Ощущение «я» – этот кажущийся неопровержимым факт сознания – сопротивляется попыткам его окончательного определения

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


Ощущение «я» – этот кажущийся неопровержимым факт сознания – сопротивляется попыткам его окончательного определения. Оно представляется одновременно слишком фундаментальным для того, чтобы быть лишь конструктом языка, и слишком неуловимым, чтобы быть простым физиологическим субстратом. Утверждать, что «я» – всего лишь «привычка речи», значит игнорировать ту интенсивность, с которой оно переживается как центр тяжести бытия. Эта уверенность в собственном существовании превосходит силу любой привычки; она кажется первичным данностью, предшествующей всем условностям. Однако сводить ее к чему-то исключительно «физиологическому» столь же проблематично, ибо «я» не локализуется в конкретном органе, а растворено в потоке нейронных процессов, эмоций и восприятий, не имеющих единого владельца.

Метафора «я» как «особенности рельефа» в ландшафте происходящего более плодотворна. Представьте непрерывный поток опыта – ощущений, мыслей, импульсов, внешних событий. Этот поток не является хаотическим наводнением. В нем возникают паттерны, каналы, векторы силы. «Я» – это не столько сама река, сколько русло, которое этот поток с течением времени формирует и которое, в свою очередь, направляет его дальнейшее течение. Это устойчивый, но не статичный узор в ткани становления, точка концентрации и организации множественных «мотивов», пронизывающих реальность. Возникает иллюзия: раз поток канализирован, раз есть направление, то должен быть и тот, кто это направление задает. Так рождается миф о свободном агенте, выбирающем свое русло.

Но иллюзия выбора – лишь часть более глубокого феномена. Картина происходящего, сама структура опыта, кажется предрасположенной к возникновению понятия «я». Все нити восприятия, все причинно-следственные связи, все смысловые импульсы словно сходятся к некоему воображаемому эпицентру. Подобно тому, как древние дороги сходились к Риму, делая его «центром мира», так и бесчисленные потоки психической и сенсорной информации тяготеют к узлу, который мы обозначаем как «я». Это не произвольное изобретение, а неизбежный результат того, как сознание организует хаос данных: оно нуждается в точке отсчета, в фокусе, вокруг которого может кристаллизоваться связность. «Я» – это не открытая сущность, а необходимая гипотеза, выдвигаемая самим сознанием для собственного функционирования.

Здесь возникает ключевая диалектика. Изначально, в генезисе осознания, дороги ведут к «я». Ребенок усваивает слово «я» извне, через язык и социальное взаимодействие. Это внешнее обозначение становится магнитом, к которому стягиваются переживания: «я» голоден, «я» упал, «я» вижу. Центр формируется под влиянием внешних сил. Однако, будучи однажды установленным, этот центр радикально меняет вектор. Он начинает восприниматься не как точка сбора, а как точка исхода. Теперь кажется, что из «я» исходят намерения, решения, взгляды на мир. Дороги начинают вести из «я». Это великий переворот сознания: операционный центр, созданный для организации входящего потока данных, присваивает себе статус изначального источника. Мы начинаем верить не просто в существование русла, а в то, что именно мы вырыли это русло и контролируем поток.

Таким образом, «я» – это функциональная иллюзия высшего порядка. Оно не является ни простой речевой условностью, ни биологическим императивом в чистом виде. Это динамический паттерн, возникающий на пересечении внешних обусловленностей и внутренней самоорганизации сознания. Это точка схода перспектив, без которой опыт рассыпался бы на бессвязные фрагменты, но которая, в силу самого своего положения, неизбежно ошибочно воспринимается как исходная точка творения. Мы – не владельцы русла, а его наиболее ярко выраженный изгиб, одновременно продукт и условие течения. Признание этого не отменяет силу переживания «я», но помещает его в иной свет: не как абсолютную данность, а как гениальную, хотя и самообманывающую, стратегию бытия в потоке. Мы существуем не вопреки иллюзии «я», а благодаря ее операционной мощи.


Источник: vk.com

Комментарии: