О влиянии лёгких телесных наказаний на развитие детского мозга

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-08-01 11:27

работа мозга

Согласно исследованию американских нейробиологов, легкие телесные наказания могут изменять развитие мозга ребенка.

Физические наказания остаются распространенным методом воспитания для детей, несмотря на многочисленные исследования, которые показывают пагубные последствия на детскую психику .

Многие родители не расценивают легкиe шлепки как настоящую форму насилия. Ученые из Гарвардского и Вашингтонского университетов и Университета Северной Каролины (США) решили выяснить, как такого рода воздействие влияет на развитие мозга ребенка.

Выборка включала 147 детей, 75 из которых были девочками, а возраст участников составил от 10 до 11 лет. Мозг детей сканировали при помощи МРТ, пока ребенок смотрел на экране видео с актерами. Те изображали разные выражения лица — нейтральные и испуганные. В это время при помощи МРТ фиксировалась активность мозга детей в ответ на изображение каждого типа лица.

Была опубликована научная статья в журнале Child Development:

Corporal Punishment and Elevated Neural Response to Threat in Children. Jorge Cuartas,David G. Weissman,Margaret A. Sheridan,Liliana Lengua,Katie A. McLaughlin doi 10. 1111/ cdev. 13565

Коротко пересказал и прокомментировал врач-психиатр Виктор Лебедев на странице "Русского медицинского журнала":

"Физические наказания способны изменить функционирование головного мозга ребёнка

В психиатрии и клинической психологии широко обсуждается роль травмы в развитии психики человека и её влияние на вероятность развития психического расстройства.

В психиатрии и клинической психологии широко обсуждается роль травмы в развитии психики человека и её влияние на вероятность развития психического расстройства...Насилие, которое происходило в детстве – это фактор риска для развития аффективных расстройств, в том числе биполярного расстройства, пограничного расстройства личности и, конечно для развития посттравматического стрессового расстройства. Люди, имеющие подобный опыт в детском возрасте, в последующем демонстрируют изменения в работе и структуре головного мозга. Известно, что у них меньше объём серого вещества в префронтальной коре, отделе мозга, отвечающем за контроль эмоциональных импульсов и планирование. Также у таких людей отмечается увеличение активности миндалевидного тела – области мозга, которая обеспечивает ответ на угрожающие стимулы. В целом, на данном этапе развития нейронауки можно утверждать, что насилие над детьми меняет их мозг в худшую сторону и таким образом создаёт уязвимость для развития психических расстройств во взрослом возрасте. Уменьшая количество физического насилия по отношению к детям, мы делаем вклад в их будущее и уменьшаем заболеваемость психическими расстройствами.

Мало кто может оправдать регулярные побои и тем более сексуализированное насилие по отношению к детям. Эти явления однозначно маркируются нами как негативное. При этом «воспитательное» насилие (например, шлепки) до сих пор многие воспринимают как нечто обычное и допустимое в семейных отношениях. Несмотря на множество работ, указывающих на вред и бессмысленность любых физических наказаний для ребёнка, «воспитательное» насилие остаётся достаточно распространённым феноменом. Ситуация постепенно меняется к лучшему, но мнения в духе «меня наказывали и я вырос нормальным человеком» продолжают существовать в дискуссиях о насилии как методе наказания. Впрочем, тем, кто их высказывает, всегда можно задать вопрос: с чего вы взяли, что выросли нормальными?

Физические наказания, проводимые с целью воспитания, обычно не носят брутальный характер и не приводят к существенному ухудшению физического здоровья. Сейчас мы знаем, что влияние физических «воспитательных» мер лежит больше в плоскости психики ребёнка. Применённое к ребёнку насилие ухудшает его самооценку и способность самостоятельно регулировать собственные эмоции. Это известно из описательных работ по психологии, но сейчас у нас появились сведения о том, что даже шлепки способны изменить функционирование головного мозга ребёнка.

При сравнении двух групп – дети, которых шлёпали, и дети, которых не шлёпали – были получены интересные данные. Оказалось, что дети, подвергавшиеся «воспитательному» насилию, демонстрировали усиленную работу префронтальной коры в ответ на демонстрацию лиц с признаками испуга. В частности, был усилен ответ со стороны дорзальной передней поясной коры, которая включена в такие процессы, как эмпатия, контроль импульсов, эмоциональное реагирование и принятие решений. Кроме этого усиленный ответ был зафиксирован у средней лобной извилины. Это может быть связано с преувеличенным восприятием негативных эмоций и способно приводить к тому, что ребёнок чувствителен к их минимальным проявлениям у окружающих. Также изменения затрагивали те отделы коры, которые задействованы в анализе поведения других людей и социальном взаимодействии.

Таким образом, даже шлепки способны изменить работу головного мозга ребёнка, сделав его уязвимым к негативным эмоциональным стимулам и влияя на множество когнитивных процессов."

Источник: Русский медицинский журнал.

Сами американские нейробиологи в абстракте своей научной статьи пишут:

"Шлепки по-прежнему распространены во всем мире, несмотря на доказательства того, что телесные наказания пагубно влияют на детей. В этом исследовании проверялось, наблюдаются ли у детей (средний возраст = 11,60), которых наказывали шлепками (N = 40), изменения в работе нервной системы в ответ на раздражители, указывающие на наличие угрозы в окружающей среде, по сравнению с детьми, которых не шлепали (N = 107). У детей, которых шлёпали, наблюдалась повышенная активность в нескольких областях медиальной и латеральной префронтальной коры, включая дорсальную переднюю поясную кору, дорсомедиальную ППК, двусторонний лобный полюс и левую среднюю лобную извилину, в ответ на выражение страха на лицах по сравнению с нейтральными выражениями. Эти результаты позволяют предположить, что шлепки могут изменять нейронные реакции на угрозы окружающей среды наравне с более серьёзными формами жестокого обращения."


Источник: vk.com

Комментарии: