Эпоха Нового времени часто понимается как колыбель современной рациональности, выращенной Бэконом, Декартом, Локком, Лейбницем, Юмом, Спинозой и множеством других мыслителей, которым был не чужд свет

МЕНЮ


Главная страница
Поиск
Регистрация на сайте
Помощь проекту
Архив новостей

ТЕМЫ


Новости ИИРазработка ИИВнедрение ИИРабота разума и сознаниеМодель мозгаРобототехника, БПЛАТрансгуманизмОбработка текстаТеория эволюцииДополненная реальностьЖелезоКиберугрозыНаучный мирИТ индустрияРазработка ПОТеория информацииМатематикаЦифровая экономика

Авторизация



RSS


RSS новости


2025-08-06 11:23

наука

Эпоха Нового времени часто понимается как колыбель современной рациональности, выращенной Бэконом, Декартом, Локком, Лейбницем, Юмом, Спинозой и множеством других мыслителей, которым был не чужд свет разума. Границы эпохи условно находятся между XVI и XIX веком, включая движение Просвещения. Особый интерес представляют последние столетия, когда ценностный оптимизм просветителей сменяется меланхоличным настроением мыслителей XIX века, чья философия обретает все более тяжелое звучание.

Возникает немецкий пессимизм, ярко представленный Артуром Шопенгауэром, небезосновательно принявшим титул одного из самых мрачных философов. Датчанин Серён Кьеркегор критически переосмысляет Гегеля и рассуждает об ужасе человеческого существования. Он уже не претендует на громогласное завершение философии и не ищет абсолютной истины, но тонко и аккуратно ставит перед собой вопросы, чтобы неуверенно и даже болезненно отвечать на них. Завершение века крепко связано с именем Ницше, который в «Генеалогии морали» задаётся вопросом о причинах нашей ненависти к современному человеку. Он пишет о том, что в слове «человек» не осталось более той воли и силы, что приписывалась ему раньше, что «пресмыкающееся «человек» занимает авансцену и кишмя кишит на ней; что «ручной человек», неисцелимо посредственный и тщедушный, уже сноровился чувствовать себя целью и вершиной, смыслом истории, «высшим человеком», — что он не лишен даже некоторого права чувствовать себя таким образом относительно того избытка неудачливости, болезненности, усталости, изжитости, которым начинает нынче смердеть Европа».

Подобные рассуждения хорошо отражают ландшафт интеллектуальной мысли и тот культурный разрыв, который возник между Просветителями и философами XIX века. Причиной тому стала дискредитация разума, подозрение в том, что он не способен познать и изменить мир. Пафос Просвещения строился вокруг развития разума и общества, мысли о том, что беды мира возникают от невежества, от темноты незнания и, собственно, необходимости просвещения обыденного сознания. Завершением Просветительской мысли стала немецкая классическая философия, которая в лице Канта оказалась перевалочным пунктом к пессимизму. Другой точкой, в которой преломляется проект Просвещения, стоит признать и романтизм (особенно немецкий), который тоже довольно скоро открыл для себя меланхолично-пугающую сторону фантазии и иррационального начала мира. Но называть и саму эпоху Просвещения сугубо оптимистичным проектом всё же не самое благодатное занятие как минимум потому, что истоки проекта критики разума произрастают мрачными тенями из идей самих просветителей. Шопенгауэровская система во многом заимствует идеи Канта, а концепция вещи-в-себе незаменима для «Мира как воли и представления».


Источник: vk.com

Комментарии: