверхностные слои медиальной энторинальной коры ? гиппокамп ? глубокие слои энторинальной коры). Заглушение возбуждающей активности на любом уровне нарушало созревание в областях, расположенных ниже по иерархии. При этом была выявлена интересная особенность звездчатых клеток в поверхностной медиальной энторинальной коре: их созревание не останавливалось при заглушении этой зоны и коррелировало по времени с нейрогенезом нижележащих отделов. Авторы предположили, что звездчатые клетки могут функционировать как клеточно-автономный «драйвер» для развития сети гиппокампа (Donato, 2017). При изучении активности нейронов гиппокампального комплекса у грызунов (Farooq, Dragoi, 2019) было выявлено, что временно-пространственные воспоминания формируются в несколько этапов (сначала запоминание отдельных местоположений в окружающей среде, затем их спонтанная конфигурация в последовательность и после – связывание последовательно переживаемых местоположений в более крупные траектории время-место). Заманчиво предположить, что подобные явления у ребенка могут способствовать развитию способности связывать прошлые, текущие и будущие события в единую ментальную траекторию, что может способствовать развитию способности имитировать последовательности действий. Хотя ранний жизненный опыт, по-видимому, быстро забывается, он имеет решающее значение для развития личности и когнитивных способностей и может влиять на функции мозга на протяжении всей жизни. В младенчестве эпизодическое обучение активирует и функционально задействует зависимую от гиппокампа систему памяти для формирования и хранения воспоминаний, которые сохраняются в латентной форме в течение длительного времени, в т.ч. во взрослом возрасте. Более того, инфантильное обучение биологически созревает гиппокамп, и делает это в зависимости от опыта, тем самым вызывая избирательное созревание способностей памяти. Не все переживания одинаково влияют на созревание когнитивных функций, зависящих от гиппокампа. Например, стрессовые переживания оказывают длительное воздействие на гиппокамп; и когда они происходят в раннем возрасте, их последствия часто сохраняются в формировании поведения на долгие годы. Взрослые животные, подвергшиеся экспериментальным моделям стресса в раннем возрасте, демонстрируют изменения в поведении, зависящем от гиппокампа, уменьшение объема гиппокампа, нарушение регуляции гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой оси и изменения в регуляции генов, которые могут быть вызваны измененным паттерном метилирования и ацетилирования генома (McEwen, 2020). Помимо морфологических изменений, хронический стресс сильно влияет на систему стволовых клеток зубчатой ??извилины взрослого человека. Воздействие стресса направляет нервные стволовые клетки на самообновление и является мощным супрессором нейрогенеза. Более того, текущий нейрогенез, по-видимому, играет непосредственную роль в адаптации к стрессу. Возможность того, что устойчивые эффекты стресса в раннем возрасте могут кодироваться системой стволовых клеток, особенно интересна, поскольку большая часть взрослой зубчатой ??извилины формируется у грызунов в течение первых нескольких недель жизни. Таким образом, любой неблагоприятный опыт в этот чувствительный период может изменить траекторию развития зубчатой ??извилины. Учитывая чувствительность развития зубчатой ??извилины к стрессу и ее преимущественно постнатальное течение, интересно предположить, что точное время воздействия стресса может привести к разнообразным и стойким фенотипам гиппокампа. Серия знаковых открытий, отмеченных в этом обзоре, предоставила убедительные доказательства того, что (1) развивающийся гиппокамп участвует в процессах обучения и памяти уже в младенчестве; (2) воспоминания, создаваемые гиппокампом младенцев, основаны на молекулярных путях и сетевой динамике активности, которые отличаются от взрослых; (3) гиппокамп проходит критический период развития для обучения обучению. Перевод: Мудракова Т.А. Источник: Donato F., Alberini C.M., Amso D., Dragoi G., Dranovsky A., Newcombe N.S. The Ontogeny of Hippocampus-Dependent Memories. The Journal of Neuroscience. 2021; 41 (5): 920-926. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC7880290/ Источник: psyandneuro.ru Комментарии: |
|